Процесс изменения законодательства на федеральном уровне очень сложен и долог. Поэтому в Дубне предложили свою модель: советы или другие формы государственно-общественного соуправления школой должны умещаться в рамках действующего. Юридическая служба города оказалась достаточно сильной для того, чтобы суметь воплотить эти смелые чаяния. И в 2004 году в лицее «Дубна» и школе №1 появились прецеденты, когда мамы и папы, тети и дяди абсолютно легитимно стали полноправными советчиками и партнерами педагогического коллектива и ученического сообщества в решении насущных проблем школьной жизни.
Городская администрация как учредитель дала добро на изменение школьных уставов, а глава города Валерий Прох издал постановление, утвердившее положение о порядке создания и организации деятельности управляющих советов в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Опыт Дубны оказался востребованным. В состав авторов пособия «Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности управляющих советов» вошла юрисконсульт городского управления народного образования Елена Иноземцева, которая фактически и разработала нормативную базу для управляющих советов. В другом сборнике, посвященном реализации моделей государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях Московской области, опытом создания и итогами деятельности управляющего совета поделилась директор лицея «Дубна» Тамара Мещерская. Тамара Рудольфовна вспоминает, что ее даже поразило, с каким энтузиазмом включились люди в работу совета на первых же этапах его возникновения. До того момента, пока они осознали, что реально могут на что-то влиять, смирялись, ждали благодати свыше. Ребята бежали в лицей, ничего не видя, не слыша, боясь опоздать из-за капризного расписания автобуса. До учебы им, взмыленным-то, было?! Благо без дорожно-транспортных происшествий обошлось. Новый орган школьного управления прекратил эту гонку на выживание в считанные минуты. Теперь лицеистов с левого берега привозят на правый в точно рассчитанное ими и всеми сопереживающими им время.
В управляющем совете о нуждах школы и комфорте учебного процесса пекутся представители учредителя – кто-либо из администрации муниципального образования, и не обязательно это должен быть работник управления образования, избранные большинством голосов учителя, родители, старшеклассники и кооптивные члены, имеющие отношение к просвещению постольку, поскольку сами когда-то учились и полученными умениями, а возможно, и заработанными средствами готовы поделиться с теми, кто еще грызет гранит знаний и влиться в трудовой строй только готовится.
Ведущий специалист городского управления народного образования Марина Антонова говорит, что прежде чем жители города поняли, что такое кооптированный член совета и зачем такая докука нужна, была проделана огромная работа. Ведь как обычно бывает: очевидное не замечают, о школе выросшие в ее стенах взрослые, занятые разруливанием своих важных дел, вспоминают не часто. Им стали усиленно напоминать: есть такое место, там учатся ваши потенциальные работники, возможные преемники. Отмахиваться, мол, некогда, уже не получалось, приглашали на совместные акции часто и много. Так и подружились. А друзей не предают, с ними делятся наболевшим и радостью и стараются помочь. Вот так дружба переросла в сотрудничество и соучастие.
Опыт умения дружить дубненские новаторы старались передать всем заинтересовавшимся новой формой управления, отстаивали свои позиции на областных и федеральных семинарах. Когда результаты вопиюще заявили о себе, в подмосковный наукоград стали приезжать посмотреть, пощупать живьем, что за зверь такой – общественно-государственное управление.
Пять школ присоединились к эксперименту еще до того, как регион включился в проект модернизации. Сегодня советы с функциями управления – так как лозунг наукограда «Больше советов хороших и разных» – есть во всех общеобразовательных учреждениях, а их в городе 13. Девять управляющих советов, один совет по развитию лицея и два совета школы. Дубнинский механизм создания органов управления признан разработчиками комплексных программ модернизации образования наиболее оптимальным, так как он не требует внесения изменений в федеральное законодательство и эффективен.
Включение общественности в жизнь школы – обязательное условие нацпроекта, но повсеместное возникновение управляющих советов зачастую тормозится из-за неумения вести диалог, из-за сложностей преодоления буквы законодательных документов, из-за страха начинать что-то новое. В этом отношении Дубне повезло, то ли привычный к научным изысканиям город вычислил, что необходимость привлечения общественности в управление станет насущной, то ли на его специалистов снизошло какое-то предвидение, подсказало особое чутье, но общий старт оказался здесь лишь одобрением выбранного курса.
– А я уже давно заметила, в нашем городе многие вещи на шажок, а то и два опережают других. Мы начинаем первопроходцами, видим, что нам это нужно, в рамках эксперимента или инновационной деятельности потихоньку внедряем, а потом оказывается, что это на самом деле правильно. Но вряд ли бы проявилось лидерство Дубны в расширении инновационных проектов, – отмечает начальник городского управления народного образования Татьяна Виноградова, – если бы 5 лет назад в городе не сформировалась муниципальная стратегическая команда. Ее составили специалисты, которые прошли обучение как раз по проектам деятельности в сфере образования. Стало это возможным благодаря Министерству образования Московской области.
Стратегическая команда научилась вычленять перспективные задачи, знает, в каком направлении следует двигаться. Угадала команда и с профильным обучением, занявшись им вплотную еще до рекомендаций нацпроекта.
Но главное – оповещать общественность о своих достижениях регулярно. Конечно, школа испокон веков готовила отчет по итогам учебного года, в котором присутствовали не только статистические данные, но и анализ всех сторон школьной жизни. И хотя этот опыт в публичном докладе используется, упор все-таки делается на освещение в первую очередь направлений развития школы и возникающих на этом пути проблем. Анализ же строится не на сравнении школьных побед внутри нее, он учитывает и продвижение вперед других учебных заведений. И школа стремится догнать, стать такой же, перегнать.
В прошлом году большой резонанс вызвал публичный доклад директора лицея №6 Натальи Кренделевой. Она была в числе первооткрывателей новой формы сотрудничества с общественностью, правда, назвала свое выступление не публичным, а открытым. На его основе Наталья Георгиевна подготовила два ярких буклета, в которых тезисно изложила основные идеи доклада. Одна книжонка предназначалась младшеклассникам, другая – ребятам постарше.
Следом за 6-м лицеем потянулись и другие школы. Директора стали выступать. Вскоре стало ясно, что новая форма публичного знакомства с учебным учреждением пришлась дубнинцам по душе. В начале года в каждом из 13 общеобразовательных учреждений уже традиционно выступает начальник городского отдела народного образования Татьяна Виноградова. Кстати, публичные доклады директоров дубнинских школ и начальника горуно назвали лучшими в Московской области, и Национальный фонд подготовки кадров издал их отдельными брошюрами.
С публичными докладами каждой школы можно ознакомиться, посетив сайт городского отдела народного образования. Он диктует определенный стиль всем школьным сайтам, на которые и дает выход.
Начальник отдела информационных технологий Центра развития образования Наталья Скиба говорит, что специалисты подготовили программу обучения учителей-предметников, отработали структуру и схему наполнения web-страницы. Это позволяет за короткий срок дать учителям возможность овладеть технологией отлаживания сайта.
Школа становится открытой. Но это не значит, что подвластной сиюминутному настроению множества людей. Просто она становится гибче и демократичнее.
Комментарии