После 18 лет тяжелых и продолжительных дискуссий, после прорывов фронта и вынужденных отступлений неделю назад мы, учителя, подписали договор: «Со следующего года мы не ставим пятибалльных оценок с 1-го по 6-й класс включительно». Родители с нами согласились…
Антикризисное управление
Представьте картину: компания на грани банкротства. Руководство предпринимает какие-то телодвижения, но рабочие ничего не делают. На работу, правда, еще ходят, но ничего не делают. Менеджеры постоянно что-то обсуждают, пишут планы и отчеты, а рабочие ничего не хотят.И вот приходит в компанию специалист по антикризисному управлению. Что делать и с чего начать? Ясно, что не работает система мотивации. Надо сделать так, чтобы рабочие хотели работать, видели результат своего труда, были заинтересованы в повышении производительности…Понятно, разговор про школу.Пятибалльная система не работает, это признают даже «спецы» с тридцатилетним стажем. Нужна другая система мотивации.Мы придумали свою систему и назвали ее «Маршрутный лист».Я не могу сказать, что на третий день произошло чудо и все двоечники встали на ноги. Но дети оживились: другое выражение лица, другие глаза и улыбка. Появился азарт: «…можно я возьму задание посложнее?», «…а я это тоже смогу сделать!». И это в средней школе, когда, казалось бы, ничем их уже не поднимешь…Итак, коротко, в три строчки: «Маршрутный лист» – список заданий разного уровня сложности; если ученик хорошо выполнил задание, учитель ему говорит «хорошо», если плохо – говорит «в следующий раз».Все. И никаких пятибалльных оценок!
Контракт на работу
Учительница входит в класс: под мышкой журнал, в руке указка. Так должно быть в школе. Это фирменный стиль обычной школы.У нас свой фирменный стиль: на доске «Маршрутный лист» (план работы по теме, лист достижений…) для всего класса, на парте – индивидуальный, на каждого ученика.«Маршрутный лист» – это договор, контракт на работу. Между учителем и учеником. Не договорившись, нельзя приступать к работе. Неприлично начинать работу над темой, не определив объем работы и «вознаграждения». В школе, правда, все возможно.Ученик имеет право на первом уроке темы (проекта, мастерской) точно знать, что от него требуется, и может спланировать свою работу. Как это просто!Представьте, что вы, взрослый человек, пришли устраиваться на работу, а начальник вам говорит: «Заранее я не могу тебе сказать, что надо делать – работай, а там посмотрим. Зарплата? Поговорим в конце месяца». Согласитесь?Забота о сильных.
Забота о слабых
Не знаю, нужно ли подробно описывать все прелести и преимущества так организованной работы. Несколько очевидных плюсов.Благодаря «Маршрутному листу» самый запущенный, задавленный и ленивый ученик может начать работать. Вот представьте, он решил взяться за ум и что-то сделал. Что он имеет в традиционной системе? Троечку! Воодушевляет…В «Маршрутном листе» всегда есть простые виды работ, которые по силам даже несильному ученику – он получает «зачет» за эти работы: за одну, две, три, – а потом, быть может, переходит к работам и второго уровня сложности.Мы не сдаем нормы ГТО. И положительную оценку ученик получает за личный прогресс, за продвижение и усердие. Поэтому слово «молодец», обращенное к ученику, который никогда не вел тетради, за то, что написал план урока, или «браво» – тому, кто не открывал прежде рта, за пересказ параграфа – это действительно положительная оценка, без иронии.Другой плюс: только используя МЛ, учитель может с чистой совестью завалить учеников трудной, нестандартной, домашней – о! – работой. МЛ – это всегда список работы с избытком, на 8 уроков проекта – 15-20 работ. И всегда в этом списке есть работы супер – на три, а может, и на четыре звезды.Ну как я, учитель, в рамках любимой пятибалльной дам детям задание смотреть фильм на полтора часа, читать Книгу Исхода из Пятикнижия Моисеева, написать сценарий фильма? Что поставлю за эту работу? Пятерку? Значит, по двенадцати предметам каждый учитель даст работу часа на два и скажет: «Вот это на пятерку». Сколько времени останется на сон? Сколько штатных психологов нужно иметь, чтобы потом приводить в чувство этих пятерочников?Здесь другое дело: всегда есть запредельная, запятерочная работа – я просто даю возможность, предлагаю и радуюсь, если кто-то ее выполняет. Пятерка ограничивает, тормозит отличника. «Маршрутный лист» дает перспективы.«Маршрутный лист» – это забота и о слабом, и о сильном ученике.Покормить попугая на троечку?Мама, уходя на работу, прицепляет к холодильнику записку:«Доченька! Не забудь покормить попугая, пропылесосить свою комнату и пожарь, пожалуйста, на ужин котлеты».Вот три «работы»: первая простая, вторая – посложнее, третья – креативное задание…Каждое дело может быть или сделано, или не сделано – «да» или «нет». Нельзя покормить попугая на троечку, пропылесосить комнату на четверку и совсем нельзя пожарить котлеты ни на какую из пятибалльных оценок – котлеты могут быть вкусными или невкусными.Нет пятибалльной оценки, но нет и стандартного «зачета», когда все хорошо и все зачтено. Есть простые дела, с которыми просто справиться, и сложные, с которыми справиться сложно.Это и есть «Маршрутный лист».Отступление для «строгих учителей»Это очень строгая система. Тройка в нашей пятибалльной – это положительная оценка. Получив ее и удовлетворившись, можно продолжать играть по мобильнику. Двойка тоже не беда. До конца четверти исправим! А нет, так пообещаю учителю начать работу в следующей четверти. Он поверит. Пятерка – потолок для пятерочника. Получил и успокоился.«Маршрутный лист» – другое дело…Или ты сделал работу – или нет. Если нет, то сделаешь ее со второго, третьего, четвертого раза. Что нам важнее: двойку поставить или добиться результата?МЛ – и это главное его преимущество – учит ребенка самостоятельности и ответственности. Подобные вещи – планы работ – существуют во всех свободных школах Европы. Без такого плана ребенок всегда на коротком поводке. И ни за что не отвечает.Окончательное решение вопроса мотивацииКонечно, в большом «Маршрутном листе» на доске, который на А3, не впишешь слово «умница», так можно поставить «+», в том маленьком, который на А5 (ну очень маленьком), ребенок может написать себе то, что ему хочется.Вот он, главный секрет «Маршрутного листа» (который надо запатентовать): ученик пишет не «зачет» и не «плюс», а «Андрюша молодец» или «Маша умница».Вот Андрюша открывает тетрадь, а там – вклеенный лист и десять раз написано его собственной рукой, что он МОЛОДЕЦ!
Закон есть закон
Закон об образовании дает право применять любую форму оценивания результатов при промежуточной аттестации. Промежуточной аттестацией, как известно, является все, кроме итоговой аттестации (4-й, 9-й, 11-й классы).Таким образом, если мы не ставим пятибалльных оценок до 8-го класса включительно, мы нисколько не нарушаем закон. Исключение: музыка, рисование – те предметы, по которым итоговая аттестация проходит в 8-м классе.Любая форма – это любая форма. Десятибалльная, стобалльная оценка, рейтинги, проценты, развернутая словесная характеристика. Форму выбирает и принимает школа.В личном деле и госжурнале в конце года при этом совсем необязательно ставить пятибалльную оценку – достаточно написать «Программа выполнена». Или как компромиссный вариант поставить пятибалльную оценку на основании контрольной работы.Мы (в лицее «Ковчег») не ставим никаких оценок в 1-4-х классах на протяжении уже 10 лет и ограничиваем, как можем, оценку в средней школе. Никаких: ни сколько-там-балльных, ни рейтингов, ни процентов, ни зайчиков и улыбающихся белочек.Родители понимают, что оценка за эту работу – один лишь из многих показателей, и относятся к ней спокойно. Вообще слова «родители без оценок не могут» – это слова учителя, который сам без оценок не может. Родителям меньше всего в жизни нужны пятибалльные оценки – им важен результат работы, а не балл.
В завязке
Как возникает оценка? Ребенок сделал работу – учитель подумал-подумал: «Это тройка». Оценил, одним словом…Что бы мы ни говорили об объективности и прозрачности оценки, суть не меняется. Учитель оценивает – назначает цену. Какая уж разница: цену работы или цену самому ребенку. Вот это самое невыносимое в пятибалльной оценке.Так вот важное отличие – в «Маршрутном листе» нет момента оценивания. Сложность задания – уровни – известна заранее. И когда работа выполнена, учитель только говорит «да» или «нет». «Да» – если ученик постарался и хорошо сделал работу. «Нет» – если с первого раза не вышло. Разве это оценка? Просто «да» и «нет», а все остальное…P.S. Вот трех наших биатлонистов сняли с соревнований. Результаты нельзя признать – допинг.Применение оценки – пятибалльной оценки – позволяет достичь хорошего (как кажется нам) результата. И в короткие сроки. А что потом – кому какое дело? Истощение организма, набор болезней, ранняя смерть – это в спорте. Потеря интереса, отвращение к учебе, полная апатия – в школе.Двухлетняя дисквалификация. Для спортсмена и тренера.Красногорск, Московская область
Комментарии