Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Математике не жить без искусства. но почему же оно не в почете у педагогического руководства

Учительская газета, №6 от 16 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Стремление вывести предметы художественного цикла – музыку, изобразительное искусство – из базисного учебного плана я считаю очень опасной тенденцией. Уже и сейчас под любым предлогом – в поисках ли дополнительных часов для священных экзаменационных предметов, при отсутствии ли учителя музыки (изобразительного искусства) – эти предметы, увы, легко «вымываются» из расписания. А если захочет ребенок петь, играть на инструментах, рисовать – так есть же школы музыкальные и художественные. При чем здесь наша обычная школа?

Вот при чем. Вспомним, она у нас общеобразовательная. То есть должна давать развивающемуся человеку общее образование. Базовое. Отвечающее жизненно важным, основным – базовым – потребностям.

Искусство целостно воздействует на ребенка, гармонизирует его ритмическую систему: дыхание, кровообращение. Мы чувствуем родство слов «дыхание» и «душа». Искусство – это своеобразная «зарядка» души. И если с зарядкой физической мы преуспели, и довольно быстро, а интеллект нагружаем едва ли не с пеленок (это отдельная тема), то регулярное очищение и настройка душевного мира пока находятся за пределами всеобщего осознания.

Между тем согласно исследованиям работоспособность школьников на следующем за музыкой уроке повышается на 30%. Также наблюдается повышение уровня читательских и речевых навыков, улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач, улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей, улучшение концентрации внимания, памяти и моторной координации. Чего же нам еще? Очевидно, что недооценка искусства как наиважнейшего образовательного инструмента чревата серьезным недоразвитием базовых способностей детей, а следовательно, в итоге и вредом для их здоровья.

То, что где-то там, за пределами школы, в специализированных школах, студиях, кружках, существуют превосходные специалисты, помогающие способным детям выращивать в себе культуру, замечательно. Но туда ходят совсем немногие и в учебном смысле, как правило, благополучные дети.

Отправляя искусство «куда подальше» от школы, мы не только демонстрируем пренебрежительное к нему отношение как к «ненужному развлечению» (в то время как ведущие умы мира утверждают первенство искусства перед всеми школьными науками), мы также оставляем основную массу детей без удивительного и мощного помощника в их жизни.

«Так как в основном творческая деятельность в математике – это работа образными представлениями, то важнейшей задачей математического воспитания я считаю развитие надлежащих сфер воображения». Эти слова профессора франкфуртского университета им. Й.В.Гете Вольфганга Метцлера, доктора математики, показывают, что для того, чтобы повысить качество даже математического образования, нужно серьезно заниматься в школе искусством, ибо оно создано для развития воображения, интуиции.

О роли искусства в школе многократно высказывались композиторы, художники, ученые: Золтан Кодаи, Бела Барток, Карл Орф, Мария Спайхигер, Ганс Гюнтер Бастиан, Дмитрий Кабалевский, Борис Неменский, Шалва Амонашвили. Страстным призывом звучат слова музыковеда и философа Михаила Казиника о том, что «путь к Нобелевской премии нужно начинать не с химии и не с физики, а с музыки».

Михаил Стародубцев, учитель музыки школы №1060 г. Москвы, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2008»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту