search
main
0

Максимально объективно. Развитие системы независимой оценки качества высшего образования в Российской Федерации и особенности ее проведения в 2018 году

Независимая оценка качества образования, в том числе высшего, востребована во всем мире. В передовых странах мира существуют свои модели, которые позволяют получить объективную картину качества подготовки бакалавров и магистров. И хотя Россия присоединилась к Болонскому процессу еще в 2003 году, совершенствование системы образования в соответствии с новыми требованиями еще продолжается. И одной из таких мер можно назвать независимую оценку качества высшего образования. Это одно из приоритетных направлений работы не только Рособрнадзора, но и непосредственно самих вузов, общественных и экспертных организаций, усилия которых направлены на повышение качества высшего образования.

Целью реализации модели независимой оценки качества высшего образования является независимая оценка качества подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (их частям) как обеспечение образовательными организациями гарантии качества подготовки выпускников, в том числе через использование объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся и информирование общественности о результатах своей деятельности, а также объективная оценка качества преподавания педагогическими работниками в рамках обучения студентов по образовательным программам высшего образования.Задачами реализации модели независимой оценки качества высшего образования являются:- повышение эффективности управления образовательным процессом образовательных организаций высшего образования (далее – ОО ВО);- формирование и совершенствование механизма количественной и качественной оценки образовательных программ и ОО ВО;- повышение качества подготовки обучающихся в ОО ВО;- улучшение информированности потребителей и целевых аудиторий о качестве образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования;- установление диалога между ОО ВО и потребителями образовательных услуг, результатов образовательной деятельности.Основными участниками НОКВО являются:- обучающиеся, которые проходят контрольные мероприятия промежуточной/итоговой аттестации по оценочным средствам независимой оценки качества образования;- педагогические работники, которые осуществляют дополнительную подготовку обучающихся к независимой оценке качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования и организацию ее проведения в образовательной организации высшего образования;- независимые эксперты (педагогические работники, не состоящие в трудовых отношениях с ОО ВО, в которой проводится НОКВО, или аккредитованные эксперты Рособрнадзора, экспертных организаций, привлекаемых Рособр­надзором для проведения аккредитационной экспертизы), которые осуществляют мониторинг процесса реализации независимой оценки качества высшего образования, оценивают уровень освоения обучающимися образовательных программ или их частей;- общественные наблюдатели, осуществляющие наблюдение с целью усиления контроля за ходом проведения мероприятий по независимой оценке качества высшего образования, обеспечения достоверности их результатов, повышения доверия общества к процедуре проведения независимой оценки качества высшего образования, а также предоставления оперативной информации о ходе проведения экзаменов и соблюдения прав его участников.Общественное наблюдение за ходом проведения НОКВО могут осуществлять:- представители профессиональных сообществ (в том числе федеральных учебно-методических объединений), которые наблюдают (очно или дистанционно) за процедурой ­НОКВО и осуществляют ее мониторинг;- представители общественных объединений и организаций;- представители работодателей;- организации, осуществляющие независимую оценку качества образования.В России внедрение модели НОКВО началось относительно недавно. Сначала внедрение модели независимой оценки качества высшего образования обрело форму многоэтапного мероприятия по независимой оценке знаний студентов и качества преподавания педагогическими работниками.В 2015 году был положен старт мероприятия по реализации модели объективной оценки знаний студентов, проведены первый (в зимнюю сессию) и второй (в летнюю сессию) этапы. Тогда в нем приняли участие около 350 студентов из 6 вузов на первом этапе и около 1500 студентов из 29 вузов на втором этапе.На этих двух этапах оценка знаний студентов проводилась по 10 дисциплинам: теория государства и права, история, математика, социология, профессиональная этика юриста, конституционное право, римское право, история России, экономическая теория, физика.На третьем и четвертом этапах масштабы мероприятия значительно увеличились – в нем приняли участие около 5 тысяч студентов из 101 вуза (третий этап) и более 5,5 тысячи студентов из 115 вузов (четвертый этап). Мероприятие проводилось более чем по 60 дисциплинам, в числе которых: организация адвокатуры, основы журналистики, химия элементов и соединений, управление персоналом, математический анализ, системы движения и навигации космических аппаратов, формы логопедической работы, общая хирургия, философия, оптика.В IV этапе мероприятия приняли участие 5631 студент из 115 вузов 54 субъектов Российской Федерации. Он проводился в соответствии с процедурой, зарекомендовавшей себя на предыдущих этапах, с рядом изменений, позволяющих создать естественные условия для максимально объективной оценки знаний студентов, профессиональных компетенций преподавателей и технологических возможностей для массового внедрения в деятельность вузов. Одним из нововведений четвертого этапа стала оценка профессиональных компетенций преподавателей посредством организации и проведения анкетирования студентов по оценке качества преподавания и анкетирования педагогических работников вузов на предмет самооценки профессиональных компетенций.Полученные результаты 2015‑2017 годов позволили сделать вывод о необходимости продолжения мероприятий по независимой оценке знаний студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках проведения их промежуточной аттестации как перспективного направления в области оценки качества образования, стимулирующего повышать качество преподавательской деятельности, качество деятельности студента в процессе освоения как отдельных дисциплин, так и образовательных программ в целом. Поэтому в 2018 году в пятый раз была проведена независимая оценка качества высшего образования.С учетом опыта предшествовавших этапов в модель вошли дополнительные критерии обобщения результатов:- качество проработки фондов оценочных средств, используемых для оценивания студентов в рамках промежуточной аттестации;- уровень открытости образовательной деятельности в вузе;- готовность студентов к независимому ауди­ту знаний студентов;- готовность преподавателей к независимому аудиту качества преподавания.В 2018 году по сравнению с предыдущими этапами появился ряд значительных и перспективных особенностей, впрямую предопределяющих дальнейшее развитие системы независимой оценки качества высшего образования.Во-первых, к дисциплинам, по которым проводилась оценка качества в предыдущие годы, добавилось еще 50 дисциплин по 10 направлениям подготовки, к которым относятся градостроительство, информатика и вычислительная техника, биотехнология, технология продукции и организация общественного питания, агрономия, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, социальная работа, международные отношения, психолого-педагогическое образование, народная художественная культура.Во-вторых, значительно увеличился охват студентов и вузов. В 2018 году участие в мероприятиях по независимой оценке приняли более 15000 студентов из около 300 образовательных организаций высшего образования и их филиалов из более чем 70 субъектов Российской Федерации.Продолжилось совершенствование технологий проведения оценки. Была обеспечена онлайн-трансляция на специальном интернет-ресурсе всех промежуточных и итоговых аттестаций из всех образовательных организаций, принявших участие в мероприятиях по независимой оценке. Анкетирование преподавателей заменено на выборочное самотестирование в компьютерной форме на специальном ресурсе. Такая мера повысила объективность оценки знаний и уровня профессиональных компетенций педагогических работников по преподаваемой предметной области. Также была реализована возможность проведения мероприятий по независимой оценке качества высшего образования не только в традиционной, но и в компьютерной форме (в онлайн-режиме с использованием специального ресурса, на котором размещались формы тестирования обучающихся по дисциплинам).Также в 2018 году расширился перечень участников – общественных наблюдателей: это отдельные студенты и студенческие союзы, общественные организации. Повысилась и степень организации мероприятия. Строго соблюдались порядки и сроки, а объективность повысилась за счет привлечения педагогических работников соответствующего профиля, не состоящих в трудовых отношениях с организациями, в которых проводится НОКВО (независимых экспертов), представителей экспертных организаций, а также представителей работодателей.

Таким образом, в 2018 году в области независимой оценки качества высшего образования был сделан значительный шаг вперед как с количественной, так и структурной, системной точки зрения. При этом есть еще значительные возможности для развития, как с позиции совершенствования самой процедуры оценки, так и с точки зрения использования на всех уровнях ее результатов.

​Александр БОБРОВ, генеральный директор АНО ГРП «Информэкспертиза»; Наталья ЕЛИСЕЕВА, руководитель направления АНО ГРП «Информэкспертиза»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте