Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Равные возможности

Магия песка

УГ - Москва, №26 от 29 июня 2021. Читать номер
Автор:

Школа №2100 стала одной из участниц проекта Департамента образования и науки города Москвы «Ресурсная школа: территория успеха для каждого». Цель этого проекта – создание целостной системы поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями. Ведь каждый ребенок – особенный. Но, говоря про особенность, стоит вкладывать в это понятие не только уникальность и исключительность каждого ребенка, но и разные потребности, ведь только они отличают детей с ОВЗ.

Для достижения положительных результатов в работе нам помогают и использование интерактивной песочницы, и применение техники эбру как средства развития навыков самоконтроля и коррекции высших психических функций, и использование кинезиологических упражнений и элементов су-джок-терапии, а также применение технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда. Для нас самое главное, что коррекционно-развивающие цели реалистичны, достижимы и при достижении цели есть возможность переноса ребенком нового позитивного опыта коммуникации и усвоенных на занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

Почему песок часто притягивает к себе детей как магнит, их руки тянутся к нему, начинают его пересыпать и просеивать, строить горы, замки, копать ямки и, конечно же, лепить куличики?

Возможно, песок просто приятен на ощупь и вызывает целую гамму ощущений: послушный, сыпучий, текучий, мокрый или сухой, прохладный или горячий. А может быть, все дело в том, что взаимодействие с песком расслабляет, снимает эмоциональное напряжение, и, как говорится, вот где собака зарыта.

Работу с песком можно использовать для решения разных задач, как образовательных, так и коррекционно-развивающих: рисование песком способствует развитию мелкой моторики, творческого мышления, воображения, восприятия; песок волшебным образом устраняет страх неудачи у детей, так как при работе с ним, если вдруг что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать все заново.

А если в песочницу мы добавим различные игрушки в зависимости от целей и задач наших коррекционно-развивающих занятий, то тогда у ребенка может появиться целая вселенная, свой собственный мир, где он, с одной стороны, может свободно выдумывать и фантазировать сколько хочет, а с другой – учиться работать и достигать поставленных целей.

Как известно, песочная терапия является хорошо знакомым ребенку средством выражения своих эмоций, переживаний, одним из способов познания мира, взаимодействия с окружающими людьми. А уж если игра с песком дополнена какими-то инновационными технологиями, то интерес ребенка к ней возрастает в разы. И одной из таких технологий является интерактивная песочница, представляющая собой современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице, как и в обычной, основную роль играет песок, но только эта песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности, благодаря которому простой песок превращается в волшебную вселенную.

В школе специалистами проводятся различные коррекционно-развивающие занятия с детьми с особыми образовательными потребностями с использованием интерактивной песочницы.

Во-первых, интерактивная песочница позволяет нам с помощью технологий дополненной реальности превратить обычный песок в земную поверхность с озерами и горами, вулканами и долинами. Непосредственное зрительное восприятие материала и возможность тактильно ощутить частицу новой информации эффективно сказываются на успеваемости ребенка с ограниченными возможностям здоровья, учат его ориентироваться в пространстве, развивают память и логику.

Во-вторых, благодаря возможности подкреплять все рассказы специалистов яркими сценами в песочном мире интерактивная песочница активно используется в работе педагога-психолога при составлении психокоррекционных и психотерапевтических сказок, когда дети в режиме реального времени создают и изменяют свой собственный мир, проигрывают и разрешают свои внутренние противоречия.

Кроме того, для детей с ограниченными возможностями здоровья, например для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или с тяжелыми нарушениями речи, писать на песке – сплошное удовольствие, ведь им не страшно ошибиться, это не бумага, где все помарки и ошибки бросаются в глаза. Здесь все легко исправить, начать сначала и двигаться дальше.

Коррекционно-развивающие занятия с использованием песочницы с эффектом дополненной реальности способствуют уменьшению тревожности и беспокойства во время социальных контактов у детей с расстройствами аутистического спектра, боязливости в новых для них ситуациях, чрезмерной лабильности и впечатлительности. С помощью этих занятий для них организуется специальное общение, в ходе которого они учатся различать мимические выражения радости, гнева, огорчения и многих других эмоций, которые являются неотъемлемой частью невербального взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несомненным достоинством включения песочницы с эффектом дополненной реальности в образовательный процесс с детьми с особыми образовательными потребностями можно считать многофункциональность ее использования, решение целого комплекса психокоррекционных задач, ну и, конечно же, повышенный интерес ребенка и взрослого к таким занятиям.

Наталья НЕСТЕРОВА, учитель-логопед школы №2100


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt