search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Десять медицинских классов открылись в Новгородской области Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагог из Иванова заняла первое место в конкурсе «История в школе: традиции и новации»
0

Люди скорее мирятся с равенством в бедности, чем с неравенством в достатке. Повышение базовой составляющей дало хороший результат

В Мурманской области новая система оплаты труда педагогов введена с 1 января 2008 года, а с 1 января 2009-го НСОТ охватит все отрасли бюджетной сферы области.

Первый этап введения новой системы оплаты труда начался в январе 2008 года. За прошедшее время подготовлены областной законопроект о НСОТ, проекты нормативных правовых документов и проведено их обсуждение.

За год до этого, в мае 2007-го, правительством Мурманской области был утвержден Комплексный проект модернизации образования. Согласно КПМО предполагалось, что за три года зарплата педагогических работников вырастет на 60 процентов к уровню 2006 года и составит 17800 рублей. Однако уже сейчас можно говорить о том, что свои обязательства область перевыполнила – средняя заработная плата мурманских учителей на сегодня составляет 20020 рублей, а это 80-процентное увеличение! Планируется, что в 2009 году прирост составит еще 8 процентов и размер средней зарплаты дойдет до 21600 рублей. На 20 процентов был увеличен фонд оплаты труда работников детских садов: заработная плата воспитателя сейчас 8600 рублей, а в 2009 году составит 9300 рублей.

Таких результатов удалось добиться в основном за счет повышения базовой составляющей заработной платы. Различные регионы России ведь по-разному проектируют модели НСОТ: где-то увеличивают тарифную часть заработной платы, где-то идут по пути, наоборот, значительного увеличения стимулирующей части. Мы считаем, что хотя стимулирующая часть позволяет оценить труд учителя по его результатам, но определение этой результативности может быть затруднительно в ряде случаев.

Введены коэффициенты повышения базовой части заработной платы. Они учитывают квалификацию педагогических и руководящих работников и трудозатраты учителей-предметников. Это отличие от ранее действовавшей системы тарификации, где учитывалась только учебная нагрузка.

Законопроект «Об установлении отраслевой системы оплаты труда работников системы образования Мурманской области» утверждает методику формирования фонда оплаты труда работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений. Принципы формирования фонда являются едиными для всех образовательных учреждений и осуществляются на нормативной основе.

Фонд оплаты труда учреждения рассчитывается по следующей формуле:

ФОТ = N x Н,

где:

ФОТ – фонд оплаты труда учреждения;

N – региональный норматив финансирования за исключением учебных расходов;

Н – прогнозируемая среднегодовая численность обучающихся на очередной финансовый год.

Фонд оплаты труда работников образовательных учреждений составляют:

ФОТ=ФОТб + ФОТс + ФОТст,

где: ФОТб + ФОТс = 75% ФОТ;

ФОТст = 25% ФОТ

ФОТб – базовая (тарифная) часть ФОТ.

Базовая (тарифная) часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей учреждения, педагогических работников, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала.

ФОТс – специальная (тарифная) часть ФОТ.

ФОТст – стимулирующая (надтарифная) часть ФОТ.

Следует обратить внимание на специальную часть фонда. Специальная тарифная часть ФОТ формируется для обеспечения выплат повышающих коэффициентов к должностным окладам педагогических и руководящих работников. Эти коэффициенты учитывают:

– квалификацию;

– сложность и интенсивность педагогического труда (сложность обучения предметам, наличие в группе ДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья, наполняемость в классе, группе);

– работы, не входящие в круг основных обязанностей (классное руководство, заведование кабинетом, проверка письменных работ).

Нужно, наверное, пояснить термин «сложность обучения предмету». Здесь имеется в виду и оценивается ни в коем случае не приоритетность предмета, а именно сложность подготовки к нему, то есть дополнительные затраты учителя, необходимые для проведения уроков.

Постановление правительства Мурманской области 2007 года «Об оплате труда работников государственных областных образовательных учреждений» с внесенными в него изменениями 29 апреля 2008 года устанавливает педработникам государственных областных образовательных учреждений Мурманской области (кроме учреждений дополнительного образования детей и учреждений дополнительного профессионального образования) повышающий коэффициент к тарифной ставке (должностному окладу), учитывающий, во-первых, квалификацию педагогических работников:

– 1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую категорию;

– 1,1 – для педагогических работников, имеющих первую категорию;

– 1,15 – для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

Во-вторых, устанавливается повышающий коэффициент к тарифной ставке (должностному окладу) за сложность обучения предметам:

– 1,2 – русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, предметы начального общего образования;

– 1,15 – история, обществознание, география, биология, информатика, химия;

– 1,10 – право, экономика, технология, астрономия, физическая культура, изобразительное искусство, музыка, черчение, основы безопасности жизнедеятельности, мировая художественная культура.

Данные коэффициенты устанавливаются к базовому фонду оплаты труда. Конкретный перечень работников и размер повышающих коэффициентов к их должностным окладам устанавливаются учредителем.

С 2008 года изменен порядок определения нормативов дневных общеобразовательных учреждений на основе определения стоимости образовательной услуги. Областной законопроект о НСОТ расширяет перечень образовательных учреждений, в которых вносятся изменения в порядок определения нормативов на основе стоимости образовательной услуги. Размер норматива во всех образовательных учреждениях определен с учетом положений, предусматриваемых новой отраслевой системой оплаты труда.

Для работников общеотраслевых должностей сохраняется действие тарифной сетки. Расчет заработной платы работников, не относящихся к общеотраслевым должностям, основан на схеме должностных окладов.

Сформированы группы оплаты труда. Каждая группа оплаты труда предусматривает определенный диапазон должностных окладов, соответствующий разрядам оплаты действующей в настоящее время областной тарифной сетки:

1-я группа – соответствует 3-5-му разрядам оплаты труда по ОТС;

2-я группа – соответствует 6-7-му разрядам оплаты труда по ОТС;

3-я группа – соответствует 8-11-му разрядам оплаты труда по ОТС;

4-я группа – соответствует 12-14-му разрядам оплаты труда по ОТС;

5-я группа – соответствует 15-16-му разрядам оплаты труда по ОТС.

Введение должностных окладов позволит руководителям образовательных учреждений самостоятельно в пределах средств на оплату труда устанавливать размер должностных окладов работникам в зависимости от уровня образования, квалификации, стажа работы, способностей человека и качества выполняемой работы.

Самое главное отличие нашей методики от методики, предложенной Министерством образования, – мы не устанавливали зависимость расчета стоимости педагогической услуги и размера заработной платы учителя от наполняемости в классе. Специфика Мурманской области – миграционные процессы, в частности, из-за того, что у нас семь отдаленных закрытых территорий военных гарнизонов в регионе, там никогда не будет наполняемость 25 человек в классе! Это объективные вещи. От этого не должна зависеть заработная плата учителя. Вероятно, можно найти другие механизмы, которые будут влиять на повышение качества его труда.

Максимальный размер выплаты стимулирующего характера в учреждениях округа по итогам работы не ограничен. Конечно, распределение стимулирующего фонда оплаты труда должно иметь прозрачный характер – проводиться по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением и с учетом мнения профсоюзной организации. Ведь не зря социологи говорят, что люди скорее мирятся с равенством в бедности, чем с неравенством в достатке!

Среди первых итогов введения НСОТ в Мурманской области и тот факт, что стали формироваться фонды стимулирования руководителей учреждений образования. Объем такого фонда составляет до 2 процентов фонда оплаты труда учреждения, распределяется на основе показателей результативности, определяемых учредителем.

Анжелика ВОЛКОВА, заместитель председателя Комитета образования Мурманской области

ФОТб + ФОТс = 75% ФОТ;

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте