Наша школа работает в инновационном режиме с 1994 года. Сегодня на повестке дня – проблема просвещения детей в сфере здоровья.
Наш педагогический коллектив уверен: здоровье детей зависит не столько от школы, сколько от происходящих в стране социально-экономических преобразований, но начинать процесс сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения необходимо со школы. Следует усовершенствовать технологию обучения школьников здоровому образу жизни.
После разностороннего изучения вопроса были выявлены основные проблемы:
– Низкий уровень культуры здоровья учеников, недостаток знаний по вопросам здоровья; школьник, не умеющий заботиться о себе, не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи.
– Некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий; любой предметник, который разбирается в вопросах здоровья и осознает значимость этой проблемы, всегда найдет возможность связать свои профессиональные задачи с тематикой здоровья.
– Низкий уровень сотрудничества с родителями учеников по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. Здоровый образ жизни, которому учат школьника, может поддерживаться дома – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием – или игнорироваться, оставаясь для школьника абстрактной информацией.
В рамках инновационной деятельности сформулированы основные направления работы:
– создание стройной системы непрерывного образования всех учеников по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающей как самостоятельный предмет (уроки) по тематике здоровья, так и включение этих вопросов в содержание других предметов;
– организация непрерывного повышения квалификации всех учителей и специалистов школы по вопросам здоровья;
– организация обучения родителей, основанного на индивидуальном подходе;
– использование возможностей блока дополнительного образования, использование нетрадиционных форм работы (исследовательская, проектная деятельность).
Уже к концу первого года были разработаны интегрированные уроки по русскому языку, чтению, математике для 1-4-х классов. Несколько примеров интеграции вопросов здоровья и математики, а также русского языка.
Н.В. ПАНТЮШИНА (математика, 4-й класс)
Тема урока 1: Нахождение части от числа и числа по части.
Цель: Разумное употребление в пищу мучных продуктов.
Условие задачи: Буханка хлеба весит 1 кг. Найди вес одного куска, если буханку разрезали на 20 порций.
Тема урока 2:
Умножение многозначного числа на однозначное число.
Цель: Изучение потребности человека в воде.
Условие задачи: Человеку в зимнее время для утоления жажды достаточно 2 литра воды в день, в жаркое – 3 литра. Насколько больше литров воды выпивает человек за три летних месяца, чем за три зимних? (Произведи расчеты для високосного года.)
О.А. БУЧНЕВА (русский язык, 4-й класс)
Тема урока: Однородные члены предложения.
Цель: Закрепить знания детей о том, почему нельзя играть на проезжей части.
Жарким летним днем малыши выходят во двор. У них самокаты, велосипеды, мячи. Сколько интересных игр можно придумать! Началась игра. Вот разогнались ребята и весело покатили по дороге. Но тут раздался свисток. Это постовой остановил ребят. Нельзя ездить по дороге, для игр есть другое место!
Комментарий: Вы знаете, что ребята сделали неправильно? А как надо было поступить?
Мы продолжаем включать вопросы здоровья в программу средней и старшей школы и надеемся к окончанию эксперимента сделать программу образования в области здоровья непрерывной, преемственной и высокоэффективной.
Надежда ПРОНИНА,
директор московской средней школы №475;
Ирина МОЛОДЦОВА, ответственная за экспериментальную работу
Комментарии