search
main
0

Марина УМРИХИНА, заместитель руководителя Департамента образования: «Дополнительное образование – для всех»

В 2009 году образовательная инициатива «Наша новая школа», определила стремление к созданию школы, которая должна раскрывать личностный потенциал ребенка. Не просто давать знания, хотя для школы это важнейшее предназначение, а создавать условия для раскрытия индивидуальных способностей и развития личности каждого ребенка.

Наши дети должны быть готовыми к условиям жизни в высококонкурентной среде, не бояться предъявлять новые идеи, уметь не только реализовывать их в пространстве образовательного учреждения, но и в жизни.В отличие от общеобразовательных программ, которые жестко регламентированы стандартами, в дополнительном образовании основное – собственное желание молодого человека осваивать ту или иную образовательную программу. Выбор объединения чаще всего происходит не под влиянием родителей, обычно это желание самого ребенка.Я считаю, что дополнительное образование ничуть не менее важно, чем образование основное. Во-первых, школьные программы не дают, к сожалению, возможности целостного многостороннего развития личности. Основной приоритет сделан на формировании интеллекта ребенка, а его эмоционально-волевая сфера остается без внимания. Дополнительное образование этот недостаток позволяет исправить. Во-вторых, дополнительное образование в значительной своей части помогает сохранить здоровье школьнику. Уже сегодня основные акценты по обеспечению 100% занятости детей физической культурой и спортом требуют расширения спортивных объединений, максимальной загруженности спортивных залов и плоскостных сооружений образовательных учреждений, поиска новых форм организации второй половины дня. В-третьих, к сожалению, значительная часть школьной программы – это знания, которые вскоре забудутся, если не будут применяться и расширяться. Есть такая пословица: «Культура – это то, что остается в человеке, когда он забыл все, чему его научили в школе». Дополнительное образование часто оказывается не только более долгосрочным, но и определяющим дальнейшую профессию ребенка. Безусловно, система дополнительного образования имеет мощные возможности нравственно-психологического влияния.Не секрет, что содержание одного ребенка в кружке, станции юных техников, туристов обходится в несколько раз дешевле, чем его же содержание в колонии для малолетних преступников или специальном учреждении закрытого типа. Система дополнительного образования детей помогает сохранить уникальность развития детей в постоянно меняющемся социальном окружении, удовлетворить потребность ребенка в познании себя, осмыслении своего «я», формирует сопротивляемость личности в непростой действительности.Сегодня, на мой взгляд, мы должны задуматься о том, как система дополнительного образования детей в Москве должна работать в современных условиях.С открытием каждого нового учреждения дополнительного образования расширяется пространство детского благополучия. Развитие дополнительного образования в городе направлено на совершенствование форм организации деятельности обучающихся. В учреждениях активно используются клубные формы работы с переменным составом участников, культурно-досуговые программы, диспуты, дискуссионные клубы. Внедрение и реализация таких форм, как «Московское городское детско-юношеское бюро путешествий», «Команда», молодежные кафе, формируют среду для активного участия обучающихся старших возрастов. В учреждениях реализуется проект «Дистантного дополнительного образования детей-инвалидов», активно используются новые информационные технологии. Мы проводим интернет-олимпиады, конкурсы, разрабатываем электронные методические пособия, активно используем ресурсы порталов и сайта Департамента образования. Отдельное важное направление – работа с вожатыми детского движения в городе: у нас работает городская Школа вожатых, главная задача которой – обучение мастерству работы старших наставников-вожатых с детскими объединениями и организациями, мы все сегодня должны понять, что не могут успешно работать детские объединения и организации без педагогического сопровождения, без подготовленных руководителей. В Москве создано региональное общественное движение «Детское движение ученической общественности столицы». Этой теме была посвящена впервые проведенная конференция старших вожатых 7 сентября во Дворце творчества на Воробьевых горах.Для становления системы дополнительного образования детей важна работа и поддержка одаренных детей. Мы понимаем, что потенциал дополнительного образования здесь бесценен. Нет необходимости объяснять, что здесь мы должны найти особые критерии, что должны заинтересовать всех – от педагога до руководителя-управленца – в поддержке таких детей. Талантливые, креативные люди как раз те, кто в дальнейшем будет продвигать науку и искусство, кто будет заниматься модернизацией государства, общества, экономики. Не могу сказать, что такая работа у нас не ведется, у нас есть немалый опыт и вполне конкретные результаты. Всеми интересными находками мы делимся в рамках научно-практических конференций, семинаров, обмена с регионами.С 2007 года по итогам I конкурса региональных проектов Москва решением конкурсной комиссии в составе 3 регионов вместе с Санкт-Петербургом и Тюменью стала регионом-консультантом. В настоящее время определены дальнейшие перспективы развития системы.Перед системой дополнительного образования детей на федеральном уровне поставлена задача увеличения к 2012 году охвата детей и подростков услугами дополнительного образования в два раза, в том числе старшеклассников. Решение этой проблемы в системе столичного образования возможно при условии открытия новых объединений, а также совершенствования программ и форм организации дополнительного образования детей. Значительное внимание будет уделяться развитию фестивального движения, которое поможет обучающимся проявить свои способности.Для обновления содержания дополнительного образования детей поставлена задача оптимизировать деятельность городских экспериментальных площадок по организации дополнительного образования детей и обеспечить внедрение в массовую практику результатов их работы в виде инновационных моделей дополнительного образования.В Москве работает более 500 учреждений дополнительного образования детей. 155 – в системе Департамента образования. При этом школы постепенно наращивают мощность работы во второй половине, хотя при положительной оценке этой тенденции мы неоднократно критиковали выдачу лицензий с указанием возможности реализации дополнительных образовательных программ по 11 направленностям в школе. Согласимся с тем, что не каждое учреждение дополнительного образования осмелится выйти на лицензирование с полным набором направленностей.Общеобразовательные школы, выбирая для себя приоритеты развития дополнительного образования, должны не просто ориентироваться на социальный заказ и «давать услугу», но и учитывать профиль учреждения, возможности материально-технической базы. В свою очередь учреждения дополнительного образования должны стать ресурсными центрами, а не просто «делиться филиальной сетью» со школой.Полагаю необходимым уже на стадии лицензирования, располагая информацией о социальном заказе (запросе) общества, определять востребованные по содержанию программы и настойчиво требовать их включения в перечень лицензируемых. Есть примеры, когда при получении лицензии учреждение представляет одну или две программы, наличие которых уже дает право открывать новую направленность. При этом достаточно сомнительно не только их содержание, но и их будущая востребованность. В свою очередь востребованные программы все чаще переходят в статус платных услуг.В условиях перехода к государственным образовательным стандартам нового поколения в структуру учебного плана общеобразовательного учреждения в качестве обязательного компонента включена внеурочная деятельность. При этом значительно расширены права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.Придание нового статуса дополнительному образованию в общеобразовательных учреждениях требует внимания и к самому порядку реализации дополнительного образования в региональной системе, его вариативности, содержанию. Возникает вопрос: что включить в сетку обязательных часов для дополнительного образования в общеобразовательном учреждении? Каковы требования к обучению в дополнительном образовании?Считаю нецелесообразным интенсифицировать перевод учреждений дополнительного образования детей в автономные учреждений. Учреждения дополнительного образования должны максимально сохранять бюджетные гарантии. Документы Российской Федерации предусматривают и регулируют вопросы платности, условия оказания образовательных услуг и другие составляющие данного процесса. При этом главным принципом дополнительного образования зафиксирована его доступность.Треть всех учреждений дополнительного образования города находится в системе Департамента образования. В них занимаются 336 тыс. детей и только 3% – на платной основе, хотя эта цифра, несмотря на официальный характер, достаточно сомнительна. Соответственно каждый 4-й ребенок города посещает объединения и секции в учреждениях дополнительного образования детей. Количество детских объединений в общеобразовательных учреждениях разнообразно: от 6 до 40 творческих объединений и спортивных секций. Как правило, большие блоки дополнительных образовательных программ реализуются в центрах образования, лицеях, школах полного дня, гимназиях. Это ценно, и это необходимо сохранить.Законодательно зафиксированное право учреждений системы образования привлекать средства из разнообразных внебюджетных источников, с одной стороны, и провозглашенная гарантия общедоступности и бесплатности образования (статья 43 Конституции Российской Федерации), с другой, обозначили проблемы, имеющие общий характер для образовательных учреждений всех типов и видов системы.На федеральном уровне не приняты нормативы к содержанию, и даже требования к образовательным программам дополнительного образования приняты лишь федеральным методическим советом и носят рекомендательный характер.Разнонаправленность нормативных положений предопределяет отказ от разработки и выполнения каких-либо требований, с чем зачастую приходится сталкиваться на практике: настаивая на своей уникальности, самобытности, неповторимости (трактуемых очень произвольно и удобно для себя), некоторые руководители и педагоги учреждений дополнительного образования детей игнорируют все законы, «не знают и не выполняют общих требований, защищающих права детей и детства, забывая, что дополнительное образование детей (как и образование в целом) – это особая сфера деятельности, где достижение результатов не может обеспечиваться любыми средствами».Не вызывает сомнений, что единое образовательное пространство существует только там, где такие нормы признаются всеми его участниками как образец и ориентир деятельности, организации, оценки. При этом имеются в виду нормы вида учреждения, нормы организации образовательного процесса, нормы разработки и реализации образовательных программ и нормы авторства уникальности учреждения. Сейчас мы рекомендуем учреждениям дополнительного образования отражать такие нормы-требования в своих программах деятельности и предъявлять экспертным комиссиям при проведении аттестации и лицензировании.В системе дополнительного образования отсутствует утвержденный перечень требований к авторским (соответственно) углубленным программам. А именно их в случае отсутствия бюджетного финансирования учреждение имеет право согласно Типовому положению реализовывать на платной основе. Это влечет за собой отсутствие четко обозначенной ответственности руководителя учреждения за качество учебных занятий и соответствие программ, выносимых в платную деятельность, принципу эксклюзивности, уникальности. Ведь практически отсутствуют факторы, которые ограничивают руководителя образовательного учреждения вести эту же программу на бесплатной основе с включением в учебный план. Таким образом, мы в этом году должны обеспечить координацию организационно-управленческих структур департамента. Это позволит на практически единственной стадии, где можно регулировать деятельность учреждения, при выдаче лицензии учитывать социальный запрос населения (родителей, учеников).Наибольшее количество творческих объединений в учреждениях дополнительного образования – художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, направленностей. Особого внимания требует развитие физкультурно-спортивной, научно-технической, естественно-научной и спортивно-технической направленностей. Мониторинг запросов позволил нам выявить приоритеты семьи, ребенка, но при этом привлекательность определяется и необходимостью информационного продвижения в СМИ, в самих учреждениях того или иного направления. Фестивальное движение, красочные конкурсы с участием юных танцоров, певцов привлекательнее никому не видимой кропотливой работы юных исследователей, моделистов, даже спортсменов. Развитие школьных спортивных лиг, появление возможности у ребят в течение года каждые выходные встречаться со сверстниками из других школ постепенно решает проблему вовлечения детей в систематические занятия спортом в образовательных учреждениях, а фестиваль НТТМ позволил объединить интересы ребят в этом направлении.В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» оплата стоимости образовательных услуг устанавливается на договорной основе между родителями и образовательным учреждением. При этом все документы регламентируют главный принцип – добровольность. В более чем 80% случаев возникновение платных услуг происходит по инициативе руководителей учреждений образования. Стоимость обучения в среднем составляет от 1500 до 3000 рублей в месяц. При этом недовольство родителей все чаще объясняется не самим фактом оказания платных дополнительных услуг, а их качеством. Современные родители хотят и имеют право на получение качественных, полноценных услуг в сфере образования. При этом создание равных возможностей для всех семей тоже достаточно условно. Еще раз, обращаясь к основным положениям нормативно-правовой базы, на «круглом столе» с участием городского совета учреждений дополнительного образования мы попытались ответить на ключевой вопрос: «Могут ли все лицензированные программы дополнительного образования финансироваться за счет бюджета и включаться в основную деятельность?» Ответ на данный вопрос важен в современных экономических условиях. Расчет нормы-часов для той или иной образовательной программы согласуется с программно-методической комиссией образовательного учреждения, утверждает образовательную программу директор учреждения по представлению программно-методической комиссии. При этом в системе учреждений дополнительного образования детей Департамента образования ограничений по введению дополнительных ставок педагогов дополнительного образования нет. Фонд оплаты труда предусматривает возможность изменения штатного расписания на необходимое количество ставок педагогов дополнительного образования. Нельзя не замечать, что в учреждения системы дополнительного образования приходят педагоги узких направлений, хотя высококвалифицированные в своей области (хореографы, флористы, художники, спортсмены), которые за свои услуги предъявляют к работодателям достаточно высокие требования по оплате труда. Их доля составляет 28%, занятия у таких педагогов в основном платные. В настоящее время важно определить условия государственного заказа на реализацию дополнительного образования, в первую очередь проводимого за счет бюджетного финансирования.На основании действующего законодательства образовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о возможности предоставления льгот социально незащищенным категориям населения в платных объединениях.В образовательных учреждениях системы Департамента образования для детей из многодетных семей предусмотрены льготы (от 20 до 50% от стоимости обучения). Всего в учреждениях дополнительного образования детей занимаются более 9 тыс. детей из многодетных семей (10% от общего количества несовершеннолетних из многодетных семей), из них в платных объединениях 198 человек, в том числе по льготной системе оплаты. Каждое учреждение должно предоставить возможность детям из многодетных и малоимущих семей получать качественное дополнительное образование по тем видам деятельности, которые наиболее интересны каждому конкретному ребенку.Самая острая тема – сбор денег. Пытаясь найти простой и быстрый способ решения проблем учреждения, многие руководители образовательных учреждений допускают случаи скрытого принудительного сбора средств. Но даже в тех случаях, когда учреждение на основании соглашения сотрудничает с благотворительным фондом на вполне законных основаниях, расходование привлеченных внебюджетных денежных средств часто осуществляется учреждением без учета мнения родительской общественности, попечительского совета и других органов общественного управления. На деятельность руководителей поступают жалобы родителей на то, что под видом добровольных пожертвований учреждения осуществляют платную образовательную деятельность, нарушая принцип добровольности и налоговое законодательство. Здесь регуляторами выступают Управление по контролю и надзору в сфере образования, Контрольно-ревизионное управление, Городская инспекция.Но и, конечно, отдельный вопрос – педагоги, которые работают в наших учреждениях. Руководители учреждений должны сделать акцент на их поддержке, шире пропагандировать их опыт, используя страницы специализированных журналов, конференции, «круглые столы», обмен опытом.Мы недостаточно активно участвуем во всероссийских конференциях, обмен опытом происходит довольно слабо, в работах на грант Москвы в сфере образования преобладают не просто средние, а недостаточно квалифицированные работы. Проводя из года в год анализ, мы констатируем, что такая закостенелость многих учреждений свидетельствует о слабом методическом сопровождении в самом образовательном учреждении, было бы ошибочным считать себя в дальнейшем конкурентоспособными в условиях перехода к новому порядку работы учреждений.На уровне Российской Федерации неоднократно звучат призывы повысить статус педагогического работника, приравняв его к статусу государственного служащего. Так вот, Москва один из десятка регионов, где педагоги получают заработную плату, сопоставимую, а чаще и выше, чем государственные служащие. Приведу пример: педагог, работающий на ставке в учреждении дополнительного образования и имеющий вторую квалификационную категорию (12-й разряд), работает на ставке 20 тыс. рублей, так же как ведущий специалист в органах управления образованием. Поэтому необходимо переходить от общих фраз о необходимости повышения статуса к реальным делам, когда заявленный статус должен быть подпитан профессиональной мощью педагога, возможностью полноценной отдачи и соответствия тем особенностям системы дополнительного образования.27 сентября Москва проведет крупнейший форум ЮНЕСКО. Все мы знаем, что формула ЮНЕСКО звучит так: «Образование – для всех», я бы его перефразировала и сформулировала бы так: дополнительное образование – для всех.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте