search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению У сотрудницы Челябинского вуза выявили корь В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых»
0

Массовые открытые онлайн-курсы становятся альтернативой традиционной системе образования

Стремительное развитие информационных технологий и громадное влияние, которое они оказывают сегодня на все сферы общественной жизни, – достаточно широкие темы, которые можно бесконечно обсуждать на конференциях по информационным технологиям. Впрочем, пора уже не только обсуждать и рисовать футуристические картины, а принимать решения, поскольку информационные технологии порой бросают вызов сложившимся институтам и отношениям, демонстрируют их устаревший характер. Об этом шла речь на Международном открытом форуме «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» (IT LET – 2013).

Впереди закона

Если обратиться к английской аббревиатуре названия форума, то нетрудно заметить игру слов, которую организаторы мероприятия в него вложили. Let – значит «позволять». Казалось бы, простой английский глагол, а сколько смыслов! Действительно, информационные технологии позволяют нам сегодня то, о чем прежде было даже сложно мечтать. Позволяют даже сомневаться во многом, что казалось устоявшимся и нерушимым, например, классическая система образования, дающая возможность современному ребенку продвигаться от дошкольного до вузовского уровня.

Информационные технологии развиваются независимо от воли органов государственной власти, и зачастую нормативно-правовые акты государства уже описывают сложившуюся практику их использования, а не предопределяют новые способы организации с их помощью, скажем, учебного процесса. Этот немаловажный вопрос поднял на пленарном заседании конференции ответственный секретарь Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов.

К слову, с обсуждения некоторых законодательных аспектов регулирования данной сферы и начался сам форум. Говорили и о новом Законе «Об образовании в РФ», без упоминания которого сегодня, кажется, не обходится ни одна беседа в профессиональном сообществе. В частности, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию Олег Смолин, от которого нередко можно услышать, что он не является поклонником нового закона, заметил, что одно из достоинств этого нормативно-правового акта – более широкая представленность позиций, связанных с использованием в образовании информационных технологий.

На сегодняшний день вопросы электронного обучения и информатизации образования затрагивают по меньшей мере 9 федеральных законов, а также различные концепции, стратегии, программы и т. д. В общем и целом складывается впечатление, что на нормативном уровне современное российское образование открыто новым веяниям, ведь информационные технологии делают его не просто интереснее. Они выполняют и важные социальные функции – например, позволяют дать детям с ограниченными возможностями шанс на достойную жизнь и работу в дальнейшем.

Сильный конкурент

Все новое постепенно набирает силу и изменяет сложившийся порядок. Так и в системе образования. И одним из чрезвычайно острых вызовов ей являются, по мнению ряда участников форума, открытые образовательные ресурсы. Впервые речь о них зашла в 2001 году, а через 7 лет появились массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, MOOC). Сегодня MOOC становятся весьма популярной площадкой получения знаний, не имеющей благодаря Интернету границ, не заставляющей слушателя проходить формальные этапы вроде вступительных экзаменов и всякого рода отчетностей. Основная задача здесь – получение знаний.

Обучение в MOOC, как правило, бесплатное, но если нужен сертификат, подтверждающий их прохождение, придется отдать до $100, чтобы вложить документ в свое портфолио. Кстати, на сайтах MOOC нередко возникает это слово. И в самом деле, что может быть лучше такого сертификата или даже не одного в личной папочке достижений? Особенно если в последнее время часто слышны разговоры о том, что для принятия в вуз или на работу вскоре будет маловато одного диплома.

– Понятно, что такой сертификат не является равноценным диплому или иному документу об образовании, например, университета Мичигана, но легко допустить, что через несколько лет он будет равен и какое-то количество работодателей заключат соглашения с подобными ресурсами о признании их сертификатов. Это будет означать, что, для того чтобы устроиться на работу, не обязательно идти в университет, – отметил Александр Шепилов.

На сегодняшний день MOOC предлагают сотни курсов, собирают миллионные аудитории, которые оказываются гораздо шире аудитории любого крупного университета мира. К примеру, один из наиболее популярных – www.coursera.org, где сосредоточено 4,5 млн пользователей, выбирающих себе курс по вкусу из более 400 вариантов. И таких ресурсов в Интернете большое количество. Это и www.edx.org, партнерами которого являются знаменитейшие университеты мира вроде Harvard University, The University of California, Berkeley и The Massachusetts Institute of Technology и др. И российский ресурс www.lingualeo.ru, помогающий получать знания английского языка. На данный момент у нашего отечественного продукта уже 5 миллионов пользователей. Все это негосударственные проекты, которые не финансируются правительствами.

– Если прежде в Интернете преимущественно размещались материалы, которые уже были до этого созданы вузами и преподавателями, то при создании MOOC туда начали загружать специально созданные продукты. Это, безусловно, требует больших инвестиций. И инвестиции были сделаны как самими университетами, так и частными инвесторами. Размер этих вложений поражает. Считается, что это примерно несколько десятков миллионов долларов США, – отметила начальник отдела управления знаниями НИИ УЗ МЭСИ Наталья Днепровская.

Все эти факты свидетельствуют о том, что такой способ получения знаний востребован и будет развиваться в дальнейшем. Возможно, его развитие повлечет за собой глобальные изменения в отношении к обучению в вузах или даже изменит сам институт высшего образования.

Вопросов больше

На первый взгляд кажется, что MOOC – безбарьерная среда. Однако среди тех препятствий, что могут встретиться пользователю, существуют два достаточно мощных. Первый из них – языковой барьер. Преимущественно видеолекции, составляющие основу курсов, записаны на английском. Впрочем, глобализация образования заставляет тот же www.coursera.org переводить свой контент на многие языки мира, даже на русский и казахский. Второе препятствие – личная мотивация к обучению. Конечно же, нужно прежде всего уметь учиться, чтобы быть ответственным слушателем MOOC и получить хоть какую-то пользу от этого времяпрепровождения. Закономерно, что в таком случае, по словам участников форума, аудитория этих ресурсов в основном складывается из тех, кто уже окончил университет.

Встает и еще один вопрос. Как в такой ситуации быть с национальной идентичностью, как воспитывать патриотические настроения у молодежи? На первый взгляд проявление этой проблемы не так очевидно, но если аудитория таких зарубежных ресурсов будет расти, то их участники из других стран, в том числе и России, будут усваивать ценности стран-производителей этих курсов – случайно или нарочно поданные им через учебный материал. Может ли это стать серьезной угрозой или наоборот позволит построить мультикультурное мировое сообщество, с уважением и терпимостью относящееся к нормам, правилами и привычкам представителей различных национальностей? Многое, конечно же, зависит от целей и мастерства преподавателей курсов.

Мы стоим перед очень серьезным выбором. Можно отгородиться от всех этих процессов, происходящих в мире, но это неизбежно приведет к маргинализации. Если мы открываем границы, то возникает вопрос о том, как нам сохранить свою национальную идентичность, ведь совершенно очевидно, что образование – один из важнейших институтов, который обеспечивает воспроизводство нации, – подчеркнул

Кстати, традиционная фигура преподавателя в MOOC тоже трансформируется. Он лишь автор, разработчик курса, дающий учебный материал опосредованно, с экрана в записи. Проверяет знания учащегося тоже не педагог, а более продвинутые пользователи, уже усвоившие изучаемый новичками материал. Поначалу достаточно трудно объективно взглянуть на такой подход из рамок привычной академической системы образования, предполагающей лектора и огромную аудиторию слушателей с разной степенью заинтересованности усваивающих материал. Тем не менее он уже есть, и, по сути, здесь вся ответственность за получение знаний лежит на самом слушателе, который находится один на один с «искусственным» преподавателем. Может ли такая система стать массовой? Может ли она изменить или даже заменить привычную? Превратится ли университет, как было замечено в ходе форума, из центра получения знаний в один из способов времяпрепровождения? Вопрос открыт, потому что сильные аргументы есть как у противников, так и у сторонников этой модели.

– Есть несколько путей, которыми мы можем пойти. Первый – это создание российских открытых онлайн-ресурсов. У нас уже есть свои инициативы, но есть и серьезное препятствие – большинство вузов не готовы к такому шагу. У них нет классического электронного обучения, так что говорить о MOOC пока не приходится. Второй путь, по которому мы, по сути, сейчас и идем – это использование исключительно иностранных онлайн-ресурсов. Но это порождает определенную зависимость от них. Третий путь – игнорирование данного направления, но мы должны понимать, каковы будут результаты подобного выбора, – отметил заместитель директора НИИ управления знаниями МЭСИ Алексей Козлов.

Естественно, участникам форума было понятно, что в условиях, когда зарубежное сообщество уже признало, что такие курсы начинают конкурировать с классическим высшим образованием, третий вариант неприемлем. И в первую очередь для самих вузов, они, наоборот, должны активно вовлекаться в эту работу, создавать свои курсы. Кроме того, это может стать неплохой платформой для стартапов и привлечения бизнеса в образование.

Вместо эпилога

На форуме IT LET – 2013 нарисовали много картинок будущего. Представьте, например, ситуацию, когда молодые интернет-миллионеры – кстати, в 90% случаев их успехи также связаны с информационными технологиями – настолько юны, что еще обязаны ходить в школу. Они могут еще не иметь полного среднего образования, но уже обладают десятками миллионов долларов дохода. Такие примеры подрывают представления о традиционной образовательной траектории. Как будет чувствовать себя такой ребенок в обычном классе, раздумывая, чему он может научиться у педагога на очередном уроке? Как будет чувствовать себя педагог, зная, что его ученик зарабатывает в сотни или даже тысячи раз больше его? Какой будет атмосфера в подобном классе? Эти вопросы вызывают массу размышлений. Понятно, что ситуация не так однозначна, но ясно одно – современные информационные технологии позволяют изменять привычные модели образования. И они могут либо дискредитировать их и привести к разрушению, либо усовершенствовать и усилить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте