Чтобы линейкой по карте измерить расстояние в 400 км, потребуются определенные навыки и время. Сколько же потребуется времени и сил, чтобы пройти четырехсоткилометровый маршрут на байдарках? Школьники спортивно-туристского клуба «Лидер» отвечали на этот вопрос, путешествуя по наиболее красивым мещерским рекам – Буже и Пре, стокилометровой глади Клепиковских озер и реке Оке. Маршрут двух групп (22 человека) проходил по трем областям – Московской, Владимирской и Рязанской. Всплеск весла нарушает тишину. Читаем увлекательную книгу – учебник заповедной Мещеры. За каждым поворотом реки, за очередным золотым песчаным мысом с сосново-можжевеловым лесом – новые открытия…
Страничка первая учит осторожности. Соблюдая безопасную дистанцию, лодки идут друг за другом. Выход из этого «каравана» чреват аварией: в русле много коряг, топляков, рыбацких заколов. С водой шутки плохи – плывем в спасательных жилетах. В лесу тоже нужно ходить по тропинкам, Мещера – край змеиный.
Вторая страничка – урок самостоятельности. Жизнь на природе приучает к самообслуживанию и аккуратности. Здесь нет нянек, и еду готовим сами, и стираем, и ремонтируем лодки.
Третья страничка учит доброжелательности и взаимопомощи. Это приветливые встречи с другими группами туристов-водников, жителями отдаленных деревень, лесниками и рыбаками.
Четвертая страничка – ягодная, вкусная: земляника, малина, ирга, черника. Правда, тут и терпенье нужно, места-то комариные.
Пятая страничка – орнитологическая. Весельные всплески в плавнях пугают журавлей и цапель. Они взлетают прямо перед байдарками. Побережье – царство суетливых куликов, крикливых чаек, величественных ястребов и луней. Утки часто проныривают прямо под лодками.
Шестая страничка – зоологическая: Окский выхухолевый заповедник. Возможность самим увидеть бережно охраняемых белых журавлей – стерхов, зубровый питомник, звериные следы по берегам, ведущие к водопою.
Страничка седьмая – экологическая. Не очень веселая. Видим, строят богатые дачи в Ушморе, а канализацию, по словам местных жителей, хозяева вывели в заповедное рыбное Ивановское озеро. Много мусора от «горе-туристов» на биваках. Его мы закапывали или сжигали. Традиция клуба – «после нас лучше, чем до нас». Отплывали от своих стоянок удовлетворенными, оставляя уложенные у костровищ бревна-сиделки и чистую поляну. Правда, бывали и исключения. Порадовала чистотой стоянка детской экологической организации «Хозяин Мещеры» школы № 47 города Рязани.
Восьмая страничка – рыбная. Ловим почти все на удочки, спиннинги и даже донку. Не всегда, правда, удачно, но неизменно с азартом.
Девятая страничка – поэтическая. Каждый вечер сидим и все вместе наблюдаем закаты. Ни одного повторяющегося!
Дни побежали незаметно. И закончили мы на последней, исторической страничке. Приплыли в богатый краеведческими памятниками город Касимов, который всего-то на 5 лет младше столицы.
Что такое подобный поход? Отдых, наполненный увлекательными открытиями? Да! Но и в то же время повседневная кропотливая учебная работа в формах, не привычных для классно-урочной системы.
Туризм дает знания, которые остаются в памяти навсегда, так как получены они через эмоциональный опыт в практической деятельности. Опыт такой напрямую затрагивает волевую сферу. Это не просто «знаю», но, как правило, «хочу, могу, буду».
Ведь чтобы не просто «прочитать» природную «книгу», но и запомнить глубинный ее смысл, участникам похода нужно было и ягоды, и грибы самим собирать, и рыбу ловить. Только когда сам увидишь уползающую в лесную чащу гадюку, немного испугавшись, запомнишь – вот ядовитая змея.
Кроме того, ориентирование на маршруте всегда требует обучения работе с картой. А это большой раздел туристской «школы», знания, умения и навыки которого во многом пересекаются с программами школьных курсов географии, ОБЖ, математики и даже информатики. Ведь предпоходная подготовка картографического материала и его обработка после пройденного маршрута сегодня невозможна без использования компьютера. Это реальная возможность освоения ребятами различных графических и текстовых редакторов.
По заповедной Мещере члены клуба «Лидер» впервые прошли 30 лет назад, в 1974 году. И почти все группы осваивали азы водного туризма на этом маршруте. Мещера стала для клуба учебным полигоном, поскольку «знание» воды и «уважение» к ней – основа безопасного участия школьников в многодневных горно-таежных маршрутах со сложными переправами. После таких походов остаются дневники, фотоснимки, слайды, видеофильмы – возможность пролистать мещерский учебник вновь и вновь.
Юлия КОЗЛОВА, к.п.н., мастер спорта, спортивно-туристский клуб «Лидер», Москва
Комментарии