search
main
0

Матрица повсюду

Психологические мифы цифровой эпохи

Изменения – вечные спутники процесса развития. Так устроена психика человека, что на принятие любых изменений требуется время. Чем моложе человек, тем быстрее он адаптируется, принимает и видит положительное в этих изменениях.

Сегодня цифровые системы проникли в различные отрасли: городскую инфраструктуру, здравоохранение, культуру и, конечно же, образование. Можем ли мы остановить стремительный процесс цифровизации нашей жизни? Вряд ли, считается, что к 2020 году «цифровые» дети составляли уже половину населения планеты. Однако взрослые доцифровой эпохи обеспокоены: время стремительно ускоряется, новые вызовы возникают уже не раз в десятилетие, а ежегодно, количество задач, которые требуют решения, растет, их содержание требует знаний в самых разных областях, актуальных профессиональных и личностных компетенций. Мир изменчив, а человек в нем вынужден «проживать сразу несколько жизней подряд, а то и несколько жизней одновременно»: учиться и переучиваться. Это благоприятная почва для появления мифов. Все ли из них действительно мифы? Давайте разбираться.

Цифровизация образования увеличивает разрыв между поколениями?

Да, но со временем дистанция сокращается. Проблема отцов и детей стара как мир. На смену друг другу приходят эпохи, меняются язык, мода, архитектура, кажется, что меняется все вокруг и расстояние между родителем и его подрастающим ребенком непреодолимо. Так было всегда. Усугубляет ли это ощущение современный мир «цифры»?

Социальная ситуация развития современных детей принципиально иная. Они не просто живут в телефоне, они родились с пальцем на кнопке: их мозг ориентирован на быстрое переключение внимания, среднее время концентрации на одном объекте составляет 8 секунд. Они предпочитают получать визуализированную информацию в виде инфографики, таблиц и схем. Сильно сократился период ожидания и поиска ответов на поставленные вопросы: современные дети не любят ждать. Место предметов и игрушек, манипулируя с которыми ребенок развивал логику и формировал необходимые умения, заняли телевизор, телефон, ПК и другие современные гаджеты. Они же и влияют на развитие ребенка и его дальнейшие успехи в школе.

Современные дети комфорт­нее их родителей чувствуют себя в цифровом пространстве, активнее используют цифровые инструменты для учебы и жизни – это факт. И здесь разрыв между поколениями ощутим остро: между родителями и детьми, между учителями и детьми. Но со временем острота этого ощущения сгладится, наступит некоторое равновесное состояние, когда для абсолютного большинства взаимодействие с «цифрой» будет комфортно, привычно, удобно.

Цифровизация образования приведет к возникновению цифрового сознания?

Безусловно, приведет, если под последним понимать появление других способов мышления, иных форматов обработки информации, а с ними и необходимость справляться с новыми трудностями, выстраивать особые образовательные траектории, эти трудности компенсирующие.

Клиповость (Элвин Тоффлер) мышления современной молодежи – притча во языцех. Плох или хорош этот тип мышления, оценивать бессмысленно, это данность. Обратим внимание на его характеристики, знание которых позволит родителям и учителям эффективно учить и воспитывать:

– способность быстро переключаться;
– умение решать единовременно несколько задач;
– высокая скорость запоминания небольших ярких отрывков.

Если отнестись к этому как к данности времени и превратить в задачу, то не составит труда найти для современных детей деятельность, дополнительные занятия, которые будут помогать им добиваться результата, используя сильные стороны цифрового сознания.

Цифровизация образования приведет к изменению характера коммуникации между людьми?

Да, приведет. С захватом цифровизацией нашей жизни изменились пространственно-временные характеристики межличностного взаимодействия: общение все больше утекает в Сеть, становясь более обезличенным и виртуальным. Уменьшение интенсивности живого общения между детьми усложняет социализацию и усвоение традиционных социальных норм и ценностей, а также влияет на их коммуникативную компетентность.

Что это значит для коммуникации? Она станет я-центрированной (Энтони Гидденс), появится сетевой индивидуализм (Барри Уэллман), будут возникать новые коммуникационные сценарии.

Уже сейчас отмечается, что современное поколение сталкивается с затруднениями, если для принятия решения требуются длительное размышление на неочевидную тему, рефлексия своей деятельности или глубокая эмоциональная реакция. В чем смысл жизни, поисковые системы не ответят.

Справиться с коммуникативной задачей в такой ситуации может помочь выстраивание phygital-коммуникации – интегрированных коммуникаций на стыке цифрового и физического пространств.

Юлия ЕСАУЛЕНКО, начальник отдела Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы, кандидат филологических наук;

Евгения ВАСИЛЬЕВА, начальник отдела Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте