Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Мэр» пока на третьем курсе. Конференция, где все по-настоящему: наука, конкуренция, лучшие умы

Учительская газета, №08-09 от 2 марта 2010. Читать номер
Автор:

В этом году размах IV Международной открытой научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» достиг пика. Больше пятисот участников со всей страны, семь секций, на которых были даны доклады по 18 предметам. В жюри – представители ведущих вузов Москвы, Петербурга, Самары. Все это великолепие организует не столица и даже не областной центр, а Отрадненский образовательный округ. Но «гвоздь» мероприятия не в этом. Конференция – не игра, не учебный полигон, а самая настоящая площадка для демонстрации серьезных научных разработок школьников и студентов.

Статфакт В IV Международной открытой научно-исследовательской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия» приняли участие 521 человек из 32 регионов РФ и двух стран ближнего зарубежья. 25 участников из 12 регионов России выступили дистанционно. По итогам работы конференции победителями и призерами стали 165 человек. В этом году в жюри работали 75 высококвалифицированных специалистов из 28 ведущих вузов страны, среди них профессора, доктора и кандидаты наук.

Разнообразие предметов и тем так велико, что глаза разбегаются: где интереснее? Везде. А какие интересы у самих докладчиков? Больше всего выступлений по экологии, краеведению, литературе, русской лингвистике, физике. Медицину и биологию выбрали немного меньше ребят, но зато какие вопросы поставили они перед собой и слушателями! Вреден ли пирсинг? Каковы адаптивные возможности человека? Как сформировать культуру вакцинопрофилактики в рамках реализации национального проекта «Здоровье»?

По экономике было немало весьма ярких практико-ориентированных докладов. Члены жюри и участники конференции, не отрываясь, слушали исследования на темы «Сравнительный анализ тарифов компаний сотовой связи» и «Установление водяного счетчика: выгода или лишние затраты?».

Всеобщий интерес вызывал и доклад «Рынок труда в городе Отрадный», представленный студентом третьего курса Отрадненского нефтяного техникума Дмитрием Телегиным. Кстати, работа получила I место в научно-технической секции. Дмитрий не только тщательно изучил и изложил теорию вопроса, но и, опираясь на данные, представленные администрацией города, проанализировал реальный рынок труда. Выяснил, что Отрадный несправедливо считается городом нефтяников, 62% его производственных мощностей заняты в обрабатывающей промышленности. Сделал вывод о том, что численность постоянного населения год от года снижается, соответственно падает и численность занятого населения. Растут безработица и количество трудовых мигрантов. В заключение Дмитрий дал рекомендации – как следует регулировать городской рынок труда. Отвечая на вопросы жюри, студент просто поразил всех по-настоящему глубоким пониманием экономических проблем.

– Если бы вы были чиновником, например мэром вашего города, с чего бы вы начали, создавая благоприятные экономические и социальные условия для воспроизводства населения?

– Отрадный хоть и молодой город, но все же большая часть населения – люди нетрудоспособного возраста. Я бы начал с создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, улучшения социальной политики. У нас в городе два садика не работают. Если бы я был главой города, я бы эти садики открыл. Всячески стимулировал бы руководителей малых предприятий на то, чтобы они создавали рабочие места. В конце концов это бы привлекло молодых специалистов и город бы развивался.

Привлекали внимание и другого рода выступления – творческие. Например, на гуманитарно-лингвистической секции свои таланты и яркие костюмы представили ученицы Подбельской средней школы Самарской области Екатерина Борова и Мария Кириллова, участники мордовского фольклорного детского творческого коллектива «Горнипов» («Бубенчики»), Алия Канюкаева, очень интересно рассказавшая об обычаях, одежде, культуре татар.

Переходя из секции в секцию, я постепенно понимала, какие выступления могут претендовать на звание призовых. Жюри, а в этом году оно было очень компетентным и весьма требовательным, привлекали и грамотность речи, и корректное употребление терминов, и использование научной литературы, и правильное понимание методов исследования, и многое другое… Но главное было – внести свой, пусть небольшой, вклад в разработку темы, провести собственное исследование.

Об этом говорил с ребятами на своем мастер-классе доцент кафедры зоологии Самарского государственного педагогического университета Сергей Павлов: «В первую очередь надо изучать то, что может дать пользу науке в плане ознакомления с местной фауной или флорой. Очень перспективная тема – инвентаризация форм. Вторая интересная тема – мониторинг состояния среды. Например, «Трансформация среды под воздействием автотранспорта». Сел человек с утра и посчитал, сколько транспорта пройдет через перекресток в обед, вечером, в выходной день, в будни, в дождь… И данные сопоставил».

Мастер-классы – это еще одна очень важная часть конференции. Дают их члены жюри, педагоги ведущих вузов, и это всегда возможность для школьников и студентов не только прослушать хорошую лекцию по предмету или побывать на семинаре, раскрывающем ту или иную образовательную или научную проблему, но и шанс получить мудрый совет. Вместе со своими учениками учатся их научные руководители – педагоги школ и средних специальных учебных заведений. В первую очередь тому, как проводить исследования, как писать исследовательскую научную работу, как ее защищать. Часто, слушая ребят, понимаешь, что учитель им надиктовал «умные слова», да так и не объяснил, что это значит, или наставник не поправил, не вычитал текст, и ребенок оказался в глупом положении перед жюри.

Конференцию как курсы повышения квалификации для своих педагогов воспринимают и директора школ, на базе которых заседают секции. Руководитель средней школы №8 «Образовательный центр» городского округа Отрадный, лауреат конкурса «Учитель года России-2001» Наталья Брыкина размышляет: «Средний возраст учителя в нашей школе – 45 лет. Они окончили вуз 20 лет назад. Их не учили этому. И сейчас не во всех вузах этому учат. А тут есть возможность узнать много полезного. Мы старшеклассникам разрешили присутствовать на секциях, мастер-классах». Даже с уроков можно уйти. Но это прогул «полезный». Что в итоге? Десятиклассница 8-й школы Ирина Мельникова участвует в конференции второй год. В прошлом году презентовала работы по физике и литературе, в этом выступала только на научно-технической секции. Сказала, что чувствует себя намного увереннее, ну и результат неплохой – III место… Любопытно, что связывать свою будущую профессию ни с литературой, ни с физикой Ирина не собирается. Скорее, с экономикой.

И это еще один интересный эффект конференции. Многие воспринимают ее лишь как возможность сделать первый шаг в науку, в профессию. Руководитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области Владимир Гусаров не согласен с такой формулировкой: «Это одна сторона. А еще мы проводим конференцию для того, чтобы ребята могли хорошо сдать единый госэкзамен, получить высокие результаты на олимпиадах. Чтобы в конце концов утвердились в жизни! Самое главное – наша научно-исследовательская конференция позволяет ребенку соотнести себя с лучшими умами своего поколения в России. Важно и то, что мы пытаемся детей нашего округа поставить в условия всероссийского соревнования. Это поднимает их статус, пробуждает здоровые амбиции».

С будущего года работы будут отбираться в регионах, и только лучшие докладчики попадут в Отрадный. Все правильно. Это по-взрослому. Впрочем, масштабное мероприятие Отрадненского образовательного округа никогда не было детской игрой.

Отрадный, Самарская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту