search
main
0

Марта НУССБАУМ: Образование как школа справедливости

Американские коллеги часто жалуются, что университетские профессора мало внимания уделяют проблемам образования. Но о профессоре Марте Нуссбаум этого не скажешь. Сама она только шутит, когда говорят, что женщине не годится быть философом: напротив, только женщина, сев за один стол с философами-мужчинами, может объяснить, чем они занимаются. Более того, она обязательно напомнит философам о школьниках, которые, может быть, задают наивные вопросы, но без ответа на них философия так и останется делом немногих профессионалов.

В 1986 году на всю Америку прогремела ее книга «Уязвимость добра». Центральное понятие Платона и Аристотеля, обозначающее цель бытия, мы привыкли переводить как «благо», но в оригинале это просто «добро». Для Марты Нуссбаум античная философия мало думает о сострадании: Цицерон даже считал сострадание одним из пороков наравне с тщеславием или жадностью. Конечно, античная этика обучает мужеству, но возможна ли настоящая справедливость без сочувствия другому? Допустим, человек заболел – для античной этики это означает, что он был недостаточно мужествен, недостаточно следил за собой, и справедливо, чтобы все заботились о своем здоровье. Но что делать, если человек просто не выдерживает слишком ускорившийся темп жизни?
Нуссбаум вспоминает «Пир» Платона. Сначала Сократ пересказывает речь мудрой Диотимы и говорит, что мы можем восходить от красоты телесной к безупречной и вечной духовной красоте. Но потом на пир приходит Алкивиад, политик-авантюрист, и начинает говорить, как Сократ его спасал на войне. Сам будучи безупречно мужественным, Сократ поддерживал ослабевшего Алкивиада. Разве не так же учитель должен поддержать ученика, когда у него или нее что-то не получается? Тогда ученик потом и скажет главную речь в своей жизни, речь об учителе.
Главная тема Нуссбаум – справедливость, выражающаяся в равном доступе к образованию. В книге «Пол и социальная справедливость» (2000) среди прочих вопросов она рассматривает, достаточно ли просто равенства возможностей для справедливости. Нуссбаум считает, что нет: ведь, например, бывают случаи травли, и хотя в смешанном коллективе как мужчины могут нападать на женщин, так и женщины на мужчин, жертвами травли становятся прежде всего женщины. Ведь их не просто травят, им объявляют бойкот, их ни во что не ставят. Единственный выход из печальной ситуации – творческое понимание справедливости как уважения к другому.
В книге «Прятаться от человечества» (2004) Нуссбаум говорит, как часто людей стыдят с целью сохранить господство. Например, часто порицают образованных людей за какую-то ошибку, в то время как люди невежественные благополучно себя чувствуют. Для Нуссбаум творческие люди могут вернуть в образование подлинную справедливость. Школа должна научиться поощрять воображение, позволяющее представить себя на месте другого человека. Об этом Нуссбаум много говорила в книге «Не ради прибыли» (2010), посвященной защите гуманитарных наук от технократов, полагающих, что школы и университеты просто поддерживают работу промышленности и бизнеса. Нуссбаум считает, что люди, не имеющие хорошей гуманитарной подготовки, плохо умеют делать выбор: они ищут предсказуемости для себя и своей группы и потому не могут по-настоящему справиться с глобальным экономическим кризисом.
Главное понятие в работах Марты Нуссбаум – «эвпатия», если переводить буквально с греческого, «доброе переживание», «доброе претерпевание» – в отличие от привычных эмоций, часто ведущих к ссорам и необдуманным решениям, эвпатия воспитывает умеренность и осторожность. Для Нуссбаум эвпатия состоит прежде всего в умении радоваться, которое открывает еще школа: если школьник ходит на уроки, понимая, что не только узнал что-то новое, но и порадовался этому узнаванию, потом он сможет создавать справедливое общество, в котором будет хорошо всем. Технические науки учат радоваться в основном собственным успехам: решению задачи, нахождению формулы, прорыву в технологиях, тогда как гуманитарные науки позволяют радоваться чужим успехам – произведениям мирового искусства, общезначимым философским идеям, совместному обсуждению книги. Марта Нуссбаум поэтому всегда предлагает расширять преподавание гуманитарных дисциплин в технических учебных заведениях.
Учение о эвпатии возникло еще в Античности, но его недостатком было, что оно не учитывало возраст человека, а выступало просто как требование политического благоразумия и умеренности. Но теперь мы знаем, что психология человека меняется с возрастом – что радовало прежде, не радует сейчас. Поэтому цель образования – знакомить школьников с мнениями людей разных возрастов: пусть они слушают не только родителей и сверстников, но и старшеклассников, студентов, чаще общаются с бабушками и дедушками и узнают, что для кого было счастьем.
Нехватка такого общения, по мнению Нуссбаум, и привела к тому кризису, которому посвящена ее самая новая книга «Царство страха» (2018). Нуссбаум говорит, что нынешний страх всегда влечет за собой другие страхи. Простые люди боятся мигрантов, которые могут отнять у них рабочие места, а интеллектуалы, понимающие значение мигрантов для развития общества, боятся этих простых людей. Разрубить узел страха можно, только поняв, что общего в системах образования в разных странах, благодаря чему ребенок из Мексики или Индии может не хуже освоить математику, чем сверстник из развитой страны. Этим общим оказывается мечта: кто умеет мечтать, тот, представляя разные страны, лучше освоит географию, а стремясь поскорее решить все задачи, освоит математику.
Безупречный оратор, не стесняющаяся быть чуть старомодной, но при этом смело атакующая в спорах самых суровых оппонентов, Марта Нуссбаум никогда не ставит точку, призывая читателей вместе подумать, кто такой образованный человек. Это человек, побеждающий в честном споре, открытый, готовый к импровизации, понимающий обычаи разных стран и способный творчески проявить себя в любой культуре. И конечно, это человек, который не раз поблагодарит профессора Нуссбаум.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте