search
main
0

Мастер импровизации. Кирилл Демушов может удивлять не только детей, но и взрослых

Кирилл ДЕМУШОВ выделялся среди прочих конкурсантов не только молодостью. Хотя в его внешности есть что-то мальчишеское, и орские журналисты, присутствовавшие на первом, городском, этапе конкурса, написали, что он больше похож на старшеклассника, чем на педагога, не только это привлекало к нему всеобщее внимание. В облике Кирилла поражают какая-то удивительная по нынешнему времени серьезность, целеустремленность, собранность. Педагог из Орска Оренбургской области заинтересовал жюри с первых конкурсных заданий. Никто не ожидал, что молодой учитель (а Демушов тогда работал всего третий год) виртуозно владеет методикой анализа текста – учит детей глубоко вникать в суть каждого произведения.

Многих удивило далеко не юношеское самообладание представителя Оренбуржья. Демушова не смутили десятки незнакомых детских глаз. Он ничем не выдал своего волнения,  а оно, конечно же, было в его душе, как и у всех участников конкурса,  а легко и сразу завладел вниманием учеников и членов жюри. Глядя на то, как свободно чувствует себя Кирилл Геннадьевич в классной аудитории, можно было подумать, что он потомственный педагог и уже давно, как все учительские дети, посвящен в тайны профессионального мастерства. Но оказалось, что родители Кирилла – железнодорожники. Кирилл самый младший, третий, ребенок в семье. Старший, Виктор, работает в полиции, средний, Андрей,  водитель. И Кирилл никогда не думал о школе. Попал же в педагогику, по его собственному признанию, случайно. Однажды на улице встретился с директором Орской вечерней школы Надеждой Петровной Масленниковой, которую знал со студенческих лет (ее дочь Елена была сокурсницей Кирилла).  В тот момент Кирилл оканчивал аспирантуру, начинал писать диссертацию и работал корректором в газете. Тихий и спокойный труд, о котором мечтают многие женщины предпенсионного возраста, его совсем не вдохновлял, хотя и был полезен в профессиональном плане: оттачивалось знание орфографии, пунктуации, стилистики. Однако в корректорской работе не было движения, а молодому человеку хотелось двигаться дальше. Надежда Петровна словно почувствовала  неудовлетворенность Кирилла и предложила ему попробовать себя в роли учителя. Наверное, именно ей мы должны сказать спасибо за то, что вовремя разглядела в молодом аспиранте талантливого педагога. Будь она менее чутким человеком, судьба Кирилла скорее всего сложилась бы иначе. Не хуже,  это точно: он наверняка реализовал бы себя в науке или творчестве… Но школа многое недополучила бы,  это несомненно…Сегодня Кирилл не жалеет о том, что в один прекрасный день круто изменил свою жизнь. Как только пришел в школу, понял: вот где простор для самосовершенствования, вот где можно развивать свой потенциал! Конечно, начинать было нелегко. В вечерней школе учатся в основном люди взрослые. С одной стороны, они понимают, зачем пришли, но с другой – забыли все, что когда-то знали. Каждый раз Демушов приходил на урок и начинал объяснять материал  с чистого листа. Затрат было много, отдачи – в разы меньше. Поэтому через два года он решил поменять школу. Уже три года Демушов работает в орской школе №52. Ее ученики совсем не похожи на тех, что были в вечерней школе. Работать с ними гораздо приятнее и интереснее, хотя нельзя сказать, что легче. Дети все разные, с ярко выраженной индивидуальностью, и с каждым из учеников Демушов старается найти общий язык. Кстати, на городском конкурсе его признало  лучшим  не только взрослое, профессиональное, но и детское жюри. У Кирилла тогда спрашивали, как ему удается подобрать ключик к каждому сердцу?Он отвечал честно, не стараясь казаться лучше, чем есть на самом деле: – Не к каждому… Не существует универсального средства общения с учениками. Такого, которое было бы применимо к каждому ребенку. Поэтому любое педагогическое решение было и останется сугубо индивидуальным. С одними детьми работать легко, к другим нужно искать подход. Не могу сказать, что всегда его нахожу. Иногда бывает очень трудно. Но надо пробовать. Со второй, третьей, десятой попытки ребенок пойдет навстречу учителю. Если быть до конца откровенным, то нужно признать: мне очень помогает мой предмет. Ведь литература не научная дисциплина, а способ взглянуть на себя со стороны, задаться вопросами: какой я, что умею, чему могу научиться? Такой подход к литературе – как к зеркалу, отражающему душу и характер человека, – мне особенно близок. На мой взгляд, только литература дает возможность изучить разные ситуации, в которых оказывается человек, позволяет размышлять над тем, что такое хорошо, а что такое плохо. Хотя русский язык я тоже люблю. Как говорил мой научный руководитель Александр Владимирович Флоря, филолог должен знать много, желательно все. А современный учитель в первую очередь должен быть интересен ученикам, увлекать их предметом. Еще, я уверен, педагог должен быть со своими учениками честным, кристально прозрачным. Дети чувствуют неискренность и платят учителю тем же. Попытки заигрывать с учениками я тоже считаю недостойными. А вот поражать и удивлять учеников Демушов умеет, и делает это довольно часто, хотя и не планирует специально.- Бывает, распланируешь занятие, а ученики вдруг такой интересный поворот найдут, о каком я даже не думал. И от планов приходится отступать, вести работу на новой волне. Урок – это тщательно подготовленная импровизация. Именно поэтому особенно интересна литература. Литературный текст будто создан, для того чтобы о нем говорили. Своеобразный узор урока создается в том числе благодаря интересующимся школьникам, а учителю нужно каждую ниточку вплести так умело, чтобы ничто не нарушило гармонии рисунка.На областном конкурсе Демушов  давал урок на тему «Сонет к форме» В.Я.Брюсова». Предложил ученикам разобрать тему через ключевой образ – «бриллиант, живущий в алмазе». Дети не растерялись и быстро пошли на контакт. И теорию литературы освоили, и поделились с педагогом размышлениями по поводу брюсовских «образов изменчивых фантазий». А после урока попросили Кирилла Геннадьевича переехать в Оренбург и работать у них в гимназии. Но Демушов остается верным родному Орску. В этом городе его близкие и друзья, без которых он не представляет свою жизнь.О родителях Кирилл рассказывает с большой теплотой:- Отец был интеллектуалом, у него была отличная память, которая, кажется, передалась и мне, как и любовь к точности. К сожалению, он умер от рака, когда я еще учился в школе,  это произошло в 2001 году. Мама по натуре  лидер, она всегда в центре внимания, стремится всем помочь, всегда может дать совет. Она душевный человек, эмоциональный и чуткий.Если склад характера у Кирилла от родителей, то любовь к литературе, безусловно, от школьного педагога. Демушов признается, что до встречи с Ольгой Михайловной Асеевой  он был скорее равнодушен к чтению, с удовольствием читал лишь легенды и мифы Древней Греции – так выражалось его стремление к необычным, исключительным личностям. Именно благодаря Ольге Михайловне, учителю русского языка и литературы, Демушов пришел в профессию. На ее занятиях будущий словесник понял, что роль учителя – создавать условия, для того чтобы дети мыслили. Конечно, будучи школьником, Кирилл не мог это сформулировать,  ему просто было интересно на уроках литературы, они всегда были живыми, открывали что-то важное и в нем самом, и в каждом из одноклассников. Позже, начав самостоятельную работу и анализируя методы и приемы любимого учителя, Кирилл сделал для себя важный вывод: урок -это  не только передача знаний, умений, навыков, но прежде всего диалог-размышление, совместное открытие, сотворчество, в котором автор, учитель и ученик участвуют на равных. Творчество царило на уроках Ольги Михайловны. Она, как никто другой, умела показать проблему с неожиданной стороны, предлагала нестандартные задания. Наверное, только так и можно было заинтересовать Кирилла. Как и все любознательные и способные дети, он рос непростым ребенком. Во-первых, потому, что никому не верил на слово, во-вторых,  имел на все собственную точку зрения – учителя считали его строптивым учеником. Сегодня у него самого есть похожие ученики. «С ними работать интереснее, правда, и сложнее: их энергию нужно аккуратно направлять в нужное русло», – говорит Кирилл Геннадьевич.Чтобы лучше понять учеников, учителю нужно помнить себя в том же возрасте.  Демушов признается, что больше всего ему на уроках не нравились стандартность, шаблонность. Не случайно его главный педагогический прием – провокация. На уроке он может дать ученикам такие темы: «Горе от ума» – пьеса о любви», «Герой нашего времени» – инструкция по соблазнению женщин». Арсенал его провокаций неисчерпаем.- Иногда даже глупость, сказанная учеником, позволяет развернуть тему с неожиданной стороны. По-моему, подлинный талант учителя, который не всем дается, – использовать все «случайности» в интересах дела. Таким идеальным учителем можно считать Дамблдора из «Гарри Поттера». Он все и всех использует для воспитания Гарри.«Гарри Поттера» Кирилл Геннадьевич, разумеется, читал. Как и многое из того, что захватывает его учеников. Детям легко с учителем, который знает, что для них актуально, интересуется их увлечениями, поддерживает благие начинания.  Доверие, установившееся между учителем и подростками, позволяет ему говорить с ними о многом, в том числе о  самом важном – об умении понять и принять других такими, какие они есть.Ученики, школа… У читателей «УГ» вполне может создаться неверное впечатление о Кирилле Демушове. В жизни лучшего учителя Оренбуржья есть много другого, не менее интересного, чему он отдает немало времени, воруя его у сна и проверки тетрадей: книги, классическая музыка, опера, фильмы, хорошие и разные. А еще у Кирилла есть хобби. Он занимается спортивными бальными танцами. – Занятия дают мне возможность забыть обо всех неурядицах. Удивительно, но во время танца даже голова перестает болеть. Это праздник души и тела.  Лишь начав танцевать, понимаешь, что собственным телом тоже нужно заниматься. Оно капризное и требует к себе внимания. Мы привыкли совершенствовать мозг, а между тем тело тоже требует большой интеллектуальной работы. Я, например, выяснил, придя на танцы, что не умею считать до восьми. Думаешь сделать шаг на счет три – музыка вдруг проиграет четыре такта. Хочешь поставить правильно ногу – получается не туда. Танцы помогают быть свободнее, приближают к гармонии. Они действительно меня очень увлекают, и бросать их не собираюсь. К тому же я очень люблю классическую музыку. А когда открылся еще и мир танцевальной музыки, получилось, что два увлечения соединились в одно большое хобби.Бальные танцы появились в жизни Демушова, так же как и школа, случайно, уже после окончания института. Коллега по работе однажды попросила встать в пару с ее дочкой. Я прошу Кирилла дать совет тем, кто хочет начать танцевать, но стесняется (своего возраста, комплекции, неумения).-  Не нужно обращать никакого внимания на других, сосредоточьтесь на себе, не думайте о том, кто что скажет. Все когда-то начинали, и даже у великих танцоров не все сразу получалось. Танцы дарят радость от познания возможностей собственного тела, от единения с музыкой. Пока не начнете танцевать, не поймете этого.Спрашиваю напоследок, что еще, кроме музыки и танцев, вдохновляет его в жизни и в профессии?- Общение, живопись, красота природы и человека, его облика, мыслей, чувств.В профессии – дети, их неисчерпаемая фантазия, нестандартность… Когда на уроке происходит открытие чего-то нового, идет напряженный и насыщенный диалог, когда не замечаешь, как летит время, чувствуешь себя по-настоящему счастливым. Орск, Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте