Интересная судьба у риторики. Понять бы, какие природные катаклизмы руководят ее взлетами и падениями…
Родившись в Античной Греции в царственном облике, она несколько веков верой и правдой служила мятущемуся и раздираемому противоречиями и враждой человечеству, создавая оптимальные условия для общения, находя пути для взаимопонимания.
Однако людская эгоцентрическая природа, хищная жажда победы всех над всеми не только время от времени сбрасывала царицу Риторику с ее трона, но и уничтожала, убивала верных ее служителей – Сократа, Цицерона, Демосфена и далее…
Россия не стала исключением в мировом процессе. Эпохи взлетов и падений в развитии общественного сознания то вызывали риторику из небытия, то опять погружали в Лету забвения. Об этом “УГ” писала на своих страницах в период наибольшего расцвета риторики в наши дни – в середине 90-х годов. И обратите внимание! Хотя автор одноименной рубрики Софья Иванова коренная москвичка, большая часть иллюстративного материала связана с Пермской риторической школой Западно-Уральского учебно-научного центра, с Пермью, которую она величает “столицей новой русской риторики”.
Традицией ЗУУНЦа стали ежегодные научно-практические конференции. Тема последней, юбилейной, 10-й – “Риторика диалога: проблемы, исследования и освоения в школе и вузе” – вызвала активный интерес не только у вузовских и школьных преподавателей, но и, может быть, в первую очередь у политиков, деловых людей. Мы успели осознать, что элементарной силой проблем не решить. Искать согласия разногласных призывает ЮНЕСКО вслед за античными философами.
Софья ИВАНОВА
Мир написан на два голоса
Еще в самолете по пути “туда” Софья Филипповна повторила:
– Это никакая не метафора. Пермь действительно столица риторики. И по одной простой причине: Светлана – я знаю ее больше двадцати лет – одна из немногих, кто сделал свою школу рабочей. Разрушила типичную лекционную систему. Когда на трибуну по очереди выходят лингвист, психолог, филолог… Говорят обо всем, что знают: птица поет, себя продает.
Вместо того чтобы устраивать компот из занудных докладов, Светлана Алексеевна и ее маленькая команда – Лидия Сергеевна Захарова и Екатерина Борисовна Миклина – разработали великолепный механизм “встряски мозгов”. Ни одно так называемое мероприятие, будь то научно-практическая конференция, целевой семинар, зимняя или летняя школа, не просто бессодержательным, а малосодержательным быть не может.
Совместное проживание, когда везде, не только на семинарах, бок о бок, ночь – за полночь, разложат ватман, что-то проектируют, чертят схемы, сочиняют тексты, рефлексируют… В такой коллективной соборной атмосфере рост личностный идет как на дрожжах. Смотришь, приехала серенькая мышь, и вдруг – такой талантище расцвел, такой интересный человек оказался. А всего-то две недели прошло.
“Чудо какое-то”, – говорю. Она улыбается: “Чудо это совершает обыкновенное слово – любовь. И за всей этой гигантской отдачей, “выбросом” идей на выходе – работа на учителя, не на себя драгоценного”.
Я уж не говорю о том, что как магнитом притягивает всякого, кто хоть раз побывал в этой школе. Помните, в “Учительской” была такая статья: “А я еду за хорошим настроением”? Как раз в период развала, поезда немытые, грязные, стекла битые, неуют… Сажусь в эту “Каму” несчастную и думаю: ну куда тебя несет? А народ, который едет со всей России, от Архангельска до Владивостока?
…Скорый утренний чай перед пленарным заседанием никак не располагал к дебатам. И тем не менее именно здесь состоялся импровизированный “круглый стол”.
– …Вчера был чудный доклад о том, что необходимо молчать, немного глаголеть, – обронил Владимир Иванович Аннушкин, профессор, доктор наук, председатель Совета Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. – Ибо во многословии не миновать греха. Но слово – это то, что тебя характеризует прежде всего. Богатство и расцвет личности проявляются в том, как осваиваются человеком разные стороны речевой действительности: чем шире круг общения, тем шире и разностороннее личность. Антиномия состоит в том, что риторические правила духовной морали рекомендуют немногословие и молчание, слушание и внутреннее сосредоточение.
– Ведущие мировые тенденции связаны с развитием диалогической культуры: государственная программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”, Декларация о культуре мира ООН – все связано с возможностью развивать навыки диалога, переговоров, формирования консенсуса, – говорила Светлана Алексеевна Минеева.
– Умение вести диалог сегодня, когда люди ищут “общий язык” с помощью железных прутьев, глобальная идея свидетельствует об инструменте спасения, но, – спустила коллег с неба на землю Софья Филипповна, – увлекшись диалогом – кстати, названа конференция не совсем удачно – риторика по содержанию, по сути всегда диалог – мы можем потерять монолог, а выстроить стройный монолог с программируемым, скрытым оппонентом значительно сложнее. (Диалог “подпирается” репликами, вопросами…).
“Скажи, чтобы я тебя увидел”
Говорят, еще в XII веке британцы подразделили всех людей, и в частности ораторов, на три категории: те, кого нельзя слушать; те, кого можно слушать; те, кого нельзя не слушать.
Тех, кого нельзя не слушать, единицы, но они вырастают только из тех, кого можно слушать. По мнению участника конференции лингвиста Сергея Евгеньевича Тихонова, председателя Ямальского и члена Пермского регионального отделения РАР, жизненно важная цель преподавания риторики – воспитывать из большинства учеников тех, кого можно слушать. Кстати, задача вполне реальная. О чем свидетельствует история Царскосельского лицея и русской гимназии вообще, где изучали теорию стихосложения. Размер, ритм, виды рифм – на этой основе вырабатывались навыки по созданию наиболее “ходовых” жанровых моделей. Это та же так распространенная в XIX веке “датская” поэзия. Любой однокашник Пушкина и Дельвига мог написать стихи в альбом, оду, эпиграмму… Конечно, тут не было природной внутренней гармонии, но это были осмысленные рифмованные тексты. Кстати, до начала 60-х в советской средней школе наряду с учебниками русского языка и литературы в ходу были учебные книги по основам стихосложения.
-… Ну если честно, – посмотрела на меня Марина Геннадьевна Красильникова, – работать стало труднее. Раньше достаточно было текста учебника: один автор, одна концепция, традиционный вопрос, но ответный ход (“прочти-перескажи”) для авторитарно-дидактического утверждения и изложения собственной доктрины. Чем не “диалог”? – По-моему, это больше смахивает на “допрос”. – Улыбается. – Сейчас, чтобы сформулировать систему учебных задач в той или иной теме, нужно перерыть кучу материалов людей разных, порой диаметрально противоположных точек зрения на одно и то же историческое событие.
…Только что закончился урок истории в 7-м классе 149-й пермской школы, где, как и на других четырех занятиях, можно было увидеть, как наука преображается в новую школьную практику.
Тема занятия “Внешняя политика Ивана IV в середине XVI века”. Цель: создать наиболее достоверный, приближенный к исторической реальности образ эпохи. Через него формируется представление об исторической картине мира. Заявлено “жанровое общение на предметном содержании урока”. Проще говоря, речь идет о создании текстов в тех исторических жанрах, которые отражают сущность, мировоззрение, определяют особенности исторического мышления человека именно этого времени.
Итак, все описывают одно и то же событие разными средствами. У Маши это будет “Слово о…”. У Даши – фрагмент летописи. Коля выступает от лица второго воеводы главного полка – “Воспоминания из похода”…
“XIV в. было Поволжье в руках ханств татарских – Казанского и Астраханского, и манило всегда Руси жителей богатыми да плодородными почвами своими. Стремились купцы попасть туда, дабы открыть великий путь торговый в далекие страны Востока. Даже Иван III несколько подходов совершал на Казань и овладел ею, но потерял вскоре превосходство это. 1551 г. великий князь русский пожелал эту землю завоевати, и на 30 км от Казани поставил он крепость статную да величавую – Свияжск. 150 тысяч добрых солдат московских выстроились рядами огромными у Свияжска. И в день следующий орлы русские направились в город, и покорена была Казань, и ликовал народ Руси. Завоевали полки храбрых русских воинов и Астрахань, и Башкирию, и другие земли. Так покорили люди русские земли Востока, ибо правил тогда великий и статный правитель русский – Иван IV”.
– Видите, – говорит учительница, – написав авторский текст, ученик становится реальным участником событий. А сегодня на нашем уроке одна и та же ситуация проигрывалась не раз и не два и уж, конечно, едва ли теперь забудутся даты походов Ивана Грозного на Казань и Астрахань, начало Ливонской войны.
Адресный текст заставляет выделить тезис, найти аргументы, “расставить” их соответствующим образом. Выбор жанра меняет характер общения. А само право выбора – что это, как не элемент демократизации учебного процесса, качественно иная форма отношений?
Еще одно интересное наблюдение. Выпускники летних школ, которые ежегодно проводит ЗУУНЦ, преподают и математику, и физкультуру, и историю. И на своих уроках они, конечно, не играют роли риторов. Важна “риторическая составляющая” занятий.
Законченный и доработанный риторический текст – это не только стилизованный документ, но одновременно и диагностический, где можно наблюдать и степень продвижения каждого в теме, и личностный рост, соотнося с опытом предыдущих работ.
Все тексты, созданные детьми, не просто представляют (хотя надо ли говорить, как важны сами по себе публичные выступления). Они попадают в доступные всем желающим сборники, которые издаются в 149-й, в “Исторические приложения” к газете “149 новостей”, а по окончании школы вручаются выпускникам. Бесценный дар для родителей: все успехи и достижения их детей буквально налицо.
Ирина Викторовна Груздева, директор 149-й, создавшая ее “от гвоздя” в стареньком здании бывшего детского сада, может гордиться. Уже сегодня здесь созданы два научных объединения: помимо “Риторики и риторизации”, по программе которой школа получила статус городской и федеральной экспериментальной площадки, открыта кафедра “Гуманизации и гуманитаризации естествознания”. Ее проект позволил школе стать экспериментальной площадкой Международной ассоциации развивающего обучения. Вернее, это ассоциация, оценив результаты работы с текстом, увидев, как тут “разворачивают” жанр на каждом предмете, попросила 149-ю стать своей площадкой.
Кстати, по уровню работы с текстом среди тридцати развитых стран с наиболее богатыми традициями российские школьники на 15-м месте, рядом с аргентинцами. (Независимые замеры проводились под эгидой ООН). Тревожный факт. Огорчает снижение уровня абстрактно-логического мышления.
– Для нас, – рассказывает Ирина Викторовна, – стало обычным явлением проводить проблемно-целевые семинары в каникулы, когда можно осмыслить опыт практической реализации и обсудить новые вопросы, требующие актуального и перспективного решения. Сегодня педагогический коллектив в своем развитии вышел на такие проблемы, которые еще не решены науками, занимающимися исследованием риторики, диалога… Позиция исследователя требует от учителя работы над собой, большой ответственности. Мы в своих поисках исповедуем деятельностный подход, наиболее перспективный сегодня в психолого-педагогической практике.
Необходимое добавление. Помимо основных предметов, в базовый компонент входит углубленное изучение английского языка, риторики (с 1-го по 11-й класс), логики, философии в старшем звене.
Отвечать у доски всякому охота!
