search
main
0

Массовые открытые онлайн-курсы становятся альтернативой традиционной системе образования

Стремительное развитие информационных технологий и громадное влияние, которое они оказывают сегодня на все сферы общественной жизни, – достаточно широкие темы, которые можно бесконечно обсуждать на конференциях по информационным технологиям. Впрочем, пора уже не только обсуждать и рисовать футуристические картины, а принимать решения, поскольку информационные технологии порой бросают вызов сложившимся институтам и отношениям, демонстрируют их устаревший характер. Об этом шла речь на Международном открытом форуме «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» (IT LET – 2013).

Впереди закона

Если обратиться к английской аббревиатуре названия форума, то нетрудно заметить игру слов, которую организаторы мероприятия в него вложили. Let – значит «позволять». Казалось бы, простой английский глагол, а сколько смыслов! Действительно, информационные технологии позволяют нам сегодня то, о чем прежде было даже сложно мечтать. Позволяют даже сомневаться во многом, что казалось устоявшимся и нерушимым, например, классическая система образования, дающая возможность современному ребенку продвигаться от дошкольного до вузовского уровня.

Информационные технологии развиваются независимо от воли органов государственной власти, и зачастую нормативно-правовые акты государства уже описывают сложившуюся практику их использования, а не предопределяют новые способы организации с их помощью, скажем, учебного процесса. Этот немаловажный вопрос поднял на пленарном заседании конференции ответственный секретарь Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов.

К слову, с обсуждения некоторых законодательных аспектов регулирования данной сферы и начался сам форум. Говорили и о новом Законе «Об образовании в РФ», без упоминания которого сегодня, кажется, не обходится ни одна беседа в профессиональном сообществе. В частности, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию Олег Смолин, от которого нередко можно услышать, что он не является поклонником нового закона, заметил, что одно из достоинств этого нормативно-правового акта – более широкая представленность позиций, связанных с использованием в образовании информационных технологий.

На сегодняшний день вопросы электронного обучения и информатизации образования затрагивают по меньшей мере 9 федеральных законов, а также различные концепции, стратегии, программы и т. д. В общем и целом складывается впечатление, что на нормативном уровне современное российское образование открыто новым веяниям, ведь информационные технологии делают его не просто интереснее. Они выполняют и важные социальные функции – например, позволяют дать детям с ограниченными возможностями шанс на достойную жизнь и работу в дальнейшем.

Сильный конкурент

Все новое постепенно набирает силу и изменяет сложившийся порядок. Так и в системе образования. И одним из чрезвычайно острых вызовов ей являются, по мнению ряда участников форума, открытые образовательные ресурсы. Впервые речь о них зашла в 2001 году, а через 7 лет появились массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, MOOC). Сегодня MOOC становятся весьма популярной площадкой получения знаний, не имеющей благодаря Интернету границ, не заставляющей слушателя проходить формальные этапы вроде вступительных экзаменов и всякого рода отчетностей. Основная задача здесь – получение знаний.

Обучение в MOOC, как правило, бесплатное, но если нужен сертификат, подтверждающий их прохождение, придется отдать до $100, чтобы вложить документ в свое портфолио. Кстати, на сайтах MOOC нередко возникает это слово. И в самом деле, что может быть лучше такого сертификата или даже не одного в личной папочке достижений? Особенно если в последнее время часто слышны разговоры о том, что для принятия в вуз или на работу вскоре будет маловато одного диплома.

– Понятно, что такой сертификат не является равноценным диплому или иному документу об образовании, например, университета Мичигана, но легко допустить, что через несколько лет он будет равен и какое-то количество работодателей заключат соглашения с подобными ресурсами о признании их сертификатов. Это будет означать, что, для того чтобы устроиться на работу, не обязательно идти в университет, – отметил Александр Шепилов.

На сегодняшний день MOOC предлагают сотни курсов, собирают миллионные аудитории, которые оказываются гораздо шире аудитории любого крупного университета мира. К примеру, один из наиболее популярных – www.coursera.org, где сосредоточено 4,5 млн пользователей, выбирающих себе курс по вкусу из более 400 вариантов. И таких ресурсов в Интернете большое количество. Это и www.edx.org, партнерами которого являются знаменитейшие университеты мира вроде Harvard University, The University of California, Berkeley и The Massachusetts Institute of Technology и др. И российский ресурс www.lingualeo.ru, помогающий получать знания английского языка. На данный момент у нашего отечественного продукта уже 5 миллионов пользователей. Все это негосударственные проекты, которые не финансируются правительствами.

– Если прежде в Интернете преимущественно размещались материалы, которые уже были до этого созданы вузами и преподавателями, то при создании MOOC туда начали загружать специально созданные продукты. Это, безусловно, требует больших инвестиций. И инвестиции были сделаны как самими университетами, так и частными инвесторами. Размер этих вложений поражает. Считается, что это примерно несколько десятков миллионов долларов США, – отметила начальник отдела управления знаниями НИИ УЗ МЭСИ Наталья Днепровская.

Все эти факты свидетельствуют о том, что такой способ получения знаний востребован и будет развиваться в дальнейшем. Возможно, его развитие повлечет за собой глобальные изменения в отношении к обучению в вузах или даже изменит сам институт высшего образования.

Вопросов больше

На первый взгляд кажется, что MOOC – безбарьерная среда. Однако среди тех препятствий, что могут встретиться пользователю, существуют два достаточно мощных. Первый из них – языковой барьер. Преимущественно видеолекции, составляющие основу курсов, записаны на английском. Впрочем, глобализация образования заставляет тот же www.coursera.org переводить свой контент на многие языки мира, даже на русский и казахский. Второе препятствие – личная мотивация к обучению. Конечно же, нужно прежде всего уметь учиться, чтобы быть ответственным слушателем MOOC и получить хоть какую-то пользу от этого времяпрепровождения. Закономерно, что в таком случае, по словам участников форума, аудитория этих ресурсов в основном складывается из тех, кто уже окончил университет.

Встает и еще один вопрос. Как в такой ситуации быть с национальной идентичностью, как воспитывать патриотические настроения у молодежи? На первый взгляд проявление этой проблемы не так очевидно, но если аудитория таких зарубежных ресурсов будет расти, то их участники из других стран, в том числе и России, будут усваивать ценности стран-производителей этих курсов – случайно или нарочно поданные им через учебный материал. Может ли это стать серьезной угрозой или наоборот позволит построить мультикультурное мировое сообщество, с уважением и терпимостью относящееся к нормам, правилами и привычкам представителей различных национальностей? Многое, конечно же, зависит от целей и мастерства преподавателей курсов.

Мы стоим перед очень серьезным выбором. Можно отгородиться от всех этих процессов, происходящих в мире, но это неизбежно приведет к маргинализации. Если мы открываем границы, то возникает вопрос о том, как нам сохранить свою национальную идентичность, ведь совершенно очевидно, что образование – один из важнейших институтов, который обеспечивает воспроизводство нации, – подчеркнул

Кстати, традиционная фигура преподавателя в MOOC тоже трансформируется. Он лишь автор, разработчик курса, дающий учебный материал опосредованно, с экрана в записи. Проверяет знания учащегося тоже не педагог, а более продвинутые пользователи, уже усвоившие изучаемый новичками материал. Поначалу достаточно трудно объективно взглянуть на такой подход из рамок привычной академической системы образования, предполагающей лектора и огромную аудиторию слушателей с разной степенью заинтересованности усваивающих материал. Тем не менее он уже есть, и, по сути, здесь вся ответственность за получение знаний лежит на самом слушателе, который находится один на один с «искусственным» преподавателем. Может ли такая система стать массовой? Может ли она изменить или даже заменить привычную? Превратится ли университет, как было замечено в ходе форума, из центра получения знаний в один из способов времяпрепровождения? Вопрос открыт, потому что сильные аргументы есть как у противников, так и у сторонников этой модели.

– Есть несколько путей, которыми мы можем пойти. Первый – это создание российских открытых онлайн-ресурсов. У нас уже есть свои инициативы, но есть и серьезное препятствие – большинство вузов не готовы к такому шагу. У них нет классического электронного обучения, так что говорить о MOOC пока не приходится. Второй путь, по которому мы, по сути, сейчас и идем – это использование исключительно иностранных онлайн-ресурсов. Но это порождает определенную зависимость от них. Третий путь – игнорирование данного направления, но мы должны понимать, каковы будут результаты подобного выбора, – отметил заместитель директора НИИ управления знаниями МЭСИ Алексей Козлов.

Естественно, участникам форума было понятно, что в условиях, когда зарубежное сообщество уже признало, что такие курсы начинают конкурировать с классическим высшим образованием, третий вариант неприемлем. И в первую очередь для самих вузов, они, наоборот, должны активно вовлекаться в эту работу, создавать свои курсы. Кроме того, это может стать неплохой платформой для стартапов и привлечения бизнеса в образование.

Вместо эпилога

На форуме IT LET – 2013 нарисовали много картинок будущего. Представьте, например, ситуацию, когда молодые интернет-миллионеры – кстати, в 90% случаев их успехи также связаны с информационными технологиями – настолько юны, что еще обязаны ходить в школу. Они могут еще не иметь полного среднего образования, но уже обладают десятками миллионов долларов дохода. Такие примеры подрывают представления о традиционной образовательной траектории. Как будет чувствовать себя такой ребенок в обычном классе, раздумывая, чему он может научиться у педагога на очередном уроке? Как будет чувствовать себя педагог, зная, что его ученик зарабатывает в сотни или даже тысячи раз больше его? Какой будет атмосфера в подобном классе? Эти вопросы вызывают массу размышлений. Понятно, что ситуация не так однозначна, но ясно одно – современные информационные технологии позволяют изменять привычные модели образования. И они могут либо дискредитировать их и привести к разрушению, либо усовершенствовать и усилить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте