Олимпийское движение бывает не только спортивным, но и образовательным. В России это хорошо знают, потому что его история уходит корнями еще в XIX век, когда Астрономическое общество Российской империи проводило «Олимпиады для учащейся молодежи». Начало всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением нашей страны как суверенного государства после распада СССР в 1991 году. Это был непростой период, когда весьма ощутимыми стали проблемы с финансированием такого дорогостоящего мероприятия. Но сложившаяся в течение десятилетий система работы методической комиссии при Центральном оргкомитете, энтузиазм и ответственность ученых и педагогов позволили сохранить и достойно продолжить традиции олимпиадного движения. Сегодня система отбора талантливых ребят выходит на новый уровень.
Принятый 9 февраля прошлого года Федеральный закон за номером 17 юридически закрепил статус олимпиад школьников. Появились и два положения, регламентирующие порядок организации и проведения Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, а также олимпиад школьников (так называемых вузовских олимпиад). Очередной виток интеллектуального марафона стартует с наступлением нового учебного года. На что нужно обратить особое внимание, какие проблемы требуют решения? Обсудить эти вопросы на «круглом столе» «Учительской газеты» и высказать свою точку зрения мы пригласили людей, причастных к олимпиадному движению.
Ольга МАКСИМОВИЧ, заместитель главного редактора «Учительской газеты», ведущая «круглого стола»:
– Многие годы в нашей стране существует Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам. Со временем к ней прибавился целый ряд других олимпиад. Недавно Союз ректоров России провел их мониторинг и поставил задачу упорядочить значительно разросшееся олимпиадное движение, выработать единый подход к системе отбора талантливых ребят. Был создан Российский совет олимпиад школьников.
На нашем «круглом столе», посвященном олимпиадному движению, мы просим вас поделиться мнениями по ряду вопросов. Один из них: наши талантливые ребята, участвуя в международных олимпиадах, часто занимают призовые места. В то же время, когда проводятся исследования TIMSS и PISA, наши достижения намного скромнее.
И еще одна проблема: что нужно сделать, чтобы не навредить талантливому ребенку, который участвует в олимпиаде? Иногда его выжимают как губку, перестраивают, ломают. Что все-таки первично: интересы государства или детей?
Проблемы
Владимир ПАСЕЧНИК, ректор Московского государственного областного университета:
– Давайте все-таки понимать, что в олимпиадах участвуют необычные школьники. Это ребята, которые видят себя в науке. У них совершенно другое отношение к учебе. Мы их не ломаем. Мы, наоборот, их поддерживаем, пытаемся раскрыть их таланты.
Мы уже многие годы занимаемся олимпиадами. Раньше работали на голом энтузиазме, на спонсорских взносах. Сейчас финансирование есть. Но стало сложнее в другом плане – появилось много бюрократических препонов, которые мешают нам работать.
Станислав КОЗЕЛ, профессор кафедры общей физики Московского физико-технического института:
– Сейчас в олимпиадном движении две линии. Одна – это бывшая всесоюзная олимпиада, теперь она стала всероссийской по многим предметам. Это линия отбора наиболее талантливых ребят со всей России. Она заканчивается тем, что возникает группа детей, которая представляет нашу страну на международной арене и, конечно, готовится к этому серьезно. И есть вузовские олимпиады, цель которых – получить побольше абитуриентов. У этих олимпиад совершенно разные задачи. Похоже, сейчас их собираются объединить.
Мое личное мнение: олимпиады – это альтернатива ЕГЭ. Они нужны, чтобы можно было брать в вузы не только тех, кто ЕГЭ сдал, но и отличился по этой линии тоже.
Жаль, что нас, руководителей предметных олимпиад, вывели из центрального оргкомитета, там теперь оказались одни чиновники. А ведь это был по-настоящему рабочий орган, состоящий из людей, до тонкостей знающих особенности олимпийского движения.
На ваш вопрос, почему мы побеждаем на международных олимпиадах, а в целом образование наше не на самом высоком уровне, ответ очень простой – мы работаем с элитными ребятами. Мы стараемся сохранить высокий уровень, чтобы представлять нашу страну на международных олимпиадах, для этого приходится детей очень серьезно тренировать. У нас есть системы подготовки. Но этого недостаточно, потому что сейчас страны Юго-Восточной Азии работе с одаренными детьми уделяют огромное внимание. Там это дело государственного престижа. У нас, к сожалению, этим занимаются инициативные группы по разным предметам.
Валерий МОСКАЛЕНКО, проректор по учебной работе Московского государственного университета имени Баумана:
– У нас большой опыт проведения крупной олимпиады «Шаг в будущее». Мы ищем, развиваем таланты, пока они за школьной партой. Наша задача – создать положительную мотивацию, подготовить ребят к поступлению в наш вуз или в другие высшие учебные заведения. Поставить себе цель готовить одаренных молодых людей, чтобы они выступали на международных соревнованиях, а дальше бросать их – это расточительство. Олимпиада – это не альтернатива ЕГЭ, а дополнение, победителям этих олимпиад могут предложить внеконкурсное зачисление в вуз. Олимпиада позволяет в конкретный вуз на конкурсной основе принять человека, который хочет здесь учиться, которого подготовили опытные педагоги вуза.
Следует развивать такие олимпиады, более того, мне кажется, надо все-таки им давать больше преференций. Через «Шаг в будущее» прошли около двух тысяч школьников в Москве, а мы смогли принять, несмотря на то что там очень много одаренных, лишь 400 человек.
Настоящая беда московских вузов: мы, к сожалению, очень ограничены в возможностях принять талантливых детей из регионов. Общежитий не хватает. И средств на общежития практически не выделяется.
Владимир ПАСЕЧНИК:
– Есть олимпиады, которые заканчиваются на уровне России. Там четыре этапа, этого достаточно. Есть олимпиады с выходом на международный уровень. Например, олимпиады естественно-математического уровня. Для них все-таки нужно пять этапов. Сейчас в новом Положении о Всероссийской олимпиаде школьников убрали четвертый, окружной. И я не знаю, как в этом году у нас пройдет заключительный, всероссийский этап. Во-первых, слишком много участников Всероссийской олимпиады – более 400 человек. Не каждый вуз сможет провести такую олимпиаду. Во-вторых, уровень подготовки у детей будет резко отличаться. Мы увидим, что некоторые школьники не справятся с заданиями.
Валерий МОСКАЛЕНКО:
– Если бы государство понимало важность олимпиадного движения, была бы большая отдача. Все упирается во многом в финансовые возможности. А государство хочет гордиться, но вкладывать не очень стремится. Все держится на инициативе, энтузиазме, но на энтузиазме в рыночной экономике далеко не уедешь.
Валерий СЛОБОДЯНИН, доцент кафедры общей физики Московского физико-технического института:
– Пока России есть чем гордиться по физике, математике. Есть 3-4 десятка школ, в которых работают блестящие учителя. Они готовят олимпиадников. Взять город Березняки Пермской области, там есть учитель физики Василий Васильевич Ефимов. Казалось бы, городок – даже не областной центр, а из него все время на Всероссийской олимпиаде «звездочки» мелькают. И такие школы по России есть, но их мало. Эта ветвь, к сожалению, тупиковая, потому что таких педагогов не поддерживают, и они уходят, их все меньше и меньше.
Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист Московского института открытого образования:
– К проблеме, о которой мы говорим, нужно подходить не только с позиции научных результатов, но и с точки зрения состояния здоровья детей. Потому что подготовка к олимпиадам, участие в них – это перегрузки, неровный темп подготовки. Ребята хотят этим заниматься, но, может быть, при них должен быть человек, который проконтролирует состояние здоровья, их возможности, чтобы не было перегрузки.
Иван АЛЕШКОВСКИЙ, заместитель декана факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова:
– Когда создавался Российский совет олимпиад школьников, остро стояла проблема, и сейчас стоит, качества олимпиад. Многие из них – средство зарабатывания денег. Сейчас были собраны более 400 заявок со всей России по различным общеобразовательным предметам. Эксперты их проанализировали. Выбрали тех, кто действительно достоин, и включили их в перечень олимпиад. Такой перечень будет каждый год формироваться в Министерстве образования и науки Российской Федерации, а победители этих олимпиад будут получать льготы при поступлении. Я согласен, система олимпиад – не альтернатива ЕГЭ, а дополнение к единому госэкзамену. Олимпиада должна помочь талантливым ребятам поступить в вузы по их профилю. Сейчас согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников 45 процентов победителей заключительного этапа могут иметь определенные льготы – скорее всего это будет возможность зачесть данный общеобразовательный предмет.
Я представляю еще одну организацию – Координационный совет по делам научно-образовательной молодежи при Совете при президенте по науке, образованию и технологии. Мы считаем, что олимпиады позволяют выявить «звездочек», и дальше наша задача – не дать им потеряться. Есть несколько путей. С одной стороны, необходимо поддерживать школы, педагогов. Создавать при региональных центрах науки школы-интернаты, подобные интернату имени Колмогорова при МГУ. Самых талантливых детей в старших классах надо отбирать и помогать им развиваться в рамках своего предмета по индивидуальным учебным планам. С другой стороны, не менее важно развитие системы заочных и дистанционных школ.
– Есть еще одна проблема. На проведение Всероссийской олимпиады выделяются значительные средства. Это бюджетные деньги, и, чтобы их получить, надо выиграть тендер. Мы должны выполнять закон. Но на таких тендерах иногда побеждают организации, которые не имеют опыта проведения олимпиад, однако сбивают цену. Но мы ведь прекрасно понимаем, что лучше Физтеха никто не подготовит сборную команду России по физике, математике. У них уже несколько десятков лет опыта подготовки талантливых ребят. Или взять наш университет, который уже более 15 лет готовит сборную команду по биологии. У нас отработана своя методика, есть преподаватели, которые уже много лет работают с этими школьниками. Но в тендерах могут выиграть те, кто такого опыта не имеет.
Глеб ШВЕЦОВ, доцент кафедры методики преподавания биологии, географии и экологии Московского государственного областного университета:
– Почему москвичей мало среди победителей и так много китайцев, ребят из Юго-Восточной Азии? У москвичей гораздо больше возможностей реализоваться здесь, в Москве. У них нет такой заинтересованности, как у ребят из регионов, для которых это единственный шанс пробиться. А для китайского мальчика единственный шанс пробиться – победить на международной олимпиаде. Потому они максимально заинтересованы в своем успехе.
P.S.
Итак, широкая река олимпиадного движения в России раздвоилась сегодня на два русла. И у каждого потока есть свой регламентирующий документ и координирующий орган. Проведение Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам осуществляет Федеральное агентство по образованию, а олимпиады школьников – Российский совет олимпиад школьников, причем организационно-техническое и научно-методическое сопровождение его деятельности поручено Российскому союзу ректоров. У профессионального сообщества уже было время внимательно изучить правила олимпиадного движения. Перемены здесь следующие. Прежнее Положение о Всероссийской олимпиаде школьников от 30 октября 2003 года №4072 сменило вступающее в силу с 1 сентября года текущего Положение о Всероссийской олимпиаде школьников от 22 октября 2007 года №286. Чем конкретно отличаются эти два документа? Кратко об этом говорится в письме Минобрнауки России «Об олимпиадах школьников» от 6 декабря 2007 года №03-2421: «изменился порядок отбора победителей и призеров олимпиады для участия в последующих ее этапах, усилены требования к методическому сопровождению всех этапов олимпиады, изменилось количество этапов и др.». Более подробно комментируют эти изменения непосредственные представители олимпиадного движения. Их заботит упразднение четвертого (окружного) этапа предметных олимпиад, который был крайне необходим в олимпиадах естественно-математического профиля. Окружной этап проводился по федеральным округам и служил фильтром, позволяющим отбирать на пятый (федеральный) этап, а также в национальные сборные команды России на международные олимпиады наиболее талантливых ребят. Из нового Положения исчезли пункты о формировании состава сборных команд России на международные олимпиады из числа победителей предметных всероссийских олимпиад школьников. Зато такой пункт есть в документе, регламентирующем порядок проведения олимпиад школьников (приказ
Минобрнауки России от 22 октября 2007 года №285). Там прописана норма, допускающая включение победителей этих олимпиад в сборные команды России.
Не оказалось в новом Положении о Всероссийской олимпиаде школьников и пункта о том, что участниками третьего этапа являются не только
9-11-классники, но и одаренные ученики других классов, освоившие соответствующую программу уже в среднем звене школы, например в 7-м или 8-м классе. Отсутствует и пункт о включении победителей регионального этапа предыдущего года в число участников регионального этапа года текущего. Увы, пока ни одно из принятых положений не устанавливает схем поддержки талантливых учителей, успешно работающих с одаренными школьниками.
Остается надеяться, что инструктивные письма федеральных образовательных ведомств дополнят или внесут ясность в олимпиадную документацию.
Что же касается решения упорядочить стихийный поток так называемых вузовских олимпиад, то оно не лишено здравого смысла. Подобные испытания стали объявлять и проводить кто как может и хочет. Кто-то стал зарабатывать на этом деньги. Теперь принято решение, что олимпиады имеют право проводить только вузы или органы власти, а не коммерческие структуры. Другое дело, что возникают вопросы: возможно ли все-таки полностью унифицировать олимпиады, не станут ли они просто пунктом по приему в вузы, не утеряется ли главная цель олимпиадного движения – поиск и отбор талантливых и одаренных ребят? Эти и другие вопросы мы адресовали Виктору Антоновичу Садовничему, ректору МГУ имени М.В. Ломоносова, возглавившему Российский совет олимпиад школьников. Интервью с ним читайте в следующем номере «Учительской газеты».
Комментарии