Конкурсы профессионального мастерства уже привычная практика, и это правильно, их результатом, в частности, становятся новые знания и умения, позволяющие не только победителям и призерам конкурсов, но и всем участникам использовать новшества в повседневной практике. Конкурсные мероприятия зачастую создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и в общем и целом модернизируют систему среднего профессионального образования. Ну и, конечно же, сам конкурс – это эмоциональное и зрелищное мероприятие, в чем-то даже яркое шоу, привлекающее молодежь в рабочие профессии, что тоже немаловажно.
Не менее, а может, даже более важны атмосфера такого мероприятия, признание конкурсанта лучшим, получение публичной похвалы.
В Москве вот уже пять лет подряд проходит чемпионат профессий для детей младшего и среднего школьного возраста. И для ребят это возможность принять участие в большом, важном и по-настоящему взрослом деле. Но ведь «Мастерята» – это не только чемпионат профессий, но и развитие эмоционального, интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Именно участвуя в подобных конкурсах, выбирая компетенцию, давая возможность каждому ребенку «попробовать руками» то или иное дело, мы можем увидеть его ценности, характер, которые очень неплохо было бы учесть при выборе профессии.
А компетенций с каждым годом становится все больше, и эксперты по каждому направлению продумывают интересный план вовлечения детей в ту или иную профессию. Именно интересный, потому что без элемента игры, без того, чтобы профессия увлекла ребенка, не будет необходимого результата. Сейчас на выбор доступны 34 направления, среди них дизайн одежды, кулинария, столярное дело, робототехника, электроника, сити-фермерство, конструирование и другие. Но кроме профессиональных навыков детей не менее важно умение работать в команде.
Как утверждают эксперты, оценивать работы очень сложно, потому что классных, талантливых проектов очень много! Соревнуются дети в трех возрастных категориях: 1‑2‑е классы, 3‑4‑е и «Семья мастеров» – 5‑8‑е классы. Это семейные команды, где дети участвуют вместе с родителями.
В детском саду малыши играют во врачей, поваров и водителей. А потом, вырастая, многие хотят стать, например, видеоблогерами. Профессиональный мир быстро меняется. Новые профессии сейчас появляются каждый год, некоторые из них уходят так же стремительно. При этом множеству профессий, которые были востребованы десятилетиями, прочат скорое умирание. Поэтому ранняя ориентация в мире профессий должна оставаться актуальной. К окончанию школы рынок специальностей может сильно измениться. И тогда возникает вопрос: зачем современной школе приобщать детей к профессиям, если мир в наши дни стал объемнее благодаря Интернету, у школьников есть много возможностей для приложения сил кроме конкурсов профессий? Да, это так. Но современные дети так же любознательны, как и 30‑40 лет назад. А это значит, что такой конкурс, когда можно что-то сделать своими руками, по сути, совершить маленькое, но открытие, будет оставаться одним из способов познания мира и возможностью самореализации.
И здесь сложно переоценить роль педагога. Потому что именно увлеченный педагог сможет помочь ребятам ознакомиться с той или иной профессией. Это не должны быть долгие и скучные объяснения, все это только оттолкнет детей. И тем более не может быть принуждения, участия в таких мероприятиях для «галочки», это не просто не даст никакого результата, но и принесет огромный вред самой идее. Нужно давать каждому участнику возможность попробовать многое: если ребенок из раза в раз учится выбирать, видеть результаты своего выбора, менять его или утверждаться, это формирует его понимание себя. Очень важно не обесценивать стремления детей, а попытаться понять, что ими движет, что их вдохновляет, почему привлекает то или иное направление. По словам Елены Сумаковой, заместителя директора Московского центра развития профессионального образования, «отличие соревнований для детей в том, что для многих это первое знакомство с будущей профессией. Мы разработали разные форматы подготовки, которые мягко погружают команды в чемпионатную жизнь и помогают справиться со всеми испытаниями».
Конечно, успех каждого проекта часто зависит именно от взаимопонимания в команде – в команде самих ребят, в команде «ученики – наставник», да и в управленческой команде образовательной организации. Все это входит в понятие «гибкие навыки» (soft skills), которые в большинстве своем развиваются за счет практик неформального образования. При этом очень важно то, что называется поддерживающей средой. Когда вокруг работают классные, увлеченные, позитивные ребята и взрослые – это очень мотивирует.
Всегда получаешь огромное удовольствие, когда видишь, как в конкурсах дети участвуют вместе с родителями. Это и азарт, и радость совместного творчества, и новые идеи. Вообще нужно сказать, что родители являются нашими большими помощниками в этой работе. Они охотно рассказывают детям о своих профессиях или хобби. Одно из самых востребованных конкурсных направлений в «Мастерятах» – поварское. В большинстве своем мамы выступают хранительницами тайн семейных рецептов. И, несмотря на то что набор продуктов, ингредиентов у всех одинаковый, фантазия приводит к удивительным результатам. Совместное дело всегда объединяет, а это так важно для современной семьи – найти общий язык детям и родителям.
Погружение в профессиональную атмосферу – это пример, когда у ребенка появляется реальный шанс найти то самое дело по душе. Это атмосфера настоящей увлеченности и драйва не только со стороны детей, но и педагогов. Это место, где дети делают свои первые настоящие открытия в профессии и приобретают друзей-единомышленников. В этом году в чемпионате участвовали более 10 тысяч человек со всей Москвы, 7 тысяч из них прошли отборочные испытания и попали в финал чемпионата. Приятно видеть, как многие команды основательно и действительно профессионально готовились к конкурсу. Но тем сложнее было выбирать лучших из лучших.
Да, такие конкурсы, как «Мастерята», давно уже стали в Москве важным элементом обучения, воспитания и взросления детей. Главная задача соревнования – расширить кругозор ребенка, увлечь, дать ключ к познанию всего нового. И если в результате участия детей в чемпионате нам удастся развить в них уверенность в себе и своих силах, они сделают правильный выбор в жизни независимо от той профессии, которую выберут.
Но самым важным элементом в этой системе является учитель, наставник, тот самый педагог, который способен заинтересовать детей, увлечь, учесть их интересы, помочь им в самоопределении. И как уже было сказано, не менее значимой и для самого ребенка, и для его педагога в таких начинаниях является поддержка родителей. Только вместе, рука об руку мы сможем выстроить систему качественного образования, которое действительно поможет ребенку найти свое место в жизни!
Александра ЯКОВИШИНА, главный специалист отдела региональных и федеральных образовательных проектов Московского центра развития профессионального образования
Комментарии