Мы все помним фильм «Операция «ы» и другие приключения Шурика» и знаменитую фразу «Как пройти в библиотеку?». Сейчас эту фразу услышишь нечасто, да и дорогу в библиотеку некоторые уже забыли.
Падение интереса к чтению – факт на сегодняшний день. Статус чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни идёт к снижению. Всё больше охватывает нас функциональная неграмотность (получтение), и прежде всего это касается детей. Дети пользуются книгой, работают с ней, но не читают. Конечно же, легче
придя домой,
включить телевизор и отдохнуть, чем взять в руки умную книгу и задуматься.
Рано или поздно мы сталкиваемся с вопросом: «Зачем надо читать книги?». Прежде всего, это обогащение словарного запаса, а словарный запас помогает побеждать в спорах. Книга учит красиво говорить. Книга – отличная языковая практика. Чтение поможет тем, у кого есть проблема с грамотностью. А грамотная речь и умение писать выгодно отличают любого человека: и маленького роста и высокого, и худого и не очень, того, кто любит солёное и того, кто любит сладкое.
Перед мастер-классом я угощала коллег конфетами, приглашаю этих людей принять участие в моём мастер-классе.
Участники садятся за столы, на которых стоят таблички: «Экологи», «Математики», «Ораторы».
Умение читать необходимо человеку повсюду: не только книга, но и вывеска, ценник, объявление, программа в театре ориентированы на чтение. Но чтение тогда становится привычкой, когда удовлетворяет потребность выражать действием собственное отношение к окружающему миру.
Прошу участников начать действовать, то есть приступить к выполнению заданий.
Группа работает 5 минут.
Работа с залом: Механическое чтение вряд ли можно считать полноценным, и лишь выразительное чтение позволяет проникать в смысл произведения. Сегодня я хочу вас научить некоторым упражнениям для формирования навыков выразительного чтения.
Упражнения на дыхание:
1. «Цветочный магазин»
И.п. стоя.
Делая вдох, представьте себе, что нюхаете любимый цветок. При этом грудь выдвигается вперёд, рёбра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Повторять 3 – 4 раза.
2. «Свеча»
Нужно взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна выходить без резких колебаний, полоска бумаги контролирует ровность дыхания. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнения для развития голоса:
1. «Звуки»
Сесть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки: [МММ, ЛЛЛ, ННН…]. Произносить три раза: тихо, погромче, громко. Можно в обратном порядке.
2. «Кап – кап – кап»
Показываем ребёнку картинку и говорим:
– Дождик пошёл. Сначала тихо закапал: «Кап – кап – кап».
Ребёнок тихо повторяет: «Кап – кап – кап».
– Потом застучал сильнее: «Кап – кап – кап».
Ребёнок повторяет громче: «Кап – кап – кап».
– Опять тихо капает дождик и перестал!
Упражнения для развития дикции:
1. Работа со скороговоркой будет более эффективна, если на каждое слово выполнять какие – либо движения руками.
1) Внимательно прочитать про себя.
2) Произносим медленно шёпотом, тихо, громко и быстро. (На каждое слово солим соль)
Слышен шорох в камышах –
От него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.
Упражнения для развития умения чувствовать интонацию:
1. Прочитай предложение так, чтобы стало понятно:
– Кто увидел ёжика? Девочка увидела ёжика.
– Что сделала девочка? Девочка увидела ёжика.
– Кого увидела девочка? Девочка увидела ёжика.
Наши группы готовы, давайте послушаем их.
Прослушиваем группы:
– ораторы,
– математики,
– экологи.
Таким образом, мы убедились, что прививать вкус к чтению можно в любой учебной или жизненной ситуации, даже кушая конфеты.
Уважаемые коллеги, кто из вас ел конфеты на этой неделе?
Многие любят конфеты, но не все правильно поступают с фантиками.
У нас, у многих сладкоежек,
Есть беда такая:
Мы конфеты обожаем,
И помногу их съедаем.
Фантики потом бросаем,
И планету загрязняем.
Проблемой загрязнения окружающей среды обеспокоены не только поэты и любители конфет, но и государство.
Разработана государственная программа РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020годы. Каждый из нас может внести посильный вклад в реализацию этой программы.
Наш мастер–класс подходит к концу, на столах лежат листы: на них я попрошу участников написать ключевые слова, отражающие содержание мастер-класса.
Существуют специальные программы, создающие облака тегов или ключевых слов по заданному тексту. Данное облако можно использовать на разных этапах урока: при целеполагании, работе с текстом, подведении итогов урока.
Сейчас мы сравним ключевые слова, написанные нашими участниками, и облаком, созданным нами на экране. Совпадение слов показывает эффективность мастер-класса.
«Чтение это только начало.
Творчество – вот цель».
Н.А.Рубакин
Ирина Черепанова, учитель начальных классов Брылинской средней школы Курганской области
В прикрепленных файлах – презентация, задания группам, выдержки из словаря, картинки, лист для оформления, скороговорка, стихи с названиями конфет
Прочитай предложение так, чтобы стало понятно: – Что сделала девочка? – Кого увидела девочка?
Комментарии