search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области
0

Месть коммивояжера. Иранский режиссер Асгар Фархади рассказал, что сильнее всех побед – прощенье

Пьеса Артура Миллера «Смерть коммивояжера», увидевшая свет в 1949 году, сразу стала классикой, получила множество престижных наград и сделала автора знаменитостью. Иранскому режиссеру Асгару Фархади повезло не меньше: его оригинальное кинопрочтение пьесы Миллера щедро отметили на минувшем Каннском фестивале (лучшая мужская роль – Шахаб Хоссейни, лучший сценарий – Асгар Фархади).

Прием таков: режиссер как бы играет в театр и в кино в одном пространстве и сводит воедино две параллельные Вселенные. Первый спектакль – на сцене, где герои-актеры исполняют главные роли. Второй разворачивается в их доме, где происходит драма, граничащая с трагедией. Молодая семейная пара – Эмад (Шахаб Хоссейни) и Рана (Таранех Алидусти) – в очередной раз подтверждают избитую истину, что «весь мир театр, а люди в нем актеры».

Интрига закручивается, когда от подземных толчков рушится дом молодых людей, и эти трещины на стенах становятся весьма символичными. Потому как вскоре начнет трещать по швам и семейная жизнь актеров-любителей (театр – хобби, в обычное время Эмад – школьный учитель литературы, а Рана – домохозяйка). На новой квартире героев подстерегает испытание: ожидая мужа, Рана беззаботно откроет дверь незнакомцу, который изуродует и изнасилует ее. Случай в любой стране из ряда вон. А тут дело происходит в Иране, где женщина обязана подчиняться строгим религиозным законам, и пусть Рана не носит чадры или паранджи, но среда диктует свое. Мы видим, как страдают супруги – каждый по-своему. К тому же масле в огонь подливают соседи, ставшие свидетелями происшествия. Рана не хочет обращаться в полицию. Ее муж начинает собственное расследование, которое заводит его очень далеко.

А параллельно Эмад и Рана играют в театре ту самую пьесу Миллера – но уже не так вдохновенно, как раньше. Жизнь жестко подвигает пьесу, постепенно стирая грань между реальностью и фантазией.

Основной магнит фильма – безусловно, Шахаб Хоссейни. Актер не впервые работает у Асгара Фархади – вспомним его роль в оскароносном «Разводе Надера и Симин». Но там он сыграл другой характер – вспыльчивый и импульсивный, здесь же воплощает собой мужскую мудрость и самодостаточность, которая постепенно уступает место психологическому срыву – так на героя действует беда. Именно эта эволюция характера, видимо, и показалась интересной каннскому жюри.

Как и предыдущий фильм Фархади, «Коммивояжер» – остросоциальное высказывание, вскрывающее немало болевых точек, которые на Ближнем Востоке принято замалчивать. Некоторые из них воспринимаются иначе, чем в Европе. Вот, к примеру, тема «грязных денег». В одной из сцен Эмад отказывается притронуться к еде, потому что ужин приготовлен на деньги злоумышленника. А значит, принесет бедствие в семью. Эта восточная специфика европейцам может показаться весьма экзотичной.

Но главный нерв в другом – выяснить, кто же на самом деле здесь «коммивояжер». Хотя Эмад и играет его в своем спектакле, но в финале мы увидим настоящего Вилли Ломена – пожилого и весьма неприятного человека, который на старости лет поддается соблазну и ставит на карту свое 30-летнее супружество. Впрочем, похоже, там тоже давно пошли трещины по стене…

А что же герой? От мести его отделяет всего лишь шаг, но он не делает его. Супругам удается совершить колоссальный нравственный подвиг – простить своего врага.

История получилась горькая. Глубокая и острая, как перец чили. О том, что семьи без доверия нет. О том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. О том, каким невыносимым грузом может лечь на плечи общественное мнение. Об унижении, соблазне, мести, прощении и ответственности за поступки. А главное – о том, кто на самом деле имеет право именовать себя мужчиной…Там еще много тем и смыслов, поднимаемых без дежурного цинизма и лукавого постмодернизма. Картина Фархади дает здоровую пищу и для ума, и для чувств, и для поклонника арт-хауса, и для обычного зрителя. И это редкий случай. Возможно, потому «Коммивояжер» и попал в short-list премии «Оскар» как «Лучший иностранный фильм» минувшего года, что для автора, впрочем, уже не в новинку.

Фото: kinomania.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте