search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР
0

Мечтатель из текоса. Диагностическая поездка к Щетинину

Это ж надо – я в Текосе у Щетинина уже лет десять не была! Стыдно. С нашего знакомства и моего первого очерка о нем и его Яснозоренской школе Белгородской области (август 1978-го) тридцать два года прошло. Почти столько, сколько ему тогда было – 33 года, а мне еще и того меньше…Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Об истинной причине своего приезда я так ему и не сказала (не хотела, да и не очень-то она меня хорошо характеризует, эта легковерность моя…). Ну да ладно, пусть узнает теперь из очерка в газете вместе с читателями – и им польза, не одна ведь я на свете такая легковерная.

Ну а уж разговоры злые жужжали вокруг него всегда. Как в Академии педнаук, когда Щетинин был неожиданно избран академиком на эпохальном общем собрании АПН времен перестройки, так и на обывательско-бытовом уровне. Но в этот раз странные речи возникли в кругу своих – близких по духу, единомышленников. Их можно резюмировать страшненькой фразой: похоже, Щетинин заболел русским фашизмом. И я собралась в диагностическую поездку.Широко известны общепедагогические открытия Михаила Петровича – погружение, бригадный метод, получение высшего образования прямо на базе школы и многие другие. Но философия, идеология школы близка, на мой взгляд, прежде всего к русскому космизму. А это имена Николая Федорова, Павла Флоренского, Циолковского, Чижевского, Рерихов…  Совсем, согласитесь, другой ряд, чем у идеологов нацизма. Космос, Вечность по имени Ребенок – ключевые слова «идеологии» Щетинина и в самом начале педагогического пути, и сейчас. «Сколько тебе лет?» – «Восемь». – «Сколько веков?» – «Сто». Эта поэтическая строчка, сколько его помню, – стержень его мировосприятия и, скажу больше, самоощущения его ребят. Здесь и вправду на вопрос: «А сколько тебе лет?» девчушка с улыбкой отвечает: «Вечность!»А еще – общая для ребят и взрослых зачарованность Мечтой.Вспоминаю Ясные Зори, 1978 год, первое знакомство. Щетинин, не отвлекаясь на обязательные по политесу речи, сразу повел меня в зал с зеркалами от пола до потолка, сел к пианино и заиграл песню своего сочинения: «…Где моя мечта высокая встанет, как гранит, юность синеокая мне в глаза глядит». Это очень непросто, это попросту очень редко: жить с Мечтой, выстроить всю свою жизнь по Мечте. Да еще уметь разделить ее с ребятами, не ослабляя ее звучания ни в молодости своей, ни в поздней зрелости.И это подвижничество духа опять же, тут я соглашусь со Щетининым, особо свойственно именно русскому менталитету.Щетинин – из вечной породы русских «чудаков», из исчезающего племени философов-самородков, дерзнувший выработать не только самобытную картину мира, но и выстроить по ней жизнь свою и школы своей. Крестьянский сын, безмерно почитавший всю жизнь родителей своих (а те, пока были живы, принимали самое активное участие и в строительстве его школ, и в обустройстве всей его педагогики на глубинных народных началах), в основу нынешнего, Текосского, этапа своего поиска-пути не случайно положил чувство и осознание юным человеком своего рода, своих предков, ответственности за духовное, а не только физическое продолжение этого рода.По стенам их школы, расписанным ребятами, струятся славянской вязью необычные девизы: «Я поднимаю голову. Я распрямляю плечи. Я гордо смотрю в горизонты. За моими плечами великая слава отцов. И я их дочь. И потому я родом знатна – я дочь Великого Народа».Ребята живут и учатся в чудо-теремах, выстроенных по собственным же проектам, их дипломным работам. И органично вплетаются в вязь педагогического замысла Текоса традиции местного казачества, во всю мощь используемые педагогами школы и лично Щетининым, чей кабинет увешан дипломами за особые успехи в боевых искусствах.Кого-то может покоробить все это как некая мода на державность и народность. Но те, кто давно знает Щетинина, его особую стать, подтвердят: каким ты был, таким ты и остался – казак лихой, орел степной… И, как и в молодости, мне постоянно хочется с ним спорить чуть ли не по каждому его изречению. Во время моего пребывания в школе были сразу три делегации – из Украины, Молдавии и Японии. Все договаривались о сотрудничестве. Две милые японочки – мать и дочь – представляли какой-то международный фонд, заинтересованный в совместном проекте со Щетининым. Ну вот, опять… Будто вновь на дворе конец 70-х, Щетинин гостит у нас с Тубельским на улице Правды в Москве, и мы с ним яростно, до обид спорим. Я только что постигла глубину опыта Загорского детдома для слепоглухонемых детей, этого «синхрофазотрона человековедческих наук», как называли его ученые, и доказываю Мише: в основе очеловечивания младенца лежат способы его действий с человеческими предметами по удовлетворению его первичных потребностей. И вообще слово «способности» явно содержит в себе корень «способ» – способ действия с предметом, этим аккумулятором человеческой культуры, несущим в себе «код» тысячелетней истории человечества. Щетинин же восставал всей своей мощью на эдакую пошлую мою рациональность, на саму постижимость (хоть и относительную) всего того, что в его словаре именовалось Тайной, Космосом, Великой Энергией Любви и т. п. И мы расходились, смертельно обиженные друг на друга, но ни на йоту не уступившие в том, что каждый считал своей правотой.Нет, противоречия те не ушли, просто не стало смысла их обнажать, накручивать друг друга. Разбирайтесь сами со своим величием, подумала я о Щетинине и его гостьях, если оно послужит делу развития Детства, ребенка – то и пусть. А дети в Текосе спокойны, защищены, бодры, радостны и умны, со здоровым чувством собственного достоинства, крепким стержнем, но не зашорены, не закрыты, с мышлением острым и критичным, открытым к спору, дискуссии. А те две японочки, поначалу сдержанные и немного печальные, после двух дней общения с ребятами и педагогами Текоса вдруг стали раскованными, веселыми, оживленно жестикулировали, размахивали руками и даже всплакнули от всего сердца на прощание.Почему-то «школа радости» ассоциируется в обыденном сознании с неким эдемом, где плоды познания сами падают в рот и взрослые рьяно обслуживают сколь-нибудь явные наличные интересы ребенка, спеша их побыстрее удовлетворить. В Текосе иначе. Тут основной путь через неожиданную постановку трудной, казалось бы, вовсе не выполнимой задачи. Вызов человеку и одновременно мощная вера: «Ты сможешь! У тебя  получится!»Ирине Крыловой 29 лет, в Текосе она с 8-го класса, всегда считала себя гуманитарием, окончила истфак пединститута. И вдруг Щетинин ее спросил: «А какая наука для тебя самая трудная?» «Химия», – ответила девушка. – «Тогда подумай над созданием авторского курса по химии». Ира признается, что два дня была словно в отключке. «А на третий день пошло включение. Я подумала: ведь весь мой организм, весь мир вокруг – это химическая макролаборатория. Неужели я не постигну ее законы?» Так родился не только спецкурс, но и синтез преподавания химии с физикой, биологией, а сейчас ее задача – интегративные курсы с высшей школой. Три года проучилась параллельно в техническом вузе, начала работу над диссертацией….Светлана Маратовна Юрьева спасала сына от школы, в которой его били ровесники, а дома бил отец за неуспехи в математике. Привезла его в Текос. В первую же после того встречу он поразил ее, показав: «Мама, я сам эту лестницу сделал и вот ту еще!» – «Сын, как же это? Ты же дома мусорное ведро и то не мог вынести!» – «А мне просто ведро цемента поставили и сказали: «Ты сможешь». Его мечта о школе, о России, о месте ребенка в мироздании, наверное, утопична. И все равно победна. Я согласна с молодым писателем Дмитрием Быковым и его статьей об Александре Грине, что в России в конечном счете побеждает тот, в ком есть силы жить и мечтать и строить жизнь по этой мечте. «Где-то в мире, может быть, и нужно делать карьеру, а в России она сжирает все силы, и когда вырастишь свой пресловутый крыжовник – нет уже ни сил, ни желания его есть…» И еще вывод о том, что в нашей «нелинейной» стране в итоге побеждает благородство, а вовсе не приспособленчество.Я много думала об этом, анализируя странную, казалось бы, успешность, непотопляемость опыта явно утопического миростроительства в опыте многих современных педагогических систем, рожденных в ХХ веке.Уже вышли в жизнь поколения вполне успешных, творческих, состоявшихся людей, прошедших школу такой «утопии» в системе ли Иванова, в школе ли Караковского, Тубельского, в коммунарском «Орленке», в отрядах Крапивина, Штейнберга, во всех школах Щетинина. Вроде бы по всем законам здравомыслия этой успешности не должно было быть, ведь постоянным рефреном звучат упреки в «отрыве детей от реальности». И в 60-е, и в 70-е, 80-е, 90-е, далее везде…Вот и в самом поселке Текос жители недоумевают: ну нельзя же так в нынешние-то времена. Чтобы все бесплатно! «Только и слышишь, – с тревожным недоумением округлила глаза моя хозяйка, – щетининцы были, забор покрасили. Щетининцы церковь подремонтировали. Мусор убрали… Это раньше, в советские времена можно было, а сейчас надо плату хоть какую-то брать!»Ну да, школа в Текосе недавно была на три года полностью лишена финансирования – и никто не поймет, чем кормил детей Щетинин, но и в эти годы односельчане (начиная с батюшки местного храма) шли за помощью именно к нему. А может, мечта, высокая цель, сверхзадача мобилизуют, сохраняют и питают жизненные силы личности куда как надежнее, чем родительский счет в банке и отвоеванное локтями и зубами ценою стольких личностных потерь место в бомонде, в рейтингах богатства, яхт, марок часов и прочих новомодных для России измерителях социального благополучия?По крайней мере важно знать: в обществе есть альтернатива. И она тоже естественна, и современна, и культуросообразна.  И я горжусь тем, что ярче, победнее всего эта альтернатива воплощена именно в педагогике. В таких мощных, сложных, спорных и таких необходимых нам всем фигурах, как Щетинин.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте