Выдающийся физик, академик, профессор МГУ А.Н.Сисакян писал стихи. Он утверждал: «Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства». Мне, человеку, знакомому с физикой и математикой, эти строки не кажутся странными. Я думаю, человеку без творческих способностей очень тяжело заниматься естественными науками.
На последнем фестивале науки я была на лекции о том, как познает ученый. Когда человек знакомится с научной теорией, он, по сути, придумывает ее заново. Всю математику и всю физику нужно представлять у себя в голове. Для этого нужно обладать развитым воображением. Воображение нужно не только для того, чтобы понимать чужие теории, помимо этого оно ассоциируется с нахождением чего-то нового, а это тоже своего рода творчество.Также искусство всегда было связано с понятием красоты. На самой первой лекции Александр Александрович Шишкин, наш лектор по линейной алгебре, подметил, что физик должен знать математику настолько хорошо, чтобы видеть в ней красоту, только так можно совершить какой-то научный прорыв. «Красота» – этим словом мы называем открывающуюся нам гармонию Вселенной, некое знание о ней. Это знание человек может проецировать как на искусство, так и на науку, используя гармонию как закон, по которому можно достроить слабые места теории.Рассуждения на тему связи науки и красоты мне хотелось бы продолжить упоминанием моей любимой книжки Германа Гессе «Игра в бисер». Она свела многие мои мысли воедино и ответила на важные вопросы. Игра представляет собой логическую систему, включающую в себя знания из совершенно разных областей, ключевыми являются музыка и математика. Партии игры строятся по определенным законам гармонии, а каждая из них является самостоятельным произведением искусства. Любой человек наверняка замечал связь между диаметрально противоположными областями знания. Музыка строится по законам математики, живопись строится по законам математики, а ведь за основу можно брать не только ноты и краски, но и языки, и естественные науки. Да, искусство, творческое мышление помогают лучше понимать науку и двигать ее вперед. Но и научные знания могут влиять на искусство.Отличным примером творчески одаренного ученого может служить Льюис Кэрролл. Говорят, что английская королева была поражена «Алисой в стране чудес» и пожелала ознакомиться с другими произведениями автора. Как же она была удивлена, когда ей доставили огромное количество работ по математике! Я думаю, «Алисы» не было бы, не будь ее автор математиком. Также мне хотелось бы сказать о Л.Термене, чье одновременное увлечение физикой и музыкой привело к созданию совершенно удивительного музыкального инструмента под названием терменвокс. Жалко, на нем почти никто не в состоянии научиться играть, но видеозаписи с выступлением изобретателя просто завораживают.Анна КРАПИВИНА, студентка, Москва
Комментарии