Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мастер-класс на тему «Нам нужны художники, писатели, мечтатели!».

Дата: 12 октября 2014, 19:40
Автор:

Добрый день, уважаемые коллеги! 1) Свой мастер-класс я начинаю со слов Элвина Тоффлера из книги «Шаг будущего» (развитие постиндустриального общества):

«Ни один период истории не может сравниться по масштабам, скорости, сложности перемен и вызовов с сегодняшним днем. Мы не знаем, как выглядит наше будущее. Единственный способ подготовится к сложной встрече с ним – это использовать все свои возможности и свой капитал, что поможет нам достичь максимальной гибкости и эффективности».

Гибкость мышления… Синтез логического и абстрактного мышления. Умение быстро менять план действий, если меняются обстоятельства.

Коллеги, скажите, а какие качества, свойства, особенности человека (свойства психики) способствуют развитию гибкости мышления?

Ответы коллег.

1)                 Воображение.

Есть ли какая-то польза от воображения?

Вы правы, все, что нас окружает и сделано руками человека, весь мир культуры –  продукты воображения.

Коллеги, а вы часто фантазируете, мечтаете?

Воображение подразделяется на активное и пассивное. Надеюсь, у вас творческое и воссоздающее воображение преобладает над грезами.

А в чем именно вам помогает воображение?

Как вы думаете, почему с возрастом у наших учеников меньше срабатывает (проявляется) творческое воображение?

Действительно, стандартизация приводит к рамочному мышлению, аналитические и логические рассуждения заменяют вдохновение и созидание. В современном обучении акцент делается на изучение точных наук и предметов естествознания, а гуманитарной составляющей и предметам художественно-эстетического цикла меньше уделяется внимания. Однако воображение необходимо не только будущим писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета картины. Активное воображение помогает выдвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события. Без воображения учителя не смогли бы готовиться к урокам, так как невозможно представить их ход, предугадать реакцию учеников внутри класса или в разных параллелях. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Если в школе ребенок не научится творчески мыслить, он всю жизнь будет подрожать и копировать».

2)     Сегодня я хочу вас познакомить с методическими приемами, способствующими развитию активного воображения.

Наука биология в переводе с греческого – «учение о жизни». Я прошу уважаемых участников фокус-группы выбрать цветной маркер и изобразить, нарисовать понятие «жизнь».

Фокус-группа работает над заданием.

Интересно, что предмет один, а ассоциации у всех разные. В данном случае работает воссоздающее воображение: происходит интерпретация опыта, определенных представлений. Идет актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но не оторванные от него.

Уважаемая фокус-группа, продемонстрируйте ваши уникальные изображения жизни!

Фокус-группа демонстрирует свои изображения.

Спасибо. Задача «нарисовать понятие «жизнь» не поддается точному анализу, у каждого человека свое видение картины. Мышление и воображение тесно связаны между собой, однако основным содержанием мышления являются понятия, позволяющее обобщенно воспринимать мир. Воображение работает через создание образов, предвидение конечного результата.

Для образного сравнения мышления и воображения можно использовать характеристики Ленского и Онегина в романе А.С. Пушкина:

Они сошлись, Волна и Камень

Стихи и Проза, Лед и Пламень,

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны.

Сейчас мы попробуем тесно сплести воображение и мышление. Я попрошу понятие жизнь превратить в акростих. Для этого понятие пишется по вертикали, и затем, применив воображение, каждую букву вы превращаете в слово. Получается произведение, которое раскрывает ваше видение этого понятия.

Сочинение акростиха.

Человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия (есть аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы). Воображение, как и другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Иногда его процесс связывают только с правым полушарием. Это не совсем верно, так как для возникновения образов воображения необходима работа обоих полушарий головного мозга: правое отвечает за целостность, гармоничность композиционного единства, а левое позволяет упорядочить информацию и выразить её в речи или жестах.

Уважаемые участники фокус-группы, я попрошу вас выйти на сцену, и объединиться в пары.

Мы сегодня много говорили о понятии «Жизнь». В XIX веке Фридрих Энгельс сказал очень точно с точки зрения биохимии: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Современное биологическое понятие жизни – «активная форма существования материи из белков и нуклеиновых кислот, способной саморегуляции и самовоспроизведению». Предложите свою версию: жизнь это… (варианты ответов участников фокус-группы).

Я прошу вас пантомимой изобразить самое удачное определение жизнь – это движение, и чаще всего вперед.

Фокус-группа обдумывает задание в течение 30 секунд.

Образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве. Великий испанский художник Франсиско Гойя утверждал, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ, а соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес.

И (ИЛИ)

Давайте посмотрим вашу импровизацию.

Фокус-группа изображает пантомиму.

Спасибо, займите свои места.

Без воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Без знания не работает мышление. Без того и другого невозможны понимание и мудрость. Кажется, что воображение детей младшего школьного возраста ярче и живее, чем у школьников и взрослых. Это не так, яркость образов ещё не значит богатства воображения. В процессе активного школьного мышления идет накопление знаний и представлений. Чтобы наши дети лучше понимали окружающий мир и себя, им необходимо не только давать знания, но и раскрепостить воображение.

Алла Головенькина, учитель биологии, заместитель директора средней школы №1 города Нурлат Республики Татарстан, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt