“Я очень рекомендую, чтобы человек упражнялся в играх, содействующих совершенствованию, не ради игры, а потому, что они служат совершенствованию в искусстве размышления и изобретения”, – писал Лейбниц. Уроки-игры помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи.
Для примера обратимся к уроку-викторине. Заранее определяется тема, ученикам сообщается список дополнительной литературы, формируется инициативная группа, которая под руководством учителя готовит вопросы для викторины.
Оборудование: лист толстого картона, расчерченного на сектора, волчок со стрелкой, конверты с вопросами, эмблема скрипичного ключа (для музыкальной паузы), “черный ящик”, таблички с номерами для команд.
Команды формируются перед уроком, их может быть несколько, по 5-6 игроков. Проводит игру ведущий с помощниками. Они выставляют на доске очки, полученные каждой командой; следят за временем подготовки ответов; фиксируют готовность команд к ответу; собирают листочки с ответами. На обдумывание каждого ответа дается 1 минута. Право первой игры команды определяют по жребию. В случае неправильного ответа стол лидера занимает другая команда, давшая правильный ответ.
Подведение итогов и распределение мест, занятых командами, проводят ведущий и инициативная группа, отмечаются и наиболее активные игроки в каждой команде.
Вопросы викторины по теме: “Класс птицы” (Раздел “Животные”, тип Хордовые), 8-й класс.
1. Какую более крупную птицу можно сделать из жаворонка? (Ворону, исключив часть букв).
2. У каких птиц на крыльях есть когти? (У птенцов южноафриканской птицы гоациана).
3. У каких птиц ухаживают за потомством только самцы? (Самцы трехперсток и куликов-плавунчиков).
4. Какие утки гнездятся в дуплах деревьев? (Гоголь, мандаринка, каролинская утка, иногда кряковая обыкновенная утка).
5. Какую птицу называют ямщиком? (Поползень).
6. Какая из наших птиц летает быстрее всех? (Стриж).
7. Самая маленькая птица в мире и у нас? (Колибри, королек).
8. Второе название коноплянки? (Реполов). И т.д.
Кроме вопросов, ученикам можно предложить определить чучела животных, рисунки, фото следов различных птиц, животных и т.п.
Музыкальными паузами могут быть мелодии о наших пернатых друзьях.
Лидия ВЕЛИЧКО,
учитель биологии средней
школы N 9
Махачкала,
Республика Дагестан
Комментарии