Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Проблемы негородского образования обсудили в Карелии Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Актуально

Марьяна БЕЗРУКИХ, академик РАО, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО:

Сложно выстроить эффективное обучение, не зная возможностей ребенка
Учительская газета, №07 от 16 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Институт возрастной физиологии РАО, пожалуй, единственное в мире научное учреждение, которое на протяжении десятилетий занимается комплексными исследованиями развития ребенка на системном уровне. Сейчас здесь идет работа над созданием нового онлайн-курса для учителей «Педагогическая физиология». В 2019‑2020 годах прошел первый этап – изучение знаний об учителе, они будут учтены при разработке курса. О том, как шла эта работа, какие исследования проводились, мы говорим с руководителем проекта профессором, академиком РАО Марьяной Безруких.

– Марьяна Михайловна, в прошлом году под вашим руководством шло изучение знаний педагогов в области нейробиологии, развития и функционирования мозга. С какой целью вы вели эти исследования?

– Педагогические исследования последних лет в разных странах показали, что знания и представления педагогов о развитии и функционировании мозга не соответствуют или противоречат современным данным нейробиологии. Эти представления, возникающие в результате недопонимания, неправильного толкования и неправильного цитирования научно обоснованных фактов о развитии и функционировании мозга, получили название «нейромифы». В последние годы предпринимаются попытки использования данных нейробиологии в практике образования и даже предлагается новое научное направление – нейропедагогика. Высокая распространенность нейромифов наряду с высоким интересом к нейробиологическим исследованиям и их потенциальному применению в образовании является не только фактором риска при разработке теорий обучения, новых методик и подходов в образовании, но и приводит к потенциальным рискам физического и психического здоровья детей.

В нашей стране изучение знаний педагогов в области нейробиологии и распространения неверных представлений о работе и функционировании мозга (нейромифов) среди педагогов до нашего исследования не проводилось.

Нам важно было не только понять отношение педагогов разных уровней образования к нейромифам, но и оценить потребность педагогов в знаниях о развитии и функционировании мозга ребенка, их желание и осознание необходимости повысить квалификацию по этим вопросам и выделить зоны риска в этих знаниях.

– Вы изучали только знания педагогов о развитии мозга и познавательной деятельности или еще какие-то знания в области возрастной физиологии?

– Наряду с изучением знаний педагогов о развитии и функционировании мозга ребенка мы изучили знания по общим вопросам возрастной физиологии, психофизиологии школьных трудностей и детей с особенностями развития, знания в области физического воспитания и школьной гигиены. В исследовании приняли участие более 60000 педагогов дошкольного, начального среднего и общего образования из 10 регионов России и 1539 образовательных организаций. Это был первый этап работы по созданию онлайн-курса «Педагогическая физиология», курса интегрирующего знания по возрастной физиологии, психофизиологии, школьной гигиене, курса о росте и развитии ребенка, максимально приближенного к реалиям современной школы и организации образовательного процесса. Зоны риска в знаниях педагогов должны были показать нам, каким разделам, вопросам и проблемам стоит уделить наибольшее внимание при разработке такого курса.

Я много лет работаю с педагогами разных уровней образования и не один раз после лекции слышала: «Почему нам об этом никто не говорил?» или «Почему нас этому не учили?» Но у меня никогда не было таких доказательств незнания педагогов, их заблуждений и непонимания ребенка. Теперь они есть, и я понимаю, что это не вина, а беда педагогов. Невозможно выстроить эффективное обучение, не зная возможностей ребенка, не понимая его возрастных и индивидуальных особенностей, не зная современных когнитивных основ процесса обучения.

– Как проводилась оценка знаний педагогов в области возрастной физиологии, психофизиологии, школьной гигиены и физического воспитания?

– Было разработано 8 анкет: «Нейромифы в образовании», «Дети с особенностями развития»; «Психофизиология школьных трудностей», «Общие вопросы физиологии возрастного развития»; «Основы физического воспитания и двигательной активности»; «Общие вопросы физиолого-гигиенической организации учебного процесса». Структура вопросов включала не только знания, но и практические умения и организацию деятельности педагога.

– В программах педвузов есть курс «Возрастная физиология и педагогика». В чем особенность нового онлайн-курса «Педагогическая физиология?»

– К сожалению, курса «Возрастная физиология» уже нет. Новый Типовой план для бакалавриата педагогических специальностей не содержит и намека на возрастную физиологию (ее нет даже как элективного курса). Получается, что для современного педагога знание методики организации добровольческой деятельности или противодействия коррупции важнее и нужнее, чем знание ребенка.

Собственно, мы и разрабатывали эту программу исследования и подготовки онлайн-курса «Педагогическая физиология» потому, что за последние 20 лет курс «Возрастная физиология» сокращался и сокращался, в последние годы в разных вузах составлял на все про все 18 часов, что грозило тотальной безграмотностью педагогов в области возрастной физиологии, и наше исследование показало глубокие дефициты, фрагментарность и бессистемность этих знаний.

Создание онлайн-курса «Педагогическая физиология» с модулем лекций, подготовленных ведущими специалистами, и электронное руководство (которое может пополняться новыми данными, результатами новых исследований и практическими рекомендациями) с широким доступом к нему любого педагога из любой точки страны может снизить остроту сложившейся ситуации, дать педагогу необходимые знания и практические навыки. В будущем, думаю, потребуется современный практикум, в котором на примерах (кейсах) будут рассмотрены основные варианты работы с детьми разного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных физиологических особенностей.

– Какова структура курса «Педагогическая физиология»?

– Мы предполагаем, что курс будет разделен на модули. Первый – общий для педагогов всех уровней образования, включающий основы возрастной физиологии, которые дают представление о закономерностях роста и развития организма на разных этапах возрастного развития, о развитии мозга и познавательной деятельности, о нейромифах в образовании, о когнитивных аспектах и физиолого-гигиенической организации эффективного учебного процесса в разном возрасте, об адаптации детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам и глобальных проблемах состояния здоровья современных детей. Следующие три модуля – это физиологические и психофизиологические особенности развития детей и организации учебного процесса в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Все темы, включенные в эти модули, – ответы на самые актуальные вопросы современного образования с учетом тех пробелов в знаниях и практических умениях педагогов, которые мы увидели в исследовании. Например, особое внимание будет уделено психофизиологии школьных трудностей и психофизиологии функциональной грамотности, детям с особенностями развития, физиологическим процессам, особенностям развития мозга и тактике взаимодействия в подростковом возрасте, когнитивным и физиолого-гигиеническим основам эффективной организации учебного процесса при использовании КТ и при дистантном обучении. Ответов на эти вопросы пока нет ни в одном учебнике для будущих педагогов, да и системных лекционных курсов тоже нет.

– В исследовании участвовали 10 регионов России. Какие выводы можно сделать на основании этих исследований? Различаются ли данные в разных регионах России?

– Это тот вопрос, на который нам тоже было интересно получить ответ, мы не предполагали большой разницы. Во-первых, потому что состав наших респондентов по возрасту и стажу в разных регионах оказался практически одинаковым, а значит, подготовка педагогов не должна была сильно отличаться. Во-вторых, в системе переподготовки учителей вопросам возрастной физиологии и психофизиологии традиционно уделяется мало внимания. Поэтому мы получили очень близкие показатели, с небольшими вариациями по отдельным вопросам, во всех 10 регионах. Однако были и неожиданности. Например, при анализе по всем направлениям мы выделили учителей биологии и физической культуры в отдельную группу, так как эти педагоги при обучении в вузе изучают большой цикл естественно-научных дисциплин, и предполагали, что уж эти учителя должны иметь «прививку» от ложных представлений о развитии и функционировании мозга. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что среди учителей биологии вера в нейромифы оказалась выше, чем в других группах педагогов, и при высоком интересе к данным нейробиологии, который отметили более 90% этих учителей, считают необходимым повышение квалификации по этим вопросам чуть больше 20%. Есть еще над чем подумать и что анализировать.

– Сегодня мы все живем в «новой нормальности». Какими знаниями в области возрастной физиологии должен обладать учитель в связи с дистантным обучением?

– Любые инновации в образовании, новые технологии и новые методики обучения требуют глубокого знания и понимания возрастных и индивидуальных особенностей познавательных процессов – речи, внимания, восприятия, памяти, произвольной регуляции. Эти процессы имеют свои особенности на разных этапах возрастного развития, и есть факторы, которые делают процесс обучения эффективным, а есть то, что нарушает процесс обучения, создает сильное функциональное напряжение, стресс. Сейчас специалисты разных стран изучают влияние новых технологий на рост и развитие ребенка, на развитие мозга и познавательной деятельности, буквально каждый день появляются данные новых исследований. Такие исследования ведутся и в Институте возрастной физиологии. Я надеюсь, что и в курс лекций, и в электронный учебник «Педагогическая физиология» будут включены современные знания в области возрастной физиологии и психофизиологии. А главное – этот курс будет доступен любому педагогу, живущему в любой точке нашей страны.

– Жизнь стремительно меняется, меняются школа и современный подросток. Как должна меняться подготовка педагогов в связи с этим?

– Жизнь действительно стремительно меняется, однако ни дети вне зависимости от возраста, ни школа кардинально не меняются. Появление гаджетов в нашей жизни, конечно же, многое изменило, но не изменились сущность и задачи школы, а, как показал опыт дистанта, даже формат урока остался у большинства педагогов прежним. Да и в представлениях о «других детях» пока больше мифов, чем реальных фактов. Но не исключено, что мы пока не фиксируем эти изменения, а они накапливаются. В то же время хорошо известно, что есть доказанное негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей компьютерной зависимости и очень быстрое ее возникновение при определенных условиях не только в подростковом, но и в дошкольном возрасте. Педагогу очень нужно знание, которое я называю живым, то, что актуально, важно, то, что только исследуется, то, о чем ученые спорят. Я уверена, это именно те знания, которые значимы для учителя – он каждый день, на каждом уроке решает новые и нестандартные задачи, ему важно понимать, что происходит с ребенком, как сделать обучение максимально эффективным, как помочь, если сложно. И очень надеюсь, что электронный учебник к курсу «Педагогическая физиология» будет дополняться новыми данными, результатами новых исследований, дающими педагогу современные знания о современных детях разного возраста.

Светлана РУДЕНКО


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt