Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мастер-класс с использованием технологии развития критического мышления на тему «Герб литературного героя»..

Дата: 04 мая 2015, 10:30
Автор:

Глядя на гербы нашей страны, нашей области, нашего города, мы задумываемся, что на них изображено. Почему на гербе нашей страны изображён орёл, да ещё и двуглавый? Почему на гербе одной страны изображён лев? А на гербе другой – кто-то ещё? Что это? Зашифрованная информация?

. . .                           А какой ?     Что сделал ?               ливый, тульский  Мастерил, творил, подковал Дело мастера боится!   Николай Семёнович Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера.

А что такое герб? Герб – эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, государственных и других официальных документах.

Поскольку литературный герой – это личность со своими чертами характера, судьбой, то есть, похож на реально существующих людей (недаром его называют типичным героем), значит и для него можно создать герб, причём каждому герою – свой.

Проведем исследование. Предметом нашего исследования будет главный герой  произведения Н.С. Лескова «Левша», его судьба, а также символы, отражающие черты его характера для их передачи через геральдику.

Прием «Бортовой журнал»

Что вы знаете о Левше?

Ответ группы…

Хорошо. А что вы знаете о гербе?

Ответ группы….

А что ещё вы хотели бы узнать о Левше?

Какие дополнительные сведения вы хотели бы получить о гербе?

Я вижу, что у вас возникли вопросы по теме исследования. Чтобы на них ответить, нужна дополнительная информация.

Прием «Инсерт»

1.                  Прочитайте текст и по ходу чтения сделайте пометки, находя ответы на поставленные вами вопросы.

Группы работают с текстом…

2.                  Повторите вопрос и  озвучьте на него ответ.

Выступления групп…

Подумайте:

Какой образ героя у вас возникнет при создании герба Левши?

Что можно изобразить на гербе Левши?

Какие символы вы бы использовали?

Я вижу, что у вас уже есть идеи. Предлагаю воплотить их в жизнь. Первой группе необходимо создать эскиз герба Левши, героя, созданного Н.С.Лесковым. А вторая группа пусть создаст герб современного Левши.

Группы работают с гербами…

Мы сохраним и используем уже имеющиеся в геральдике параметры:

– форма герба,

– цветовая гамма,

– использование символических фигур,

– девиз,

– соответствие герба характерам героев,

– общее впечатление.

Работа с залом

А пока наши группы создают эскиз гербов, я познакомлю вас с некоторыми приемами работы технологии развития  критического мышления.

Вот некоторые из них: «мозговой штурм», «метод контрольных вопросов», «кластер предположений» и другие.

Первый прием, на который хотелось бы обратить внимание – синквейн, который требует синтеза материала в кратких предложениях, состоящий из 5 строк.

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Впереди нас ожидают летние каникулы. Предлагаю вам пример синквейна на эту тему

Каникулы. Яркие, весёлые. Гуляем, расслабляемся, спим. Отдыхать – не работать! Счастье

А теперь давайте вместе составим синквейн о Левше. Ваши варианты.

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. О ком пойдет речь?

А какой Левша?

Талантливый, Тульский, мастеровитый, добрый, смекалистый

Что сделал Левша?

Подковал, смастерил, обхитрил

Короткой фразой выразите свое отношение к персонажу

Терпение и труд все перетрут.

Назовите слово-ассоциацию, связанное с Левшой.

Мастер, талант

А вот как с заданием справились дети:

Левша Талантливый, тульский  Мастерил, творил, подковал Дело мастера боится!

Николай Семёнович Лесков писал о своем герое: «Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Мы с уверенностью можем сказать, что в Левше Лесков воплотил лучшие черты русского национального характера.

Ребятам на одном из уроков было предложено задание: назвать положительные черты русского национального характера и оформить свою работу в виде кластера.

Прием кластер.

Вот как они справились со своим заданием.

А теперь наступила пора подвести итоги работы наших групп.

Этот приём называется стратегия «Галерея» и используется для рефлексии.

Поочередно заслушаем наши  группы.

Защита гербов группами…

Голосование будем проводить с помощью  аплодисментов.  За чей эскиз аплодисментов  будет больше, та группа и победит.

Уважаемые учителя, а на своих уроках вы можете применить приемы технологии критического мышления?

Ответы учителей.

Уважаемые коллеги, создавая герб Левши, вы попытались отразить судьбу и характер литературного героя, созданного Лесковым.

Лев Николаевич Толстой называл Н.С.Лескова писателем будущего, вкладывая в это определение мысль о том, что грядущие поколения поймут, как много сделал Лесков для познания характера русского народа.

Чтобы осознать себя гражданином, человеку необходимо почувствовать сопричастность к судьбе своего народа. А эту сопричастность дает знание. Знание истории, культуры, литературы и традиций своего Отечества, своей малой Родины. А уж Тульскому краю есть чем гордиться!

Сергей Карпачев, учитель русского языка и литературы Плавской средней школы №2 Тульской области

В прикрепленных файлах – презентации и тексты к мастер-классу.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt