search
main
0

Мария Калужская, Екатеринбург: Между ангелом и бесом. Где пролегают границы табу?.

Когда подруга моей матери, 40-летняя учительница литературы, сошлась со своим 17-летним учеником (который был тремя годами младше её собственного сына), я жутко возмутилась. Мне было 20 лет, казалось, что \”сороковник\” – это дремучая старость,..

..а главное: ну не может, не должен учитель так поступать… Есть же профессиональная этика, табу и все такое.

Учителем, кстати, мамина подруга была первоклассным – поэтому, наверное, директор школы эту ситуацию \”проглотил\” и даже на товарищеский суд фигурантку не вызвал. Тем более, что вскоре ученик выпустился, аномальная пара официально соединилась и родила дочь.

Мой праведный гнев длился ещё лет десять. Я старалась с этой женщиной не пересекаться, а она тем временем жила со своим учеником-мужем в любви и согласии, будучи ему педагогом по жизни: учила учиться в вузе, расти в профессии и ориентироваться в семейных отношениях. Ещё лет через пять она умерла (до последних дней проработав в школе), и он был по-настоящему безутешен… Моя мать сказала тогда: \”Этому парню очень повезло; какая разница – учитель или соседка по квартире… Они нашли друг друга, вот и все\”.

Да, бывает, что отношения не укладываются в рамки. Они просто выше: над такими встречами \”ангел пролетает\”. На одного ангела приходится, увы, десяток бесов, и эта история вовсе не означает, что каждый учитель должен (в прямом смысле) искать \”своего ученика\”. Тем более методом проб и ошибок.

Школьная жизнь наполнена эротизмом: это факт, с которым не поспоришь. Бьющие через край гормоны; рано расцветающие томные девушки, пылкие, нетерпеливые юноши и рядом каждый день – уверенные в себе, всезнающие, харизматичные, а главное зрелые, мужчины и женщины. Мужчины гораздо реже, поэтому в разы притягательней.

И кто из учительского цеха не испытывал головокружительное чувство, сходное с оргазмом, когда любимый ученик (победивший на олимпиаде, первым одолевший дистанцию или просто идущий навстречу по коридору) смотрит на тебя с таким неприкрытым обожанием?.. С такой благодарностью и готовностью отдаться?..

И вот тут – стоп!! Отдаться лишь мудрости, чуткости и профессионализму людей, умеющих не сносить, а грамотно строить личные барьеры. Чтобы научиться вместе создавать отношения между \”агентами\” разных поколений, между непохожими зонами индивидуального опыта. Такие связи – поймите меня правильно – ничуть не менее интимны и гораздо более важны для учеников. Сексуальную практику они успешно пройдут без нашей помощи, а вот за другие формы участия в своём человеческом созревании будут благодарны.

Любое нарушение государственной границы недопустимо. За исключением тех случаев, когда \”ангел пролетел\”. Когда Джульетта оказалась старше Ромео на десяток-другой лет, или наоборот, дружит с его дочкой.

Как понять, что ангел, а не бес? Никак, потому что точных признаков судьбоносного присутствия вам никто не предоставит, кроме, разве что, интуиции. Больше того: даже если все-таки ангел, если \”созданы друг для друга\”, то все-таки корректно, вне (а лучше после окончания) школы, и чтобы остальным неповадно было. Потому как табу в хорошей школе существуют. Для небожителей тоже. Неписаные законы, которые куда крепче писаных.

Расскажу ещё одну историю. Пришёл к нам в школу учитель – уже немолодой, умный и обаятельный, виртуозно владеющий предметом. Мастер, одним словом. Но вскоре за ним потянулся шлейф слухов. Не вполне внятных, но сильно неприятных. С душком. Касательно его особой любви к ученикам.

Начались телефонные звонки, забеспокоились родители. При этом учитель ничем таким – ну ничем! – себя не скомпрометировал. Хотя при таком внимании ему даже руку на плечо ребёнку положить было нельзя. Вот вам этическая дилемма: если проблему обнажить (сейчас ведь все открытость пропагандируют), то не возведём ли мы на человека напраслину?.. Если замолчать, то \”что-то\” может вдруг проявиться само собой, и тогда пострадает репутация школы… Черт с ней, дети пострадают.

В конце концов учитель сам подал заявление об уходе, сказав, что не хочет никому нанести вред лишними слухами. Что, мне кажется, как раз свидетельствует в пользу его порядочности.

До сих пор мы не знаем, имелись ли у сплетников реальные основания. Важно здесь другое. Наряду с открытостью (кто же спорит? – вон на западе даже двери в классные комнаты все с окошками) нужна предельная деликатность, потому что школьная ткань – ну очень чуткая, и каждый разрыв может быть необратим.

Вероятно, именно поэтому в коллективах подолгу замалчиваются всякие \”грязные\” подробности: даже когда слухи верны и обвинения справедливы, встречная волна разборок и травли по-российски бурно сметает на своём пути все, десятикратно превосходя масштаб преступления. Которого (возможно) и не было вовсе… Коли бес все-таки завёлся, то он, заполошно выпущенный на волю, привлечёт целую армию своих собратьев…

Нынешний учебный год начался со скандалов: повсюду кружат бесы, вызванные к жизни рьяными бесогонами. Ангелы вяло покидают информационное поле. Надеюсь, что они все-таки вернутся к нам, в школы.

Об авторе Мария Владимировна Калужская, зам. директора по научно-методической работе гимназии №210 «Корифей» города Екатеринбурга, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте