Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Магистральная линия. Чтобы воспитать лидеров, нужно самому быть лидером

Учительская газета, №35 от 29 августа 2017. Читать номер
Автор:

Тема лидерства в последние годы становится все более и более популярной. Она затрагивает самые различные сферы нашей жизни – экономику, науку, культуру, образование и так далее. Все понимают: чтобы успешно развиваться, чтобы превратить страну в мощную и преуспевающую державу, нам нужны умные и ответственные люди, готовые организовать, воодушевить, повести за собой.

Поскольку лидерские качества проявляются уже в детстве, огромную роль здесь играют школы, детские сады, дома творчества и другие учреждения образования. Но очень важно, чтобы сами педагоги тоже были для своих детей безусловными лидерами, примером для подражания. Поэтому федеральные, региональные и муниципальные власти уделяют их поддержке особое внимание. Об этом, в частности, говорилось на форуме педагогов «Современное образование – лидерство Подмосковья», который прошел на днях в Красногорске. По словам модератора мероприятия, главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца, на форум прибыли более 800 директоров и учителей школ, колледжей и техникумов, преподавателей вузов, победителей конкурсов профессионального мастерства и других заинтересованных лиц. Видеотрансляцию форума в режиме онлайн наблюдали еще порядка 40 тысяч человек во всех регионах России. Как заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев, в 2017 году принят целый ряд решений, которые позволили увеличить финансирование образования в Подмосковье. И если в 2015 году его объемы составляли 118 миллиардов рублей, то в 2016 году эта цифра возросла до 122, а в 2017-м – до 156 миллиардов. Выросло количество средств, выделяемых на повышение зарплат педагогам, закупку учебной литературы, обновление материально-технической базы и так далее.- Для правительства образование – это магистральная линия, – сообщил губернатор. – Московская область насчитывает 7,5 миллиона человек, мы прибавляем в численности больше, чем кто-либо другой. В этом году 1 сентября в школу пойдут на 40 тысяч ребятишек больше, чем в прошлом, и первоклашек тоже будет на 7,5 тысячи больше. Мы очень внимательно следим за качеством образования и стараемся создать условия для его повышения. Так, с этого года учителя, которые преподают иностранные языки, будут иметь возможность записаться и пройти стажировку за рубежом. Еще одна программа связана с развитием информатики, программирования, робототехники. Школа XXI века – это цифровая школа. У нас уже есть договоренности о стажировках со Сбербанком, Яндексом и Mail.ru, с Лабораторией Касперского. Также по результатам ЕГЭ я предложил на регулярной основе каждому учителю, подготовившему ученика со 100 баллами, выплачивать премию в 100 тысяч рублей. Философски-футуристическим можно назвать выступление академика РАО, доктора психологических наук, профессора, директора Федерального института развития образования, заведующего кафедрой «Психология личности» МГУ Александра Асмолова.- Фраза «мы живем в эпоху перемен» почему-то воспринимается нами только применительно к современной реальности, однако не каждый из нас понимает, что мы всегда живем в эпоху перемен, – напомнил ученый. – Жизнь вообще представляет собой череду постоянных изменений, к которым нужно быть готовым. Но, чтобы расти и развиваться, сохраняя при этом все самое лучшее, что наработали предыдущие поколения, крайне важна мотивация наших поступков. Тот, кто знает, зачем делать что-либо, всегда найдет способ, как это делать. Скажи мне, какие у тебя мотивы, и я скажу, кто ты. XXI век – эпоха неопределенности, разнообразия вариативности. Выжить в таких условиях без устойчивой мотивации просто невозможно. Именно поэтому проблема смыслов, осознанных и осмысленных действий – главная в образовании. Классический урок «взломан» миром неопределенности, и нужно искать иные формы взаимодействия между учителем и учениками исходя из тех условий, в которых все мы существуем.Мотивационной же моделью XXI века, по словам Александра Асмолова, является «самореализация, выбор пути и решение сверхсложных задач». О необходимости уже сегодня работать над проблемами грядущего говорил и профессор практики московской школы управления «Сколково»,  директор инициативы «Глобальное будущее образования» Павел Лукша. Он убежден: любые инновации обречены на провал, если мы используем морально устаревшие идеи, инструменты, средства и технологии, если мы мыслим категориями прошлого века. Но, чтобы изменить ситуацию, необходимо выйти за пределы сферы образования, ибо нельзя реформировать систему, находясь внутри нее. Весь мир уже строит постинформационное общество, а мы до сих пор пытаемся штамповать кадры для индустриального. Сколковскому профессору совершенно очевидно – данная модель принципиально несостоятельна, ибо она формирует навыки прошлого и готовит учащихся к реальности, которой уже не будет. – Мы не можем научить людей быть творческими, давая им стандартные упражнения, – констатирует Павел Лукша. – Мы не можем научить их сотрудничать и работать в команде, если в течение учебы они выступают в роли одиночек, которые соревнуются друг с другом. Мы даже не можем сформировать у людей способность непрерывно учиться, поскольку с первых дней учебы лишаем их самостоятельности в выборе своей траектории развития, ругаем и наказываем за ошибки. Нельзя научить людей быть осознанными, если мы сами не являемся осознанными. Между тем, если судить по выступлению министра образования Московской области Марины Захаровой, ситуация вовсе не так печальна, как описал предыдущий докладчик. Марина Борисовна привела целый ряд факторов успешного развития отрасли, которая не только решает проблемы настоящего, но и с уверенностью смотрит в будущее. Опять же не стоит считать, будто прошлое мешает будущему. Наоборот, оно является как раз тем прочным фундаментом, на котором следует возводить что-то новое, современное.- У нас в Зарайске есть школа, построенная еще в 1812 году, – сообщила министр. – И у меня язык не поворачивается сказать, что в ней учат хуже, чем в новейших корпусах других образовательных учреждений, возведенных в XXI веке. Все зависит от учителя, от его подготовки, компетенций и мотиваций!Впрочем, роль грамотных управленцев здесь тоже достаточно велика. Как отметила Марина Захарова, за последние годы не была закрыта ни одна малокомплектная сельская школа из 143, идет интенсивная работа по оснащению всех учреждений области новым оборудованием, созданы условия для развития полноценного дистанционного образования, для обучения детей с ОВЗ, одаренных школьников. Регион не только ежегодно принимает участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года», но и проводит собственный конкурс – «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов». Молодые педагоги получают финансовую поддержку от власти, участвуют в программе льготной ипотеки. А ректоры педуниверситетов внимательно отслеживают судьбу своих выпускников, помогая им на первых порах. …Разумеется, что форум не ограничился одними лишь выступлениями. Значительная доля времени была выделена под мастер-классы, в которых приняли участие практически все делегаты. Педагоги узнали, что такое скрайбинг и коучинг в образовании, убедились, что «Agile – это реально», им рассказали о профессиональном самоопределении, раскрыли секреты брендинга и медиаприсутствия в образовательной организации, еще раз поведали о правилах проектной деятельности. «И никто не ушел обиженным…»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt