В условиях, когда медицинская система не справляется с потоками больных, а сдерживание эпидемии ведется необдуманно и бессистемно, сложно строить предположения о том, когда и как будет проведена в школах государственная итоговая аттестация. Кстати, в прошлом году было то же самое: до последнего тянули с объявлением о переносе ЕГЭ и отмене ОГЭ, хотя учителя ставили этот вопрос еще накануне нового учебного года. Как результат – пришлось работать в условиях жестокого стресса. В этом году о переносе Всероссийского итогового сочинения со 2 декабря на 5 апреля тоже объявили буквально за неделю до обозначенной даты. У выпускника, не сдавшего сочинение с первого раза, должны быть еще две попытки его написать. Раньше он мог попытаться пересдать в феврале и начале мая. Теперь все пересдачи будут в течение апреля. Как быть ученикам, которые проболеют весь апрель или не успеют как следует подготовиться в сжатые сроки? А ведь это допуск сразу ко всем ЕГЭ! Сама итоговая аттестация должна начинаться уже в конце мая, но начнется ли, будет ли перенесена – ведомство пока ответить не может.
Что можно и нужно сделать в имеющихся условиях? Я просто убеждена: необходимо отменить ряд аттестаций и форм контроля, сократить содержание учебных программ, поскольку многие учителя и ученики подолгу болеют. Кроме того, как отмечают педагоги, в условиях дистанционного обучения при всей его изматывающей интенсивности сложно пройти абсолютно все. Слишком мало времени на непосредственное общение с детьми, оно ограничено санитарными нормами нахождения у экрана, у детей возникает много вопросов, на которые приходится отвечать адресно, индивидуально, а это в свою очередь также требует большего количества сил и времени. Пройти меньше, да лучше – вот что могло бы стать девизом этого учебного года, как и сокращение всех нагрузок, не имеющих прямого отношения к учебному процессу: мероприятий, олимпиад, конкурсов и т. д. Вместо них стоило бы организовать дистанционные курсы, ввести часы психологической поддержки для учителей, учеников и их родителей.
Многим из них сложно управлять своими эмоциями, люди впадают в гнев, раздражение, панику, не понимая, чего еще можно ждать, не принимая того, что происходит повсеместно. Можно и нужно информировать людей насчет перспектив, честно признаваясь, что не всегда возможно осуществить задуманное, чем-то придется жертвовать.
Многие учителя уверены: можно и нужно отменить итоговое сочинение, обязательные ОГЭ в 9‑х классах, а также все ВПР. От этого никто ничего не потеряет, лишь единичные вузы учитывают результаты сочинения при поступлении, шаблонный формат не позволяет судить ни о начитанности, ни о творческих способностях школьников. Не случайно в пику ему даже появился альтернативный чемпионат 14 российских вузов «Своими словами». Будучи продекларированным как междисциплинарное, сочинение на деле остается литературоцентричным, так как рассуждение на морально-этическую тему в нем должно основываться на литературном примере. А это в свою очередь ведет к логическим несообразностям: жизнь нельзя объяснить исключительно книгой, в итоге дети пользуются готовыми штампами, которых от них ждут. ОГЭ были отменены в прошлом году, и Земля, как ни странно, не налетела на свою ось. На практике они особо никому не нужны: средние профессиональные заведения итоги этих экзаменов не рассматривают и не принимают, им нужен всего лишь аттестат. В школах результаты тоже не востребованы, каждая образовательная организация и без того вполне может аттестовать ученика, проучившегося в ней 9 лет.
Проведение ВПР и до пандемии вызывало вопросы как у учительского сообщества, так и у родителей, которые хотя бы раз утруждались поинтересоваться их содержанием. По большей части задания никак не соотносятся ни с учебными планами, ни с учебным процессом, проводятся они в счет тех часов, которые в программе предусмотрены как учебные. Жаль, что министерство не смогло найти оптимальных и эффективных способов оценивать школы и качество образования в них. В нынешних условиях кража учебных часов, создание дополнительных нагрузок и стрессовых ситуаций для детей и учителей в виде ВПР тем более не нужны.
Еще одна данность касается изменений, которые уже утверждены нормативными документами. Речь, в частности, идет о приказе от 20 ноября 2020 года №655 (зарегистрирован 16.12.2020 №61494) «О внесении изменений в Порядок и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам…» за подписью министра С.С.Кравцова. Согласно этому документу с января 2021 года всем школам вменяется иметь в дополнение к уже утвержденным новые дополнительные документы: рабочую программу воспитания и календарный план воспитания.
Те, кто работает в школе, уже примерно оценили объем возросшей бумажной нагрузки. Люди грустно и мрачно шутят, что скоро, наверное, появится обязательный для школ отчет о том, как у них снижается бумажная нагрузка на педагогов, с календарным планом и поквартальным графиком этого снижения, причем заполнять новые таблицы и писать программу «снижения» придется снова тем же самым учителям. Воспитание, конечно, сама по себе вещь неплохая. Но скажите, почему новая нагрузка падает на школы именно сейчас, когда во многих регионах дети учатся дистанционно, когда все очные коллективные мероприятия ставят под угрозу жизнь и здоровье детей и учителей, напрямую способствуя распространению коронавирусной инфекции? Какой календарный план воспитательной работы может быть в Zoom или Teams, от которых все порядком устали?
Этот приказ свидетельствует об истинных приоритетах нынешнего Министерства просвещения и его руководства. Не помощь школам в условиях дистанта, не оснащение их техникой и качественным Интернетом, не пересмотр учебных программ в сторону сокращения, выделения главного и факультативного, что можно наверстать через год, не требование поголовного ПЦР-тестирования в классах, где болеют учителя и дети, с введением для них карантинов и дистанта, не дополнительные выплаты учителям в связи с возросшей нагрузкой. Все эти вопросы министром даже не поднимаются. Школам вменяется дополнительная и практически неисполнимая в нынешних условиях работа, никак не обеспеченная материально. Есть ощущение, что у многих чиновников нет связи с сегодняшней реальностью. Выводы и прогнозы делаем сами.
Наталья НЕПОМНЯЩИХ, мама ученицы 11-го класса, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии