Далекие от центра Москвы «заМКАДочные» Химки. Загадочное название «Академическая гимназия». Молодые педагоги с шокирующим количеством достижений. Интересные хитросплетения внутренних экзаменов и внешних испытаний. Крепкая дружба дошкольников и школьников… Отличный рецепт новогоднего репортажа!
Школа, о которой сегодня пойдет речь, была образована в 1991 году и вначале носила название «Мыслитель». Затем произошел ребрендинг, и в 1999 году школа стала Академической гимназией. На сегодняшний день у нее 12 подразделений, общий состав учащихся и воспитанников – порядка 6 тысяч, количество сотрудников приближается к 600. В основе лежала выдвинутая инициативными родителями идея создания «семейной школы» для своих детей и детей педагогов. Сейчас же комплекс – один из самых крупных в Московской области.
В Академической гимназии делается упор на создание комфортной для ребенка образовательной среды. Сложно выделить ведущую научную концепцию, на которую опираются работники школы, скорее, это синтез лучших идей и методик, современных и классических. В свое время Академическая гимназия была площадкой для сдачи Кембриджских экзаменов, исходя из необходимости внешнего контроля, отличного от внутренних – ОГЭ и ЕГЭ. Это испытание до прошлого года проходили ребята с 1 по 11 класс на разных уровнях. Школа и сейчас не ушла от системы внешних экзаменов сторонних организаций. Изменился лишь список последних: это МЦКО, группа компаний “English First”. Такие испытания нужны для понимания прогресса каждого ребенка в изучении языка. Помимо английского, в Академической гимназии учат испанский, немецкий, французский и с первого класса – китайский.
Комплекс – это не только школьное, но и дошкольное образование. Адаптационный период начинается со старшей группы детсада. Работают педагоги начальной школы и с подготовительной группы для реализации бесшовного перехода с одной образовательной ступеньки на другую.
У гимназии три давних вуза-партнера: МГТУ имени Баумана, МГУ имени Ломоносова, Высшая школа экономики. Каждую пятницу ученики 8-10 классов разъезжаются по профилям в эти университеты и в течение дня слушают там лекции. Технические вузы и факультеты также включают в программу проведение лабораторных и практических работ. Каждую субботу на площадке школ комплекса педагоги, которые готовят школьников к Всероссийским олимпиадам, приезжают и занимаются тем же самым с учениками Академической гимназии. На базе школ функционируют «Университетские субботы».
Разделение на профили начинается с 5 класса. В технических углубленно изучаются физика, математика, информатика. В социогуманитарных – право и экономика.
«Академическая гимназия» – школа полного дня, поэтому может себе позволить усилить гимназическую компоненту необычными программами. Например, ввести математическое моделирование или наглядную геометрию в игровой форме с первого класса. Или изучать «Историю России в лицах»: каждую неделю ребята знакомятся с новым великим деятелем, будь то полководец, правитель, ученый или певец искусства. Заканчивается эта семидневка презентацией лучших докладов в актовом зале. Лучший класс по итогам четверти выезжает в один из исторических музеев. У ребят в «Академической гимназии» за счет полного дня, присутствия в школе с 8:30 до 18:30, есть возможность и выполнять домашнее задание под руководством педагогов после динамической (спортивной) паузы, спортивных кружков здесь множество, и выбирают их сами дети. Это позволяет начинать урок на следующий день с изучения новой темы.
В конце декабря ребята защищают проекты перед комиссией из Совета старшеклассников. Лучшие работы выносят на уровень школы и демонстрируют на научной конференции в Сокольниках. По итогам мероприятия уже лучшие из лучших начинают работу с преподавателями вузов-партнеров и защищают проекты перед ними. Дети получают звезды, кубки, красивые дипломы, подписанные ректоратом университетов. Такие награды дополнительно стимулируют исследовательскую деятельность. Лучшие работы издаются в твердом переплете и вручаются семьям на последнем родительском собрании года. Работа строится по «взрослому» макету: включает цели, задачи, предмет, объект, результативность, элементы матанализа.
Кроме основных государственных праздников, в гимназии с большим размахом отмечается День матери (27 ноября), День отца (третье воскресенье октября). Обязательным раз в месяц является посещение театра, выставки, музея. Дети непременно пишут тематические предметные эссе по итогам посещения культурных центров! Школа работает 10 месяцев: включает летнюю образовательную часть. Ученики и педагоги много путешествуют по России. Это поездки туристического плана, спортивные, культурно-просветительские или образовательные. Программа насыщенная, скучать не приходится!
В образовательном комплексе трудится много молодых преподавателей, которые вносят авторские изюминки в работу. С одной из таких «ярких звездочек», Вероникой Геннадьевной Молчановой, мы побеседовали о математике будущего.
Как Вы попали в Академическую гимназию, Вероника Геннадьевна? Чем был обусловлен выбор?
– В школу попала абсолютно случайно: посоветовали знакомые. С детства занималась в олимпиадных кружках, в Краснодаре, откуда я родом, они очень сильные. На старших курсах помогала в университете – МФТИ – вести другие кружки, летние сборы, интенсивы. Это несколько другой род деятельности, отличный от школьных занятий. Но, когда предложили работать в Химках, недалеко от дома, с радостью согласилась: хотелось попробовать себя именно «внутри системы».
А как удается совмещать уроки в школе с научной практикой в МФТИ? Это ведь тоже – совершенно разные виды деятельности!
– Тяжело было, пока училась, в плане времени: надо все успеть! Что касается смены рода деятельности, это мне, наоборот, на пользу: очень удобно и полезно переключаться. Здесь, в МФТИ, ты сам получаешь образование, а тут, в школе, учишь детей. Это предполагает и разные способы мышления. Сейчас учусь в аспирантуре, у меня достаточно мало своих учебных курсов, в основном, научная работа. И все равно общение со студентами отличается от занятий со школьниками. Со старшими ребятами можно говорить «все время о математике», и пошутить о чем-то на более взрослом уровне, а с детьми надо работать аккуратнее: и разбор даже не только математических задач, но и их жизненных ситуаций на уроке требует от меня других компетенций!
Чем олимпиадная математика отличается от обычной? Где учат олимпиадной математике, надо ли вообще ей учить – и зачем?
– Сложно сказать, что общего между олимпиадной математикой и школьной. Различий много. Школьная математика – набор алгоритмов и идей по решению стандартных задач. Она разделяется на алгебру и геометрию, сейчас еще добавили статистику. Но математика вообще этими разделами не ограничивается: есть комбинаторика, теория графов, теория чисел. функциональные уравнения, неравенства – их нет в школьной программе. Если брать геометрию, то далеко не все потрясающие конструкции и свойства фигур умещены в учебный план. Школьная программа – мизерная часть математики, доступной школьнику, поэтому ребенку, не знакомому с олимпиадным движением на ранних этапах, тяжело втянуться в него в более позднем возрасте. Добавить ученика 8-9 класса с оценкой «отлично» по математике в олимпиадный кружок – все равно, что в группу профессиональных фигуристов добавить человека, который просто уверенно стоит на коньках.
В олимпиадную математику включена вузовская программа?
– Нет. Не могу сказать, что в вузе мы вообще сталкивались с олимпиадной математикой. В институте начинаешь понимать, как именно те или иные области математики связаны друг с другом, систематизируешь полученные знания. Но как таковой олимпиадной математики в вузе уже нет. В кружках изучаются те области предмета, которые не включены в школьную программу, но которые интересны практически любому ребенку, если он начинает заниматься вовремя. Мне кажется, родитель, отдавая малыша в школу, должен купить ему книжечку «Занимательная математика» («Комбинаторика», «Теория чисел»). Интерес, повторюсь, изначально есть практически у всех детей. Важно его не убить, в семье или школе.
А где сами Вы изучали именно олимпиадную математику?
– Мне повезло быть частью системы кружков, которая есть в России. А для начала – родиться в этой стране. Такая система олимпиадных кружков не в каждом государстве есть.
Вот Вы говорите: интерес у каждого ребенка изначально к математике есть. Отчего же он пропадает так часто и быстро?
– Потому что школьная, урочная математика – действительно скучная. Однотипные контрольные, похожие друг на друга. Олимпиадная – совсем другое дело, но до кружков не все доходят.
Чем обусловлен успех российского математического образования, почему наши специалисты востребованы во всем мире? И почему нас в этой области недавно «обошли» друзья-китайцы: как вернуть первенство?
– Китайцев больше: чисто статистически. (Смеется). А вообще есть теория: талантливый человек рождается один на миллион. Население Химок – 300 тысяч. То есть, у нас есть шанс получить такого математического гения раз в три года!
А вообще тенденции в математике наблюдаю позитивные. В том же ЕГЭ задачи стали менее стандартные, развивают способность думать. А еще, повторюсь, у нас в стране развита система кружков. Ребенок, помимо школы, может выбрать для себя направление, коих у нас много: на любой вкус и цвет. У нас в Академической гимназии преподавателям предоставляют свободу. Я прошу три часа в субботу – дают три часа. Я прошу десять уроков – дают десять уроков. У нас в классе 15 человек. В число уроков включены и отведенные под кружок: мы занимаемся и в будни, и по три часа в субботу. Вот в этом случае уже можно говорить: ребята разбираются в математике.
Дети делятся по уровням внутри кружкового движения? По какой методике Вы с ними работаете?
– Нет, внутри не делятся. У нас в школе есть математические и нематематические классы. Отбор в матклассы ведется достаточно серьезный. Особой системы нет, мы занимаемся также, как и в кружках по всей России: я готовлю лист с новыми задачами, дети пробуют решить сами, потом мы разбираем этот лист. Если ребенок способен сам дойти до какой-то идеи, я постараюсь не объяснять, как что-то делается, а подобрать задачи таким образом, чтобы школьник подобрал алгоритм решения сам. Иногда я рассказываю что-то новое перед листами, но скорее, чтобы научить говорить на новом языке. Теоретический материал максимально помещается в лист с задачами. Дети сдают мне задачи устно, я ставлю им за каждый маленький успех плюсик. Возникает особая мотивация к решению, дети внутри класса начинают соревноваться друг с другом. Кто наиболее успешен, получает шансы поехать на конкурсы высших этапов, это дополнительно стимулирует успеваемость.
А тех, кто не сдал, не решил, к соревнованиям не допустят? Где, в чем конкретно участвуют Ваши воспитанники?
– Отчего ж. Те поедут на соревнования уровнем пониже. Участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников – в ней 4 этапа. «Турнир городов» – очень красивая олимпиада, Московская олимпиада школьников… Есть Турниры математических боев, например, названный в честь Анатолия Павловича Савина.
Это что-то новенькое!
– И любопытное! Формат такой: ребята собирают команду из 6 человек. На неделю мы выезжаем в город проведения соревнования, где встречаются коллективы со всей России. Математический бой – это «мозговой штурм» в течение пяти часов. После завтрака дети собираются командой в комнате своего общежития, могут сообща решать задачи, без права пользования гаджетами и доступа в Интернет. Затем выбирают ответственных за решения – кто какую задачу представляет. Обедают и направляются в место проведения «боя». Разбиваются на пары команд. В порядке очереди рассказывают задачи, причем, если первая команда представляет задачу, то вторая ищет ошибку у рассказчика и, если нашла, отбирает баллы. Затем они меняются местами и ролями, по итогам формируется некий финальный счет, например, 36:31. Бывают достаточно азартные соревнования, ведь надо тщательно продумать, на какую задачу вызывать, какую задачу рассказывать первой, в какой ты уверен, где, скорее всего, у тебя ошибки, и стоит спросить у оппонентов, решили ли они эту задачу и так далее. Ребята не пропускают ни одной поездки! И очень переживают, если вдруг не хватает мест! И приезжают очень мотивированными на дальнейшую учебу, а если даже проигрывают, то с удвоенной силой погружаются в «работу над ошибками». В классах мало человек, порядка 15. Поэтому в течение года стараюсь всех вывозить.
Как часто выбираетесь?
– На турниры стараемся выезжать три раза в год. Личных олимпиад еще больше. Вот недавно написали муниципальный этап по математике, региональный – в феврале. «Математический праздник», Московскую олимпиаду ребята писали все года. Но с конкурсами тоже надо быть осторожнее, особенно в онлайн-формате: я – большой противник последних. Например, школьный тур ребята писали онлайн, и я не считают такую олимпиаду действительной: за многих пишут родители. К тому же, нет прямого взаимодействия с учителем: я вообще не вижу, что и как пишут ребята! Еще одна проблема – перечневые олимпиады (это термин). Университеты хотят иметь олимпиады первого уровня, чтобы привлечь в свои ряды одиннадцатиклассников. А для этого надо проводить олимпиаду с 5-го класса. Несчастные пятиклашки получают «олимпиадные» задания, аналогичные обычной контрольной работе. Разумеется, им это неинтересно. Надо с ребятами в начале года обсудить: какая планируется нагрузка, в каких олимпиадах участвуем в этом году, а какие можно смело пропускать, ведь в перерывах между турнирами к ним надо еще и готовиться, и вообще-то – учиться!
Как повысить уровень математического образования в школах? Какие у Вас претензии к государственным учебникам и программам?
– Нужно формировать индивидуальную программу под конкретных детей в определенном классе. Какие-то темы они могут освоить быстрее, на другие потребуется больше времени. Предоставить возможность обучения в кружках ребятам из 5-6 классов, дальше туда стремятся не все. Он мог просто ранее не изучать предлагаемые для олимпиад темы и, как следствие, не знать, что можно решать подобные задачи: откуда возникнуть интересу? И обучать педагогов вести олимпиадную математику в 5-6 классах. Или хотя бы информировать детей о наличии возможностей посещать кружок. Ко мне подходят ученики 8-9 классов, очень талантливые, которые хотят заниматься олимпиадной математикой – а догнать уже крайне сложно. Но реально: бывают исключения.
Бытует мнение, что олимпиады негативно влияют на психологическое благополучие детей. Согласны ли Вы с ним?
– Отчасти. Не нужно ребенка перегружать олимпиадами. Раньше олимпиадами занимались внутри учебного процесса, потому, что нравилось решать красивые задачи. Сейчас ребята задаются целью поступить в вузы, используя олимпиады как инструмент. Одних только «перечневых» по математике – штук 40! Но если рядом будет педагог, который скажет: «Возьми 3 олимпиады, попробуй подготовиться к ним», – никакого негативного влияния на психику это не окажет. Если же ученик в 10-11 классе решит, что ему надо обязательно идти на физтех, и начнет лихорадочно хвататься за все олимпиады подряд, разумеется, станет нервным и истеричным. Олимпиада отличается от экзаменов тем, что к ней никогда нельзя подготовиться на 100%. Ты пришел, увидел незнакомые задания и должен за 4 часа выдать свой максимум – здесь и сейчас. После огромного количества олимпиад бывший школьник, сегодняшний студент вуза совершенно не опасается экзаменов: ведь к последним можно подготовиться, а значит, это гораздо проще! Олимпиады прекрасно развивают стрессоустойчивость.
Расскажите о своей самой яркой поездке за рубеж, чем она Вам запомнилась?
– Помню, как мы еще в школе ездили на олимпиаду в Китай. Торжественность моменту придает то, что здесь встречаешься с такими же ребятами, как ты, со всего земного шара! Приезжаешь со своим багажом знаний, с удовольствием обнаруживаешь, что в чем-то наши соотечественники превосходят коллег, и получаешь мощный заряд бодрости и позитива. Рано останавливаться на достигнутом, думаю, наши путешествия уже с учениками за границу продолжатся.
Как на учебный процесс повлияла пандемия?
– Вы знаете, позитивно: и педагоги, и ученики освоили цифровые технологии. Очень удобно: например, ученик попал в пробку и опаздывает на урок, подключается в транспорте к онлайн-трансляции занятия и ничего не упускает. Но я – противник полного перехода на дистант. У ребят нет полноценного взаимодействия ни с учителем, ни друг с другом в таком формате. Очное образование незаменимо.
Как Вы относитесь к профессиональным конкурсам, вроде «Учителя года»? Сами принимаете в них участие?
– Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) проводит творческий конкурс для учителей математики из 2 блоков: в первом сам решаешь задачи, а второй – методический: с разных математических боев берут изысканно-неправильные детские решения, предоставляя нам возможность их перерешать. Вот это мне интересно, в этом конкурсе я участвую регулярно. Профессиональные состязания, вроде «Учителя года»? Не знаю, не пробовала. С моей точки зрения, успех педагога состоит в достижениях его учеников. Преподаватели из МФТИ или 239 президентского лицея Санкт-Петербурга, на которых я равняюсь сама, абсолютно не конкурсные люди. Но я знаю, сколько ребят они подготовили к олимпиадам международного и всероссийского уровня, каких высот достигли их воспитанники. За профи говорят дела.
Какие авторские методики Вы используете на уроках, почему считаете их эффективными?
– Есть в классе ребята, которым нравится решать любые задачи, а есть те, кого надо подтолкнуть, когда что-то не получается. То, что у меня в классе 15 ребят, а не 30, позволяет мне уделить внимание каждому индивидуально. Когда я составляю лист с задачами, я понимаю: какие-то задания предназначаются только конкретному ученику в соответствии с его склонностями, а другие должны быть доступны всем. Я сделала в кружке несколько обязательных упражнений: и ребята сами пытаются научиться новому языку, например, по теме многочленов, чтобы потом решать «задачки с листика».
Чем для Вас принципиально различается преподавание в государственной и частной школах?
– Количеством учеников. Если потребности и способности 15 человек удержать в голове можно, то 30 – физически нереально! Что касается конкретно Академической гимназии, здесь очень хорошее руководство. Просишь десять уроков или транспорт в субботу – предоставляют. Можно не объяснять, зачем: педагогам здесь доверяют.
Как Вы относитесь к раннему развитию? С какого возраста с детьми следует начинать занятия математикой?
– Я считаю, серьезно заниматься надо с 4-5 класса. До этого можно давать азы в игровой форме. Занятия с трехлетними детьми «ментальной арифметикой» меня пугают, честное слово! Я говорю родителям: «Оставьте ребенка в покое. Не лишайте его детства, пусть развивается в своем темпе».
По каким критериям Вы отбираете учеников в маткласс и олимпиадный кружок? Можно ли переводиться из непрофильного класса в профильный – и обратно?
– При отборе главное – желание, но не родителей, а ребенка. Переводиться можно, но лучше в 5-6 классе. В 8-9, повторяюсь, сложно наверстать пройденное. Но некоторым гениям удается!
Вам самой было сложно при переходе из школы в вуз? Смена задач и рода деятельности…
– Уже с 8 класса хотела учиться на физтехе. В вузе – иначе, но при переходе сложностей не возникло. Мне кажется, все выпускники МФТИ любят наш вуз. У нас очень комфортная атмосфера, и до самого выпускного почти никто не устает учиться!
А Вам что интереснее: учить, учиться, совмещать?
– Учить, учиться и «совмещать совмещение». Мне очень нравится и научно-исследовательская деятельность, и работа с детьми. Последнее, наверное, в крови. Мама еще в детстве говорила: «У тебя нет шансов: быть тебе учителем!» А я утверждала, что никогда им не стану. Не успела окончить вуз, а уже учу детей! Мне нравится и малышам объяснять математику через котиков, и работать со студентами, увлеченными глубокими, сложными проблемами.
Что Вас вдохновляет, помимо математики?
– Математика вдохновляет! (Смеется). Стараюсь переключаться с умственной нагрузки на физическую. Занимаюсь зарядкой. Люблю наблюдать некоторые виды спорта на экране, например, фигурное катание, поэтому провожу с ним так много аналогий.
От каких качеств выпускника педвуза зависит: дальше идти в науку или в школу, к детям? Как не ошибиться с выбором?
– Я думаю, что и преподавая в школе, не стоит отрываться от научной деятельности. Зачем разделять, когда можно успешно совмещать!
И напоследок: как привести ребенка в математику и не убить у него интерес к предмету в перспективе?
– Дать ему понять, что задачи вполне применимы к жизни. Например, алгоритмы распознавания лиц, которые сейчас вызывают все больше интереса со стороны коммерческого сектора и государства, когда-то были учебными задачами, и я знакома с людьми, которые их решали!
Талантливые и целеустремлённые учителя из разных регионов страны могут присоединиться к команде образовательной организации на сайте https://academschool.ru.
Комментарии