Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мэр – наедине с москвичами. Сергей СОБЯНИН ответил на вопросы москвичей в прямом эфире программы «Наш город»

УГ - Москва, №14 от 5 апреля 2011. Читать номер
Автор:

​Предварительная информация. 863-я школа в Конькове стоит в очереди на капитальный ремонт, а очередь, как и плесень на потолке, не уменьшается. Для сотен тысяч московских школьников получить знания – значит потерять здоровье. Дырки в школьных стенах – это и дыры в семейном бюджете. Деньги за ремонт в итоге требуют с родителей, расходов, не связанных с образованием ребенка, в год набегает тысяч на десять-пятнадцать.

В Центральном округе на Госпитальном Валу в школе №435 ремонт не делали 56 лет, можно представить, в каких условиях занимаются здесь школьники. По данным социологов, горячую пищу в школьных столовых отказываются есть около сорока процентов учеников: им не нравится ни вкус еды, ни ее качество. В школе №1241 в районе Красной Пресни по закону больше 25 детей в классе быть не должно, но тут не до правил, каждый ученик получает на четверть, а то и на треть меньше учительского внимания, чем положено, в классе – 34 человека, и опросить всех за один урок учитель не может. 874-я школа в районе Очаково-Матвеевское прогремела на всю страну. Впервые в истории новой России среднее учебное заведение лишили аккредитации. Всем поставили «неуд» – и родителям, и ученикам. Школу открыли заново, теперь здесь новый номер, новая вывеска и новый директор, и все надеются, что это только начало изменений. Школы нового типа в Москве есть, например, гимназия №1306 и Центр образования №2030. Здесь гранит науки не грызут, а вкушают с удовольствием, вместо бумажных тетрадей – ноутбуки, а в классе биологии можно выделить собственную ДНК, созданы все условия для того, чтобы детям было интересно учиться и чтобы учились они, играя. Но такая роскошь не для всех. Все хотят учиться в школе будущего, вот только будущее, как всегда, сразу за горизонтом.- Сколько нужно средств для того, чтобы не только сами школы переоборудовать, но еще и подтянуть уровень учителей?- У нас в Москве есть очень хорошие школы, с хорошим учебным оборудованием, с прекрасными преподавателями. Но есть и школы-падчерицы, которые финансируют на порядок ниже, чем выдающиеся школы. В результате заработная плата учителей в этих школах значительно ниже, чем в элитных школах, уровень учебных пособий ниже и в конечном счете значительно ниже качество обучения. Это абсолютно ненормально, когда часть детей ходит в прекрасные школы с хорошими преподавателями, которые получают достойную зарплату, а большая часть детей ходит в другие школы, и часть этих школ – совсем плохонькие. Конечно, это ненормальная ситуация, и мы говорили, что будем менять эту ситуацию, начнем менять ее уже с этого года. Мы отобрали 125 школ, в которых будем проводить эксперимент. Он заключается в том, что одновременно с увеличением объема финансирования и доведения этого финансирования до пятикратного уровня (то есть очень приличного для Москвы уровня) мы параллельно будем требовать и повышения квалификации учителей. Нужен дополнительный контроль за качеством обучения, необходимо улучшение учебного процесса, создание общественного самоуправления в школе, чтобы родители непосредственно влияли на качество учебного процесса. В течение 2012 года мы постепенно подтянем отстающие школы до такого добротного уровня. У нас в Москве не должно быть такого огромного количества школ, которые по качеству, к сожалению, пока еще не устраивают ни родителей, ни Правительство Москвы. – Сейчас действует так называемая тендерная система. Кто выиграл тендер, тот и везет в школу суп и котлеты. Но при этом остается много нареканий: то горячего питания нет, то оно не первой свежести. Ходят слухи, что есть идея вернуться к советской системе: есть школа, есть столовая, есть там своя кухня, где и готовится еда детям.- Наверное, такие слухи есть, но мы идем прямо в противоположном направлении. Наверное, готовить в каждой школе отдельно на школьных кухнях – не самый лучший вариант. Но здесь еще есть проблемы. С нынешнего учебного года была внедрена система, когда отдельно закупали продукты, отдельно кто-то готовил, отдельно обслуживал в той или иной столовой. В результате сейчас невозможно найти, кто прав, кто виноват, кто поставил в школу плохую картошку или некачественное мясо, кто неправильно приготовил, кто плохо раздал. Конечно, такого не должно быть. Мы уже со следующего года будем вводить новые системы. Готовить качественные продукты для школ будут по новой технологии, на новых фабриках-кухнях. Такой эксперимент проводят сейчас в Санкт-Петербурге, это даже не эксперимент, здесь уже внедрена вполне работоспособная система, есть качество, есть удешевление, есть и выбор блюд, которые можно выбрать ребенку при обслуживании в школьной столовой. Мне кажется, это более прогрессивная система, чем былая советская, там 70% всех продуктов выбрасывали на помойку или растаскивали по домам. Мы будем вводить электронную систему учета школьного питания вместе с электронными картами, будут внедряться и учет, и возможность выбора ребенком блюд. Мы должны знать, за что платим, и родители должны знать, за что платят они. – Сейчас для школ введена новая система – так называемая система СанПиНов, требования здесь возросли в разы: нельзя использовать под спортзалы полуцокольные помещения, высота потолков должна быть не ниже 3,60 м, парты должны быть разной величины, поменьше в первых рядах, побольше – в последних, наполняемость классов должна быть не больше 25 человек. Если подходить к школам со всеми этими новейшими требованиями, то половину школ нужно будет просто закрыть?- Сразу ко всем школам это и не будет применяться, а вот к тем школам, которые предстоит построить, эти СанПиНы, конечно, применяться будут. Когда мы учились, у нас максимальная наполняемость класса была от 40 до 45 человек. В начале 90-х годов была установлена другая норма – 25 человек в классе. Сегодня эта норма и действует, в большинстве случаев – соблюдается. Но есть случаи, когда это не соблюдается. Этого, конечно, не должно быть, мы должны строить дополнительные школы, чем и будем заниматься в перегруженных московских районах.- Можно ли увязать зарплату учителя с качеством его работы, с уровнем подготовки учеников, которых он подготовил?- Можно и нужно. Этим должны заниматься не только администрация школы, но и сами родители. Мы, конечно, будем устанавливать системы контроля. Эти системы устанавливает Департамент образования, администрация школы, в том числе ЕГЭ. Но и сами родители должны активно участвовать в эксперименте: 30 процентов фонда заработной платы педагогов будут выделять в фонд премирования. Такой фонд должен расходоваться с участием наблюдательного совета, в который входят родители. Родители должны выставлять оценку учителям, потому что они знают, как ведется преподавание. Может быть, родители лучше всяких инспекторов знают, кто из учителей и каким образом обучает их детей, они сами не заинтересованы в том, чтобы ребенок прогуливал, был бездельником и остался без всяких знаний. Они заинтересованы, чтобы ребенок был качественно подготовлен для этой жизни. Поэтому лучших инспекторов, чем сами родители, мы не найдем. Их надо обязательно включать в этот процесс. У нас большинство родителей ведут себя достаточно пассивно, активных родителей – единицы. Мы хотим, чтобы родители все-таки активно участвовали в жизни школы. Нам обычно говорят: «Ну что толку, у нас нет никаких прав, чтобы активно участвовать в жизни школы!» А мы дадим такие права, в том числе  и финансовые.- С 1999 года в нашей школе не заменяли компьютеры в компьютерном классе. Основное техническое оснащение школы также оставляет желать лучшего. Соединение с Интернетом здесь очень низкое. Все это в целом затрудняет работу и педагогов, и учеников. Когда наконец в нашу школу будет произведена поставка современного оборудования, прежде всего компьютеров, можно ли рассчитывать на ускорение интернет-соединения, в конце концов это школа будущего или, может быть, пока еще прошлого?- Такой вопрос будет поставлен в ближайшее время. А если говорить обо всех школах Москвы, думаю, в течение двух лет мы заменим старое компьютерное оборудование. Начнем уже в этом году – в 150 школах будут заменены компьютерные классы, помимо этого, в 40 процентах школ в этом году будет обеспечен скоростной Интернет. В следующем году закончим эту работу, чтобы все школы были подключены к скоростному Интернету, чтобы можно было общаться с учителями, родителями, получать образование. Помимо этого, мы планируем внутри школ обеспечить беспроводной доступ к Интернету, которым могли бы пользоваться ученики, приходящие в школу со своими компьютерами. Важнейшее направление – информатизация школы, и мы будем обязательно его реализовывать. – Будут ли ремонтировать школы? – По ремонту школ проблема существует. Мы в этом году выделили 2,5 млрд рублей на ремонт школ. Всего необходимо отремонтировать капитально 250 школ. В 2011 году обеспечим капитальный ремонт 150 школ, еще 100 школ закончим в следующем году. Мы не так давно приняли решение о выделении 7 млрд рублей на благоустройство школьных дворов и стадионов, в плачевном состоянии находятся многие из них. В этом году мы по всем стадионам, по школьным дворам проведем ремонтные работы. Может, даже надо изменить стандарт оборудования спортивных площадок, чтобы они были спортивными не только для школ, но и в целом для микрорайона, тогда они, конечно, должны быть более высокого класса, чем сейчас.- Дети целый день проводят в школе, но отдохнуть на свежем воздухе они не могут, потому что на школьном дворе нет спортивной площадки. Можно ли для наших детей на школьном дворе сделать какие-то площадки: детскую, спортивную? – Если есть возможность, если есть территория, конечно, ее нужно оборудовать, отремонтировать. Мы обязательно будем заниматься по всем школам ремонтом и оборудованием спортивных площадок, в том числе и пришкольных.- Зимой иногда снег сбрасывают на спортивные площадки. Это нарушение?- Я не знаю, что на спортивные площадки сбрасывают снег. Конечно, так не должно быть.- С конца 90-х годов к нам стали приходить учиться дети мигрантов, некоторые из них испытывают большие сложности с изучением русского языка, а следовательно, и других предметов. Будет ли разработана и принята особая программа для таких детей для их лучшей успеваемости и лучшей адаптации в современном обществе?- Это очень важный вопрос с учетом такого количества мигрантов, которое находится в Москве. Многие дети плохо говорят по-русски, какие же предметы они могут усвоить? Поэтому во всех школах, где достаточное количество таких детей, будут вводиться специальные курсы для изучения русского языка как иностранного. Конечно, нужно готовить детишек для того, чтобы они понимали, что им преподают, чтобы они владели в совершенстве русским языком. Мы должны не выталкивать их, коль они уже приехали и живут в Москве, прописаны и учатся здесь, мы должны встраивать этих детей в наше общество, обеспечивать образование, как минимум, чтобы они хорошо знали русский язык. Сначала курсы, а потом в школу?- Параллельно. Если ребенок уже школьного возраста, мы не имеем права его не принимать. Мы должны его подготовить к дальнейшему учебному процессу, но до того, как ему прийти в первый класс, хорошо бы, чтобы он прошел дополнительные курсы и подготовился, уже зная прилично русский язык.- Безуспешно пытаюсь устроить дочку 2,5 лет в детсад, предложили место в Новокосино или в Выхино, на дорогу в день не менее полутора часов, стоимость проезда от 120 до 200 рублей. Как жить?- Я думаю, проблему надо исправлять. Тем более если речь идет о матерях, которые одни воспитывают ребенка. Есть льготы для детских садов, поэтому эту проблему надо решить в ближайшее время. Вообще проблема с детскими садами большая. Мы в ноябре имели очередь 18,5 тыс. детей. За последние месяцы нам удалось снизить очередь, сегодня там стоят 7,5 тысячи, то есть продвижение большое. Я думаю, что к 1 сентября наиболее острый накал проблемы мы снимем. Но надо иметь в виду, что с 1 сентября мы имеем еще больший приток детей, и, конечно, нужно, не прекращая, строить новые детские сады, открывать новые семейные детские дома и так далее.- Электронные очереди уменьшаются, но на местах хитрят: есть в садике спортзал, его переоборудуют наскоро в спальню, ставят койко-места, как они говорят. Теперь спортзала уже нет, все уплотняется, и фактически детям негде заниматься спортом. Это правильно, это нормально или это все же нарушение?- Абсолютно ненормально, когда спортивный зал, который должен работать по проекту, заставляют койками. Ну и ненормально, когда помещения в детском саду используются совершенно не по назначению: создаются какие-то музеи или какие-то новые игровые площадки с анимационным ракурсом, еще чего-то придумает руководитель учреждения. Можно придумывать до бесконечности и придумывали, когда детских садов у нас было с избытком. Сегодня их не хватает, дефицит будет нарастать, поэтому все те помещения, которые должны использоваться по прямому назначению для детей, должны использоваться для этого, а не для других целей. Мы должны провести четкую ревизию всех мест в детских садах, чтобы они заполнялись, а не простаивали, иначе мы просто не решим эту проблему.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту