Размышления накануне дистанта
Когда годами пишешь о школе, думаешь, что знаешь некую идеальную модель, как все должно быть организовано. Но иногда разница между понятиями “должно” и “происходит на самом деле” напоминает глубокую пропасть.
Десятый день мне кажется, что я скатываюсь и выбираюсь из пропасти, куда меня повергают. Можно предположить, что это происходит из-за моей собственной чувствительности, но, думаю, что проблема намного серьезнее. С этим столкнулись многие родители школьников, особенно сильно семьи, где воспитываются двое и более детей (у меня трое). И вот почему.
В моем регионе дистанционное обучение начинается с 7 апреля. Планируется, что оно продлится до конца месяца. Я не исключаю, что завершать четвертую четверть мы так и будем в дистанте. Логично было предположить, что накануне старта, то есть сегодня, мы получим список заданий на ближайшие пару дней, чтобы дети могли их выполнять и отсылать в электронном дневнике по мере готовности. Так думала я.
На деле оказалось, что группы классов в соцсетях ожили уже в конце марта. В разное время до наступления 6 апреля детям “предложили” написать ВПР, сходить на виртуальную экскурсию и сделать отзыв о походе, поучаствовать в конкурсе рисунков на отметку. Предполагалось, что выслать работы нужно педагогу тоже через соцсети. Естественно, работы требовали исправления ошибок. Ребенок исправлял, я заново их фотографировала и вновь отправляла. Паника моя нарастала. Собственная работа, которая во многом связана с социальными сетями и информацией, оказалась под угрозой невыполнения.
Еще появилось предложение протестировать электронные учебники и задания у второго ребенка. Это означало обновление регистрации на одной платформе, выполнение заданий на сайте и чтение учебника на другой. Часто процессы помощи детям у меня шли параллельно, так как сыновья учатся в разных школах города. Один – семиклассник, второй – ученик началки. Так вот, когда входишь на сайт, где размещены учебник и задания по основной программе, а система тебя выкидывает в пятый раз, нервы сдают.
Я не знала, то ли суп варить, то ли стирку ставить, то ли примеры онлайн решать. Задания по математике так и остались не выполненными. Разработчики придумали, но не сообщили пользователям, что знак умножения ставится звездочкой “*”, а деление – знаком “/”. Обсуждение и поиск необходимых символов занял много времени и у более ответственных и любознательных родителей, чем я. Зачем я об этом сообщаю? Да по сути уже из этого недельного марафона я поняла, что дистант нам даже не снился. Ну скажите, как, как возможно все это сделать и организовать для троих детей?
Справедливости ради скажу, что все каникулы средний ребенок читал книгу, писал сочинение. Задания пришли через электронную систему, со сроками не ограничивают, ответы ждут, но не так срочно. Все планово и спокойно.
Что же не так в нынешнем варианте дистанта, на мой взгляд? Первое и основное, на мой взгляд, – выстраивание коммуникации через разные каналы общения. Еще в прошлой четверти школьников журили за то, что они слишком много времени проводят в соцсетях. Сейчас Минпросвещения разрешило использовать их для обучения. Но есть дети, у которых нет аккаунтов, и списки заданий и просьб направляются им через родителей. Взрослые же продолжают работу – в удаленном режиме или офлайн, как продавцы, врачи и многие другие. Они просто не в силах собирать задания от разных педагогов в родительских группах и потом передавать детям через сообщения в мессенджерах. Правильнее и понятнее было бы присылать список заданий в электронный дневник. Ждать выполненных заданий также через дневник. Не могут родители быть звеном, через которое проходит вся передача работ одного и тем более нескольких детей. Иногда возникает ощущение, что в данной ситуации оценивают не знание школьников, а прилежание и скорость реагирования родителей.
Другая проблема связана с количеством компьютеров в доме, где живет несколько детей. Поэтому требование педагога прислать работу до 15.00 в тот же день, когда задание было дано, кажется сложновыполнимым.
Интернет с нагрузками не справляется: висят образовательные платформы, долго грузится контент, не всегда отправляются сделанные работы, зависают как неотправленные сообщения в соцсетях.
Обстановка постоянно накаляется. Вчера я жалела, что на время долгой командировки мужа мы отдали нашу собаку бабушкам. С собакой хотя бы можно гулять, а с детьми – нет. Все говорят о том, что детям нужно учиться, несмотря ни на что. Но, уверяю вас, детям нужно гулять, есть полезную еду, улыбаться и понимать, что все будет хорошо. Это самое сложное. Папы и мамы сейчас судорожно думают, а будет ли хорошо? Сколько продлятся эти безденежные каникулы, какие счета придут за коммуналку, когда вся семья в режиме 24/7 пользуется электричеством, водопроводом, готовит еду и стирает? Как купить необходимые продукты, лекарства? Как уберечь родственников и помочь тем, кому необходима наша поддержка? Как, в конце концов, выжить? Потому что образование наших детей будет возможно, если мы останемся в живых.
Я знаю, что в подобных условиях живут абсолютно все участники образовательного процесса. Сложно не только родителям, но и учителям, у многих из которых есть собственные семьи и обязательства. Наверное, самое важное сейчас – не заставить детей учиться, не организовать процесс бесперебойного “получил-выполнил-сдал”. Важнее выстроить человеческие отношения, которые помогут детям понять, что обучение в условиях тотального сидения дома – это возможность развития и поддержания себя. Когда знания – это неоспоримая ценность, а не трудовая повинность. Конечно, я идеализирую. Но мне бы хотелось, чтобы дети почувствовали поддержку взрослых, а в семьях не было повода для криков и чего похуже из-за неважной организации детей. А задания? Бумажные учебники, книги и фильмы еще никто не отменял. Интернет – это, конечно, хорошо, компьютер может быть помощником, но у многих школьников нет доступа в необходимом количестве и качестве ни к тому, ни к другому. И это тоже важно учитывать.
Социальная напряженность, которая сегодня витает в воздухе – существенная составляющего происходящего, которую невозможно не учитывать. Образование, уверена, это то, что может быть важной уравновешивающей волнение альтернативой. Необходимо сейчас, сегодня, в ближайшие дни договориться всем взрослым, как сделать этот процесс посильным для детей, которые оказались в заточении. Поверьте, не у всех ваших учеников есть собственная комната, компьютер, папа или мама и даже горячий обед на столе. Просто помните об этом, уважаемые учителя.
Об авторе:
Мария Голубева – собственный корреспондент “Учительской газеты” в Республике Карелия, мама троих школьников.
Фото из архива автора
Комментарии