search
main
0

Маленькая держава Концепция развития отдельно взятой школы

Цель общеобразовательной школы, сформулированная в проекте Концепции общего среднего образования, заключается в том, чтобы способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечивая разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом возрастных особенностей.
Исходя из этого, миссия нашей школы состоит в системном обучении, развитии положительного потенциала и воспитании на гуманистических началах социально адаптированной личности.
Программа опирается на следующие научные принципы.
Гуманизация. Предполагает усиление внимания к личности каждого школьника, создание наиболее благоприятных условий для ее становления и развития. Реализация идеи гуманизации в учебно-воспитательном процессе опирается на следующие педагогические принципы:
– индивидуализацию (необходимость учета интеллектуальных, эмоциональных и других особенностей учеников, их интересов и возможностей);
– дифференциацию (требующую в соответствии с обнаруженными особенностями ученика создания условий для наиболее успешного его обучения, развития и воспитания);
– демократизацию (гарантирующую создание таких условий, обеспечивающих проявление инициативы и творчества учащихся, самоопределения личности ученика).
Гуманитаризация. Она предполагает использование мощного гуманитарного потенциала предметов не только гуманитарного, но и естественного цикла в процессе обучения. Гуманитаризация в широком смысле этого слова – это приобщение к наследию мировой культуры, к духовным ценностям. Гуманитаризация образования связана с повышением мировоззренческого, нравственного и эстетического потенциала всех предметов, усилением их воспитательного воздействия на учеников, формированием мотивационной сферы учения. Осуществление такой программы требует существенного изменения содержания, технологий обучения, на чем позже остановимся подробнее.
Интеграция. Причина интеграции кроется в единстве природы, в проникновении естествознания в глубины материи, где все процессы взаимосвязаны, взаимообусловлены, т.к. нет таких явлений, которые были бы чисто физическими, чисто биологическими либо чисто химическими. Но “…все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи”, подчеркивал великий дидакт Я.А.Коменский.
Отсюда вытекают другие научные принципы.
Системность. Образовательная программа должна представлять систему высокого уровня целостности: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития. Это должно стать основой организации учебного процесса в школе.
Непрерывность образования. Она требует связи всех ступеней образования в школе и подготовки учеников к продолжению образования после ее окончания, что требует воспитания и развития познавательных интересов и сформированных умений их удовлетворять.
Учитывая результаты проблемно-ориентированного анализа, выдвинутые проблемы развития школы и руководствуясь вышеперечисленными научными принципами, построим логическую схему решения проблем (упрощенную модель задуманной школы).
Создание условий для максимального развития личности предполагает прежде всего дифференциацию обучения, и чем раньше это произойдет, тем более эффективно будет происходить процесс развития ребенка. Но личностное развитие начинается отнюдь не в школе, а еще в детском саду. Если школе установить сотрудничество с детским садом, то это обеспечит преемственность и непрерывность в содержании и организации учебного процесса, создаст оптимальные условия для физического, психического и личностного развития детей.
Как известно, переход ребенка из одного образовательного института в другой (детсад – школа – вуз) сопровождается психофизиологической адаптацией, как правило, нелегкой, что отрицательно влияет на его развитие и на общее здоровье ребенка. И еще в большей степени, чем при переходе ребенка из детсада в школу, он подвержен стрессу после окончания основной и средней школы. Необходимость социальной защиты тех учеников, которые не смогут продолжить обучение на 3-й ступени школы, требует установления сотрудничества школ с колледжами, ПТУ.
Заключение договора школы с вузами преследует уже другую цель: преодоление разрыва между теми знаниями, которые обеспечивает общеобразовательная школа, и теми, которые необходимы для поступления в вуз. Таким образом, реализация цепочки детсад – школа – ПТУ – вуз базируется на принципах непрерывного образования, гуманизации, развивающего обучения.
Рассмотрим кратко работу базовых принципов во времени обучения в школе. Прежде всего проблема гуманитаризации современной школы неразрывно связана с интеграцией знаний. Для нашей модели это означает, что процесс интегрирования будет осуществляться в двух направлениях:
первое направление – эволюционная картина мира у детей будет создаваться через призму раскрытия взаимосвязи “человек – общество – природа”;
второе направление интеграции будет идти по гуманитарной составляющей (литература, история, культура).
Не обойтись без интеграции знаний и при осуществлении непрерывного экономического образования, которое стало насущной потребностью нашего времени. Оно призвано решить проблему подготовки школьника к адаптации в условиях рыночной экономики.
Интеграцию знаний предполагается осуществлять через интегрированные уроки по различным предметам, через преподавание интегрированных курсов (физика и астрономия), а также во внеурочное время, при проведении вариативных курсов, факультативов (физика и человек, латино-греческая терминология).
Реализация этих идей опирается на концепцию развивающего обучения, основные положения которой:
а) вне деятельности нет развития;
б) обучение опережает развитие;
в) только то обучение является развивающим, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка;
г) знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательное условие их дальнейшего психического развития;
д) ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность, общение.
Воспитание в процессе развивающего обучения будет строиться на следующих положениях:
– развитие духовного начала, способствующего формированию у школьников отзывчивости, доброты, социальной коммуникабельности, сознанию сопричастности общечеловеческим задачам, стремление к развитию интеллектуального потенциала;
– всестороннее разъяснение значений предметов в системе современной и мировой культуры;
– развитие творческого восприятия искусства, эмоциональной отзывчивости.
Обобщая все вышесказанное, выделим три приоритетных направления развития школы:
гуманизация и гуманитаризация всего процесса обучения;
исследование интегрированных методов и подходов в обучении и воспитании;
реализация в учебно-воспитательном процессе принципов здорового развивающего обучения.

Характеристика нового управляемого объекта

Новый управляемый объект – общеобразовательная адаптивная школа с многовариативным обучением. Адаптивная школа – социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней и внутренней среды.
Цель адаптивной школы состоит в создании условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Эта цель будет достигнута, если в процессе ее достижения будут реализованы основные функции адаптивной школы:
– ориентационная (II-III ступени)
– коррекционная (I-III ступени)
– реабилитационная (I-III ступени)
– стимулирования (I-III ступени)
– предупреждения затруднений учеников в образовательном процессе (I-III ступени).
Перечисленные функции находятся в тесной связи с научными принципами концепции нашей школы, что более детально будет рассмотрено в краткой психологической характеристике ступеней моделируемой школы.

Краткая психологическая характеристика возраста младшего школьника и задачи
I ступени
Российская школа традиционно объединяет I, II, и III ступени. Переход учеников с одной на другую ступень сопряжен с определенными трудностями психологического, интеллектуального характера. Это общеизвестно, и педагоги всегда старались этот переход сделать безболезненным, гладким, решая проблемы преемственности между начальной, основной и средней школой.
Реформа российского образования, в частности создание и претворение в жизнь программы “Столичное образование”, позволила поставить проблему шире: должна существовать преемственность не только внутри школы, но также между ДОУ и школой.
Разрыв в начальном детском образовании существует по ряду причин, главным среди которых является резкое отличие предметно-познавательной развивающей среды дошкольников от среды начальной школы. Здесь присутствует и несостыковка программ ДОУ и начальной школы, и переход методики развития от игрового обучения к командно-приказному методу. Кроме того, происходит “деформация” психики ребенка в процессе адаптации к школе. Обычно период адаптации составляет от 4 до 7 недель. Однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. В результате не формируется система качеств личности, умений и навыков, которые обеспечивают успешность последующей жизнедеятельности ребенка, закладывается основа появления педагогически запущенных детей.
Если организовать на базе нашей школы комплекс “ДОУ – школа” (пока на договорной основе, без включения ДОУ в структуру школы), то это позволит решить целый ряд проблем.
Во-первых, будет преодолена “несостыковка” программ начальной школы и детского сада. Таким образом будет обеспечена преемственность и непрерывность в содержании и организации УВП.
Во-вторых, в процессе психологической адаптации к новым условиям ребенок будет в меньшей степени подвержен стрессу. Комплекс продуманных мероприятий: экскурсии в школу, интегрированные занятия в детском саду и уроки в школе (когда их одновременно ведут и учитель, и воспитатель детского сада) и др. будут в немалой степени способствовать этому.
Кроме того, медико-психолого-физиологическая диагностика, присутствие которой необходимо для ликвидации разрыва между дошкольным воспитанием и школьным образованием, позволит осуществить личностно-ориентированное воспитание и обучение ребенка.
Диагностика в дошкольный период проводится с целью установления готовности ребенка к обучению и основывается на результатах разностороннего медицинского и специального психофизиологического исследования. Методику и критерии оценки психологической готовности ребенка к школе – интеллектуальной, волевой, мотивационной и т.д. – необходимо еще разработать нашему коллективу, изучив “недоработки” коллег по этому вопросу.
Результаты ранней диагностики позволяют осуществить неформальный дифференцированный подход к обучению и воспитанию личности, в частности с помощью классов, сформированных дифференцированно. Такие классы, созданные с учетом различных уровней психического развития детей, позволяют ученикам в процессе обучения развиваться в оптимальном для каждого ребенка режиме. Классы в основном будут получать одинаковые знания, но методы, приемы, темп обучения и развития будут различными.
Таким образом, мы планируем переход от общепринятых гетерогенных классов к гомогенным. Только при таком подходе к обучению реально можно осуществить развитие и обучение детей через “зону ближайшего развития”. У каждого ребенка есть свой уровень актуального развития, который определит “зону его ближайшего развития”, т.е. ту минимальную разницу уровней, которую ребенок в данный момент без помощи взрослого не преодолеет. Если в классе находятся дети с различным уровнем развития, то обучение ориентировано на определенный средний уровень актуального развития и педагог не в состоянии учитывать “зону ближайшего развития” каждого ученика. В таких гетерогенных классах проигрывают и слабые, и сильные ученики. Расчет на то, что первые подтягиваются до уровня вторых, зачастую не выполняется, т.к. слабость учеников объясняется особенностями их психического развития, а не только желанием или нежеланием учиться. Такому ребенку требуется специальная развивающая работа, учет не средней “зоны” по классу недоступной ему, а именно его “зоны”, чтобы догнать своих более развитых сверстников. В противном случае в обычных классах многие из них становятся неуспевающими или второгодниками.
Опыт дифференцированного обучения в виде классов выравнивания, коррекции уже существует в нашей школе. Смысл работы этих классов заключается не “в выравнивании”, в подтягивании учеников к некоторой средней норме, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку, развиваясь в оптимальном для него режиме, усвоить необходимый объем знаний для перехода в среднюю школу. Следовательно, если среди поступающих в школу ребят будет выделена группа детей, для обучения и развития которых требуются специальные методы, то будут открываться и специальные классы коррекции.
Необходимо также учесть интересы развитых, мотивированных детей. Они тоже страдают при ориентации в процессе обучения и развития на средний, низкий для них уровень развития. Обучение этих детей в гомогенном классе по специальным программам, методикам, системам Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова позволит им “не потеряться”, развиться в большей степени, чем в обычном гетерогенном классе.
Таким образом, сотрудничество с детским садом, абсолютное большинство детей из которого приходят в нашу школу, возможность проведения ранней диагностики детей в дошкольный период:
– во-первых, позволит преодолеть разрыв в начальном обучении;
– во-вторых, сделает адаптационный период более гладким, менее болезненным;
– в-третьих, поможет создать гомогенные классы, обучение в которых способствует психическому, личностному развитию детей.
Однако следует учесть, что в настоящий момент только около 70% детей поступают в школу после детского сада. Необходимо продумать возможность, методы, приемы изучения уровня физического, психического, интеллектуального развития детей, не посещавших детсад.
Затем в ближайшем будущем необходимо определиться с критериями диагностики обучения и развития детей в начальной школе, “механизмом” их перевода, в интересах ребенка, из одного класса в другой.
Эта система в полной мере позволит реализовать вышеперечисленные функции создаваемой нами адаптивной школы: коррекционную, реабилитационную и функцию стимулирования.
Кратко остановимся на содержательном аспекте начального образования. Согласно идеям В.С.Выготского, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Именно поэтому, ставя цель сделать начальное обучение личностно-ориентированным, развивающим, используя при этом преимущественно деятельностный подход в обучении, нам необходимо тщательно проанализировать содержание и структуру учебной деятельности. Коллективу предстоит проделать большую работу по освоению, а затем введению нового содержания образования, по определению типов ведущей деятельности, присущих определенным возрастным периодам.
Базовыми принципами будут являться:
– последовательность и преемственность в структуре и содержании образования;
– принцип контроля и диагностики уровня знаний;
– приоритет развивающего обучения;
– деятельностный подход в обучении;
– принцип интегрирования учебных предметов;
– взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.
Наш коллектив в настоящий момент уже имеет весомый “задел”, точки дальнейшего развития – это некоторые формы взаимодействия с двумя детсадами нашего микрорайона, коррекционные классы, класс, обучающийся по системе Л.В.Занкова, по программе Л.Г.Петерсон, интегрированные курсы “ОБЖ” и “Окружающий мир”, дополнительный курс “Риторика” и т.д.
Планируется с целью адаптации к общественной жизни ввести курсы, формирующие у детей понятия и правила здорового образа жизни, умение понимать многообразие сфер жизни и деятельности человека, дающие основы экономического знания.
Таким образом, круг обозначенных проблем позволяет выделить ближайшие задачи развития начальной школы:
1. Обеспечение преемственности и непрерывности в содержании и организации дошкольного воспитания и начального образования, гуманизация процесса обучения.
2. Диагностика и развитие общих способностей детей в гомогенных классах, личностно-ориентированный подход к обучению и развитию детей.
3. Формирование положительной мотивации к учению.
4. Разработка и введение нового интегрированного содержания предметов с целью гуманитаризации начального образования.
5. Обеспечение учебного процесса соответствующими учебными, наглядными, дидактическими материалами.

Краткая психологическая характеристика и основные задачи II ступени
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют основного внимания учителя, родителей, психологов. Это относится и к периоду перехода школьников из начальной школы в основную. Адаптация бывших учеников начальной школы в новых условиях сопровождается (если не принять комплексных мер) различными стрессами, вызванными сменой обстановки, новыми требованиями, предметной и кабинетной системой обучения, количеством новых учителей и т.д. Первостепенной становится задача реализации принципа непрерывности образования, являющегося базовым для нашей программы развития школы. Он должен реализоваться через знакомство будущего классного руководителя с детьми задолго до перехода в основную школу, посещение им уроков, изучение личного дела каждого ребенка и т.д. Учителя математики и русского языка с целью преемственности также должны посещать уроки выпускных классов начальной школы. Анализ и итоги этой работы должны подводиться на педсоветах.
В этот период происходит существенное изменение в психике ребенка. Обучение, играя ведущую роль в психическом развитии, должно обеспечивать формирование интеллектуальной сферы, способствовать личностному развитию. Как нельзя лучше этому способствует многоуровневое обучение. Оно, в отличие от дифференцированного обучения, в большей мере связано с методами, способами, приемами обучения, то есть относится к методическим технологиям.
Многоуровневое обучение наряду с дифференциацией (продолжают существовать и гомогенные, и коррекционные, и обучающиеся по системе Занкова классы) позволит учителям продолжить личностно-ориентированное развитие способностей ребенка.
Перед коллективом стоит задача изучить технологию, а затем внедрить на практике приемы, способы, методы, средства, дидактические ситуации многоуровневого обучения. Таким образом будет воплощена коррекционная функция адаптации школы на II ступени.
На этом уровне усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия. Содержание усвоенных знаний усложняется, дети переходят к усвоению основных наук. Исторически сложилось, что общее образование подчинено предметно-содержательному принципу, и в результате этого предметные знания в школе являются разобщенными. В последние годы педагогической наукой и школьной практикой сделано немало для преодоления этого явления, приводящего к отчуждению школьных предметов, обеднению их возможностей в решении задач гуманитарного образования.
Осуществление межпредметных связей в лучшем случае проходит на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое, гуманитарное, содержание школьных дисциплин. Примером гуманитарного компонента математики, ИВТ, естествознания могут служить:
история науки;
люди науки;
экологические аспекты;
мораль и наука;
наука и проблемы общества и т.д.
В процессе реализации программы развития школы наш педагогический коллектив считает необходимым усилить социально-культурный аспект обучения, а также общечеловеческое содержание школьных предметов, которые могут обеспечить развитие у ребят картины мира. А это означает, что начатый на первой ступени обучения процесс интегрирования будет осуществляться в двух направлениях.
1. Эволюционная картина мира у детей будет создаваться через призму раскрытия взаимосвязи “человек – общество – природа”, при этом формироваться, развиваться интегративное мышление.
2. Второе направление будет идти по гуманитарной составляющей – литература, история, общественные дисциплины.
Эти два направления интегрирования будут решать в школе ряд задач:
формирование ценностных ориентаций личности ученика;
привлечение школьников к общенаучным методам познания, позволяющим им на стыке различных предметов увидеть новое;
совершенствование культуры мышления детей средствами внедрения исследовательских методов обучения;
повышение познавательной активности школьников путем постановки проблем, решаемых путем внедрения в учебный процесс исследовательских задач;
развитие системного мышления.
Кстати, одна из технологий современного образования, взятых нами на вооружение, связана с развитием системного способа мышления учеников.
В развитии у детей 1-3-х классов системного мышления на 1-е место наш коллектив планирует ставить формирование логических суждений. На II ступени, особенно в 5-6-х классах, мы рассчитываем прежде всего обращать внимание учащихся на преемственность в развитии между исследовательскими умениями и интеллектуальными. Последние – это обобщенное умственное действие, ученики выполняют мыслительную деятельность (индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия).
Предлагаемые пути внедрения передовых технологий следующие:
1. Формировать у учеников умение ставить проблему, научно обосновывать ее в процессе объяснения.
2. Добиваться эффективного решения проблемных задач (выбор из нескольких решений оптимального).
3. Обучать учеников приемам систематизации, классификации, отбору информации с помощью опорных конспектов, тезисов, таблиц.
Нашему коллективу еще предстоит разработать, выяснить, какие знания являются системными, чтобы использовать их в учебном процессе.
Кроме того, для осуществления интеллектуально-развивающего обучения нам необходимо составить карту преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений от 1-го до 11-го класса.
К обучению на II ступени, когда происходит интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных возможностей, становление характера, предъявляются основные требования. Дело в том, что в этот период у подростков меняется ведущий тип деятельности с учебной на общение.
Этот переход реализуется при проведении деловых игр (моделирующих реальную жизненную ситуацию), семинаров, диспутов и т.п. Подготовка учеников к урокам такой формы способствует выработке и закреплению информационных умений (работа с книгой, текстом; выделение главной мысли, структурирование текста; работа с каталогами и др., интеллектуальных (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, мысленное моделирование и др.), организационных (планирование, самоконтроль и др.), коммуникативных (диалог с книгой, собеседником, с самим собой). Кроме того, что является наиболее важным, диалогический подход предполагает диалог участников. Основатель современной гуманистической психологии К.Роджерс выделил три основных условия обеспечения личностно-развивающего общения: естественность и спонтанность в выражении субъективных чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый отдельный момент их взаимодействия; безусловное позитивное отношение к другим людям и к самому себе, забота о другом и принятие его как равноправного партнера по общению; понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроению, мыслям другого человека в ходе межличностных контактов с ним. Таким образом, диалогически ориентированный подход оказывает помощь ученику в самореализации, самоактуализации, дает возможность каждому ощущать себя личностью и видеть личность в каждом из окружающих. При этом принципиально меняется характеристика деятельности и позиция ученика в образовательном процессе; от слушателя воспринимающего – к слушателю размышляющему, от репродуктора – к деятелю.
В заключение отметим, что при соблюдении трех условий личностно-развивающего общения на уроках мы непременно реализуем и реабилитационную, и функцию стимулирования задуманной нами адаптации школы.
Еще одну современную технологию обучения – модульное обучение – мы предполагаем использовать при работе с мотивированными, одаренными детьми.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. В него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Мы считаем, что именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Все это как нельзя лучше способствует развитию информационных, интеллектуальных, организационных, коммуникативных умений, формированию глубоких, системных знаний одаренных детей. При этом, что немаловажно, мотивированный ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Именно модули позволяют перевести обучение на субъективную основу. Это представляется нам особенно важным, если в нашей школе в силу объективных причин не будет возможности открыть классы с углубленным изучением дисциплин.
Для этой же цели – обеспечения индивидуального разностороннего развития личности – призваны служить факультативы, кружки, элективные курсы и т.д.,так как любознательность подростков проявляется в широте интересов. Именно для этого возраста важно расширение содержания образования и видов деятельности. Необходимо определить оптимальное сочетание функций, учебных предметов с функциями внеучебных занятий. В образовательном процессе мы предполагаем этого достигнуть конструированием программ, интегрирующих “западающие” виды деятельности (например, изготовление самодельных приборов, карт и т.д.) или путем расширения содержания дисциплины, в частности, на интегративной основе (курс “Физика и человек”).
На интегративной основе мы планируем ведение и непрерывного экономического образования, начатого на I ступени. В материалах коллегии Министерства образования РФ в 1994 году отмечалось, что “экономическая подготовка не стала базовой в подготовке школьника к адаптации в условиях рыночной экономики”. Между тем социальный заказ нашей школы свидетельствует, что преподавание экономических и бизнес- дисциплин вызывает интерес многих родителей и детей. Так же, как и экономическое образование, программа “Здоровье” будет воплощаться нами на интегративной основе в рамках курса ОБЖ с 1-го по 11-й класс.
Несмотря на то, что комплекс новейших технологий, о которых шла речь выше, – многоуровневое, модульное обучение; формирование системного мышления, деятельного и диалогически ориентированного подходов к обучению, экономическая подготовка школьников способствует:
– осознанию учениками своих познавательных интересов, склонностей и возможностей;
– самоопределению в приоритетной области знаний и характере деятельности;
– обретению гражданской позиции в различных сферах жизни (экономической, экологической и др.).
Для профессионального самоопределения нужны специальные меры. Прежде всего это квалифицированная помощь психолога школы. Затем – тщательно продуманные и спланированные экскурсии, посещение Дня открытых дверей различных учреждений среднего и высшего образования, рассказы наших выпускников и т.д.
Но принцип непрерывного образования, принятый нами как базисный, требует принятия и нетрадиционных шагов: установления связи, сотрудничества с теми средними специальными учреждениями, в которых уже учатся наши бывшие ученики и которые пользуются спросом.
В какой именно форме будет осуществляться контакт: либо в работе консультационных пунктов этих учреждений на базе нашей школы, либо в планировании экскурсий в это учреждение, либо преподаватели того учреждения будут вести на базе нашей школы курсы по выбору.
Итак, исходя из того, что образование должно быть фундаментальным и вместе с тем разнообразным, максимально индивидуализированным, выделим задачи II ступени в рамках развития основной школы:
1. Обеспечение преемственности и непрерывности в содержании и организации начальной и основной школы. Осуществление внешней дифференциации: обучение учеников по системе Занкова, в коррекционных классах.
2. Вычленение гуманитарной составляющей всех образовательных областей, школьных дисциплин при опоре на интеграцию учебных предметов. Обработка технологий внедрения нового содержания гуманитарного образования в учебно-воспитательном процессе.
3. Осуществление многоуровневого обучения всего контингента детей и модульного для одаренных.
4. Формирование системного, нового социально-политического и экономического мышления учащихся. Осуществление деятельного и диалогически ориентированного подходов в обучении, повышение мотивации обучения.
5. Разработка и введение интегрированного содержания учебных предметов, факультативов, курсов по выбору для поддержания и развития интеллектуальной активности подростков.
6. Установление сотрудничества со средними специальными учреждениями.
7. Обеспечение учебного процесса соответствующими учебными, наглядными, дидактическими материалами.
Ольга ОГОРОДНИК,
учитель физики средней школы N1912
Зеленоград,
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте