С распространением Интернета в школах потребность в доступе к нему среди учителей и учеников все более и более возрастает. Педагоги активно осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но им уже недостаточно простого выхода в Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания в самом учебном заведении сетевой инфраструктуры, необходимой для организации внутреннего информационного пространства. И вот тут возникают проблемы.
Особо остро они проявляются в сельских школах, во многих из которых остается нерешенным вопрос компьютерного оснащения классов. Технику обычно направляют в учреждения, где много учеников, а вовсе не туда, где есть опыт использования машин или работают ИКТ-компетентные педагоги. В результате аккуратно законсервированные компьютеры в лучшем случае попросту простаивают, а в худшем попросту «уходят».
Учителя школ, расположенных в малонаселенных пунктах, жалуются примерно на одно и то же:
недостаток программно-технического, методического оснащения;
отсутствие локальных сетей;
низкое качество образования;
нехватку компьютеров в свободном доступе;
отсутствие выделенной линии Интернета и низкая скорость передачи данных;
плохое техническое обслуживание.
Однако даже в крупных городах, где с техническим обеспечением вроде бы все в порядке, весьма остро стоит вопрос повышения компетентности учителей во многих вопросах информатизации, а также просто нехватки квалифицированных кадров.
Практически 90 процентов опрошенных мною учителей, которые работают в школах Подмосковья и имеют дома подключенный к Интернету компьютер, признались: им остро не хватает знаний и умений, чтобы применять ИКТ с полной отдачей. Поэтому они предлагают предусмотреть широкое развитие системы дистанционного обучения педагогов (как информатики, так и других предметов) в системе повышения квалификации и переподготовки учителей.
«Минобразования обеспечивает школу программами, которые уже устарели, к тому же их явно недостаточно, – жалуется преподаватель биологии Наталья Алиева. – Кроме того, действительно серьезные курсы по ИКТ, которые действительно что-то дают, стоят немалых денег, которых у нас нет. Впрочем, к сожалению, есть основания подозревать, что даже если средства и появятся, вряд ли это побудит многих педагогов обучаться и использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Если честно, то мне самой очень сложно сейчас ввести многие программы, так как они написаны на английском языке, а отечественных либо мало, либо они не настолько хороши, как зарубежные».
«Да учителя порой просто не знают, как подойти к технике, а показаться несведущими не хотят, – поддерживает коллегу преподаватель английского Жанна Клышко. – А курсы по работе с той же интерактивной доской, и правда, довольно дороги. Конечно, сейчас материальный достаток учителя заметно вырос, однако низкая зарплата в прежние времена и большая нагрузка привели к тому, что из школ ушли лучшие творческие кадры».
По мнению преподавателя информатики в начальной школе Оксаны Ереминой, одной из причин пробуксовывания ИКТ в системе образования стало несовершенство программных продуктов, большинство из которых требуют доработки и частичного переосмысления в процессе использования учителем на практике.
При этом большинство педагогов сходятся во мнении, что школа должна создать свою собственную модель информатизации, сформировать информационно-образовательное пространство. А это возможно лишь с коллективом, обладающим информационной культурой и владеющим современными технологиями проектирования.
Татьяна НЕДЕЛЬСКАЯ, педагог дополнительного образования Кадетской школы, Люберцы, Московская область
Комментарии