“Я буду при устах твоих”
Сергей Евгеньевич Тихонов рассказал мне о нескольких поразивших его уроках в 149-й. Обобщающий по “Пиковой даме” Пушкина в 10-м вела Нина Геннадьевна Яковлева. За неделю до того ребятам предложили попробовать графически изобразить обложку нового издания повести или вариант афиши оперного или драматического спектакля. С тем условием, что выступающие от групп должны защитить все символы в этом варианте изображения и объяснить, почему они остановились именно на нем. Учитель в жюри не входил, зато он мог на равных представить свой проект. Так вот, поразило Сергея Евгеньевича глубокое проникновение в текст на уровне художественной детали. Нет, совсем не такой (вроде того, какой масти лошадь Вронского), на которой “ловят” незадачливых вузовских абитуриентов. Здесь за деталью шел выход на смысл: зачем, для чего она автору. И, конечно, тот неподъемный объем дополнительного материала, который должны были привлечь ученики. Одни “ушли” в нумерологию (тройка, семерка, туз), в теорию гаданий. Другие – в историю армий и полков (главный герой – офицер), исторических личностей Франции и Отечества. Все эти поиски велись не потому что “задано”, а по необходимости доказать, убедить слушателей. В итоге экспертный совет дал свою оценку, пожелания доработки созданных текстов…
А сейчас мы будем думать
Вот, спрашивается, обобщающий урок – чего проще. Можно предложить классу обобщающую лекцию или попросить ученика сделать соответствующее сообщение. Но согласитесь, этот “подход” навяз в зубах. Совсем другое дело – спор, диалог, монологи, представления разных позиций.
На другом таком обобщающем занятии истории в 11-м у Елены Викторовны Мякишевой по теме первой мировой войны выпускникам предлагалось – в контексте развивающего обучения – выступить со статьей в качестве журналиста одной из газет, воюющей или достаточно отдаленной от театра военных действий страны. При этом каждому выступающему (задание индивидуальное) нужно было четко указать, от какого издания (действительно выходившего в ту пору в свет), из какого года он говорит. Опять-таки представляю, сколько всего нужно было перечитать, прочувствовать, чтобы знать позицию “своей” газеты, специфику политической напряженности этой страны на тот исторический момент. И, что не менее важно, сформировать собственную авторскую позицию по отношению к войне. Разумеется, выступление необходимо было стилизовать под общий речевой образ издания (партийного или независимого) или под собственный индивидуальный стиль. Педагог на равных правах представила свой вариант статьи. Устное обсуждение проходило не столько с целью оценки, сколько доработки сделанного. Этот принцип работает здесь на уроках по всем предметам. Потому что нет такого понятия, как “закрытый конечный результат”, – мышление “открыто”.
– Сама идея риторизации, – признается Сергей Евгеньевич, – очень меня привлекает. Степень осмысления материала, когда он пропускается через создание авторского текста в любом жанре, намного выше, чем при традиционном построении занятия. И еще она в большей степени соответствует морально-психологическим установкам, ведущей деятельности подростка, стремящегося к самоутверждению. Ведь для кого-то эта статья из 1913 года (смог, написал!), может, первый шаг в будущую профессию.
Риторизация – стержень всего образовательного процесса в 149-й, сознательная установка коллектива единомышленников. Рабочий механизм, включающий класс в речевое действование, расширяющий жанровое пространство любого урока (по М.Бахтину: “Мы говорим только определенными жанрами”).
Но правильно выбранная технология – еще не все. Точнее, одна технология “срабатывает”, как плохое актерство. Что же выходит на первый план?
…Школа софистики во главе с Горгием – с одной стороны, Сократ, Платон, Аристотель – с другой. Демагогам важна работа на публику, самопрезентация, вторым…
– “Майевтика” – этот термин возник с легкой руки Сократа, – рассказывает Светлана Алексеевна Минеева, кандидат философских наук, ведущий методолог ЗУУНЦ в постановочной лекции своим студентам. – В переводе, дословно, это значит “повивальное искусство”. Философ именно так рассматривает миссию педагога, основная задача которого, “беседуя и ставя все новые вопросы, побуждать других самим находить истину”.
Вот так разграничение основных направлений развития школ риторики всегда шло по оси нравственности.
Из Библии известно, как пророк Моисей умолял Бога не взваливать на его плечи непосильную ношу – вывести народ Израиля из египетского рабства. И главный аргумент его упорного отказа от этой миссии: “Я тяжело говорю и косноязычен”.
Но Бог не принимает этого аргумента: он отделяет в речевой способности красноговорение от смысла, содержания речи (“Я буду при устах твоих и научу тебя, что говорить”). А красивое оформление речи, ее доступность и приятность для слушателей, он предполагает, можно переложить на его брата Арона, который слыл златоустом.
Так что уже в этом ветхозаветном сюжете мы видим, как велико значение для спасения человечества убедительного и доказательного слова. В течение тысячелетий люди вырабатывали это важное умение, выстраивая теорию и практику обучения, которую полностью сформировали в цельную и прекрасную науку – риторику – древние греки. И именно они вычленили для ее основания три краеугольных камня. Этос, логос и пафос. Содержание речи, смысл ее – логос, эмоциональное, выразительное оформление – пафос. А что такое – этос? Если вернуться к библейскому сюжету, то можно точно ответить на вопрос, почему Господь из тысяч людей выбрал для выполнения великой миссии косноязычного тугодума Моисея? Ответ лежит на поверхности: Моисей жизнью своей показал бесстрашную любовь к своему народу, готовность жизнь положить за него, то есть высочайшие нравственные человеческие качества.
Сегодня мы видим, как лихие ораторы всех мастей и на всех уровнях не способны вести диалог друг с другом, договариваться, находить общий язык, приходить к консенсусу. Потому что в основе их речевого общения нет третьего краеугольного камня. Не то что любви к партнеру по диалогу, которую греки называли “агапэ”, но простого уважения, терпимости.
– Замечательно, что в Пермской школе риторики работа идет не только с интеллектом, но и с душой, – считает Софья Иванова. – Очень опасно, когда оружием убеждать, умением склонить аудиторию на свою сторону овладевают негодяи. Впрочем, есть один секрет устного выступления. Ты будешь лезть из кожи, стараться изо всех сил понравиться, у тебя отработаны жесты и великолепно поставлен голос – ничего не выйдет. Потому что трибуна обладает удивительным свойством: она просвечивает почище рентгеновского аппарата.
…Объявив “открытую трибуну”, Людмила Викторовна Горбач, заместитель директора 147-й, заведующая кафедрой риторики и риторизации, предупредила гостей о ситуации, сложившейся за две недели до встречи. Пользуясь случаем, ребята придумали “вживую” обратиться к риторам, авторам книг, по которым учатся. Попытаться вступить с близким по духу профессионалом в диалог через риторический текст определенного жанра. Первая группа выступающих дарила свое слово Софье Филипповне Ивановой. Ее хрестоматию “Введение во Храм Слова”, возвращающую в жизнь великий духовный смысл бытия, знают все школы России, где изучают риторику.
…На обратном пути в ожидании самолета я перечитала послание пятиклассника 147-й Коли Петина к Софье Филипповне.
“…Благодаря вашей книге я научился доброму слову. Слову о любви, о человеческих возможностях и таланте передавать в слове свои мысли. Во “Введении во Храм Слова” я открыл для себя, что “нельзя придумать себе талант, он дается от Бога”, но человек с любовью к Богу может в себе этот талант открыть…”
Все правильно. У каждого свой талант. Только если он не замешан на самом главном – на любви, будь ты хоть о десяти словах технологом или методологом, с полным инструментарием, обложись всевозможными программами, без любви ничего настоящего не получится. Ибо, как сказал апостол Павел в Послании к коринфянам, “любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится”…
Елена КОМАРОВА
Фото автора
Пермь
Комментарии