«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», – напутствует Лис своего друга Маленького принца в самом известном произведении Антуана де Сент-Экзюпери. Наверняка рыжий герой с преданной душой не задумывался о том, что его слова гармонично лягут в основу искусства микроминиатюры. А вот омский художник Анатолий Иванович КОНЕНКО задумался и претворил идею в жизнь. Теперь он гордо носит прозвище сибирского Левши наряду со званием профессора Российской академии естествознания и рекордсмена Книги рекордов Гиннесса и с каждым новым этапом продолжает все активнее творить!
Анатолий Коненко родился 23 февраля 1954 года в городе Орске Оренбургской области. Окончил педагогический институт имени М.Горького. Преподавал в строительном техникуме рисунок, живопись, прикладное искусство, макетирование. С 1981 года первым в Сибири начал заниматься искусством микроминиатюры. За короткий период изобрел и освоил технологии письма на рисовых, маковых зернышках, затем и на человеческом волосе.
Уже в процессе практики Анатолий Иванович начал понимать, что не хватает теоретических знаний, и поступил в Омский институт технического творчества и патентоведения, откуда выпустился в 1989 году.
Новое направление в искусстве требует мыслить по-новому и менять все устоявшиеся представления о дизайне и композиции. Во-первых, для просмотра и выполнения работ необходима оптика. Во-вторых, не надо изобретать велосипед: матушка-природа уже постаралась и создала бесчисленное количество микрошедевров на уровне кристаллов, насекомых, моллюсков. Коненко считает себя учеником природы. Именно поэтому многие свои работы художник подает в масштабном сравнении с насекомыми, зернышками или волосинками. Скрипка в лапках кузнечика, подкованная блоха – героиня лесковского «Левши», караван верблюдов в ушке иголки, Эйфелева башня на хоботке комарика, портрет Николо Паганини на рисовом зернышке, Святая Троица на кусочке персика, буйволы на лапке насекомого, изображение Александра Пушкина на человеческом волосе. Невероятно, но факт! Микроминиатюра – искусство, которое позволяет проявить беспредельные возможности рук и фантазии человека через творчество.
Опыт художника не пропал впустую и пригодился не только в искусстве, но и в медицине – для изготовления, заточки и ремонта специализированного инструмента для офтальмологии. Анатолий Коненко встречался с гением офтальмологии Святославом Федоровым и даже выполнил портрет врача на искусственном хрусталике глаза.
Художник – человек ищущий. Кто ищет, тот всегда найдет. Анатолию Коненко удалось разработать технологии и выполнить ряд работ в микроживописи, графике, скульптуре, резьбе по кости и косточках плодовых деревьев, макетировании, ювелирном, токарном направлениях, вышивке, вязании, фриволите, пэчворке, мини-книгах. Последние без ложной скромности можно назвать восьмым чудом света. При издании мини- и микрокниг Коненко выступает в четырех ипостасях: дизайнера, гравера, художника и переплетчика. Да-да, не удивляйтесь, все книги переплетены и оформлены вручную. Таким образом, каждая – уникальный шедевр прикладного искусства.
Международное признание не обошло сибирского Левшу стороной. В 1997 году, применив свои умения в области микроискусства, Анатолий Коненко смог издать тиражную супермикрокнигу размером менее 1 мм, причем по всем параметрам (размер, количество страниц, строк и букв на странице, сшивной переплет, даже цветные иллюстрации) она превзошла шотландскую (1 x 1,5 мм), изданную в 1986 году. Новинкой является и то, что рядом с каждым экземпляром для удобства расположены все 30 листочков с текстом и иллюстрациями в натуральную величину – 0,9 x 0,9 мм. В 2002 году работа Коненкова занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Победа сибирского Левши выдвинула Россию на первое место в мире в области издательства микрокниг. Один экземпляр книги находится в библиотеке Президента России.
К 2006 году в мире издана всего 41 микрокнига (высотой менее 10 мм). Анатолий Иванович передал свой талант по наследству. Совместно с сыном Станиславом он издал еще 30 микро- и 15 супермикрокниг, причем при их издании применена новая технология переплета, придуманная Коненко-старшим.
С 1994 года Анатолий Коненко издал около двухсот мини-книг (тиражом не более 30-99 экземпляров каждая). Из них 35 мини- и 14 микрокниг – творчество Александра Пушкина. Благодарные художнику пушкиноведы приняли Коненко в почетные члены Всемирного Пушкинского клуба в Нью-Йорке. В 1999 году микроминиатюристу была вручена юбилейная медаль.
Почерк Коненко – неповторимый дизайн каждой микрокниги. «Василий Теркин» Твардовского выполнен в форме гармони, «Сонеты» Уильяма Шекспира – аккордеона, «Муха-Цокотуха» Чуковского – самовара на футляре. Новая конструкция применена при изготовлении книг «Письмо Татьяны к Онегину» и «Письмо Онегина к Татьяне». 1997 году в Москве на конкурсе мастеров переплетного искусства Анатолий Коненко был абсолютно заслуженно включен в тройку лучших переплетчиков России.
А что же у гения в планах? Во-первых, издание книги, где будут раскрыты тайны микроискусства с описанием технологий: обладаешь уникальным и ценным знанием – поделись с окружающими, искусство принадлежит народу. Во-вторых, проводить персональные выставки ради пропаганды микроискусства, в просветительских целях, их уже прошло около 60, и это далеко не предел. Экспонируются работы Коненко не только в различных городах нашей необъятной страны, они выставлялись и за рубежом – в США, Германии, Франции, Чехии, Испании, Японии, Китае. Шедевры Анатолия Ивановича находятся во многих музеях мира, частных коллекциях, библиотеках, имеются в собраниях микроминиатюр российского, корейского, белорусского, чешского, словацкого президентов.
Город Омск чтит и уважает таланты. В областном Музее имени Михаила Александровича Врубеля для посетителей открыта долговременная выставка «Микромир Анатолия Коненко». Сибиряки отлично понимают: искусство микроминиатюры дает возможность творчески раскрыться каждому, кто попытается окунуться в его бескрайние глубины. Но и требует сполна – минимум материала при максимуме усидчивости и творческой изобретательности.
Наука и техника на сегодняшний день немыслимы без микроэлектроники и новых разработок в этой области. Видимо, время потребовало, чтобы и в области искусства человеческое сознание соприкоснулось с микроуровнем. И человек родился и в дело сгодился: звезда Анатолия Коненко зажглась и продолжает гореть в нужном месте и в нужное время.
Алена ЮРЧЕНКО, Омская область
Комментарии