search
main
0

Мастера делает практика. Менторство как новый социальный институт московской системы образования

​Системный характер изменений столичного образования создает новый управленческий механизм, основанный на приоритетах партнерства и открытости в оценке результатов. Успешно управлять образовательной организацией может современный руководитель, который осознает свою самостоятельность, свободу и ответственность. Новые требования к компетентности руководителя образовательной системы обусловили и новые подходы к подготовке управленческих кадров. Так в МИОО родилась программа «Эффективный руководитель столичной системы образования», открывающая новые возможности получения управленческих компетенций и как следствие повышения эффективности деятельности школ.

Сообщество менторов начало формироваться в рамках программы «Эффективный руководитель столичной системы образования». Основная задача менторов на начальном этапе программы состояла в содействии и реализации управленческого проекта участникам программы, а также в развитии профессиональных компетенций руководителей школ в управлении образовательной организацией. Необходимость взаимодействия менторов друг с другом проявилась еще на первых этапах менторского движения. В паре ментор – стажер учились не только стажеры, но и менторы. Менторам необходимо было решать сложные и новые для них задачи, искать новые способы, наращивать опыт работы в статусе ментора. Появилась необходимость объединения и как результат достаточно содержательного общения менторов друг с другом, была создана независимая Ассоциация директоров московских школ «Менторы столичного образования». Надо сказать, она появилась очень своевременно. И вот почему.    В список профессий по прогнозу Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив в ближайшем будущем войдет и будет набирать популярность института менторов. Кстати, 30 крупных компаний мира пользовались услугами менторов.    На основе мониторинга социологи пришли к выводу, что 10 процентов людей будут работать хорошо независимо ни от чего. Еще 10 процентов будут работать плохо, какие бы условия, в том числе материальные, им ни создавали. Работа остальных 80 процентов сотрудников зависит от искусства управления и искусства наставничества.    Необходимость менторства возрастает вместе с инновационным развитием образовательных организаций. Руководители, генерируя идеи, стремясь к новому в процессе реализации проектов, сталкиваются с определенными трудностями. Для успешного продвижения проекта им необходим наставник, советчик, консультант. Поэтому менторы осуществляют поддержку профессионального становления управленческой деятельности руководителей, сопровождают реализацию проекта, направленного на улучшение показателей деятельности учреждения и разделяют ответственность наряду с разработчиком.Так же как в крупных корпорациях, в системе московского образования сложились определенные модели менторства: – модель научения – ментор-педагог передает ценности, которые должен присвоить разработчик; – компетентностная модель – обучение связано с применением полученных знаний на практике; – рефлексивная модель – ментор становится критиком и участвует в оценке обучения; – модель развития – личностный и профессиональный рост осуществляется через рефлексию; – модель спонсора – ментор выступает в качестве спонсора, помогающего построить необходимые профессиональные связи; – модель просветителя – создание возможностей для профессионального обучения.Ментор включается в работу на этапе оценки идеи управленческого проекта и выбора темы для принятия оптимальной стратегии развития и стиля руководства. Он помогает организовать и реализовать управленческий проект, обеспечивает определенную степень гарантии эффективности реализации проектов. И чем больше будет таких профессионалов, тем выше будет эффективность управленческой деятельности. Мы считаем, что менторство – это мастерство, которому надо обучать. Кто может быть ментором?  Это успешный руководитель: – обладающий значительным опытом в сфере профессиональной деятельности;- владеющий управленческими навыками; – заинтересованный в искренней помощи коллегам;- готовый к конструктивной критике и обратной связи в процессе совместного анализа ситуаций и проблем;- инвестирующий свое время в развитие другого руководителя;- имеющий высокий уровень лояльности и коммуникативной культуры.За время реализации программы «Эффективный руководитель столичной системы образования» 640 руководителей и 200 заместителей руководителей образовательных организаций прошли обучение по 13 модулям и приняли участие в работе 40 проектных мастерских. По итогам первого этапа программы директора московских школ представили 462 проекта, результаты реализации которых будут подведены в конце года.Менторство является важным ресурсом развития системы столичного образования. Как известно, менторство – это эффективный способ развития профессиональных компетенций, передача управленческого опыта и знаний от руководителя к руководителю. Поэтому появилась необходимость:- формирования сообщества руководителей как команды менторов для отработки технологий менторского сопровождения, создания базы техник, разработки критериев и показателей эффективности (результативности) взаимодействия ментора и разработчика;- развития культуры менторского сопровождения; – мотивации профессионального роста руководителей;- повышения профессионального уровня всех управленческих команд, работающих в столичном образовании. Важным результатом деятельности стало новое понимание роли ментора и характера взаимоотношений «ментор – разработчик» (отношения партнерства). Менторством можно назвать отношения партнерства, потому что оно полезно и наставнику, и разработчику. Они вносят различный вклад в успех сотрудничества, но оба не только выигрывают от взаимных контактов, но и работают на конечный результат.Ассоциация «Менторы столичного образования» 19 и 20 апреля 2017 года принимала представителей 49 регионов России и 4 зарубежных государств. Разговор шел о московской модели управления образовательными системами, сначала на пленарном заседании, а затем наши коллеги знакомились с лучшими педагогическими практиками в школах и дали им высокую оценку. Московское образование вызывает интерес руководителей образовательных организаций в других регионах, поэтому мы открыты для взаимодействия и обмена опытом. Лариса ПОЛЯКОВА, директор школы №962, председатель ассоциации «Менторы столичного образования»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте