search
main
0

Любовь по наследству

Триста лет педагогического стажа насчитывает династия Мурановых - Смородиновых - Виноградовых

Я из семьи, где общий педагогический стаж едва вписывается в триста лет. Преподавали дед, двоюродная бабушка, мама и тетя, преподают сестра, племянницы и племянники.

Константин СМОРОДИНОВ

 

Мой дед Константин Георгиевич Смородинов, демобилизовавшись, пришел в начале 1950‑х годов работать учителем труда в телятовскую школу №8 Весьегонского района Тверской области. Он основатель нашей педагогической династии. Учил мальчишек работе по дереву. В вырытом им колодце до сих пор самая чистая в деревне вода. Все, что сделано в селе из дерева в те годы, создано им. В школе он проработал до конца 1960‑х. Его жена и моя бабушка Елизавета Яковлевна воспитала четверых детей и всем помогала. В деревне ее все звали «святая Лиза».

Родная сестра бабушки Любовь Яковлевна Виноградова в 1959 году по распределению три года отработала учителем русского языка и литературы в кишлаке в Узбекистане, а в 1963 году вернулась в родную деревню Ивашково Тверской области. В 1966 году по настоятельной просьбе коллег из Узбекистана поехала в республику уже с семьей работать в школе-интернате. С 1971 по 1976 год преподавала в филиале МАИ, Андижанском авиационном техникуме, из них три года была завотделением. Потом трудилась в Ленинградской области, в Приозерске, в средней школе №4. С 1977 по 2000 год работала воспитателем в Приозерском доме-интернате. В Узбекистане была награждена именной наградой Министерства образования республики, вручал ее Шараф Рашидович Рашидов, первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана.

 

Наталья МУРАНОВА, Мария ПОРОШИНА (в костюме кота), Александр ЖИГАЛКИН (царь) на новогодних праздниках во Дворце пионеров

 

Антонина КОНКИНА с учениками школы №34 Твери

 

У Константина Смородинова четыре дочери – Антонина Конкина, Валентина Муранова, Татьяна Кукушкина, Надежда Кантырева. Антонина Константиновна работала в 34‑й школе в Твери учителем начальных классов в 1970-1990‑х годах. Ее внучка тоже собирается поступать в педагогический институт. Сын Антонины Андрей Иванович Конкин преподавал в 1990‑х годах в Тверском государственном техническом университете на кафедре машиностроения основы стандартизации и метрологии, стал директором крупной фирмы в 24 года.

Валентина Константиновна Смородинова, моя мама, окончила Старицкое педагогическое училище и четыре курса Калининского пединститута. До 1972 года преподавала математику и немецкий язык в школе деревни Мосеевское Тверской области. Затем до конца своей трудовой деятельности работала воспитателем в круглосуточном ясли-саде №6 на Университетском проспекте в Москве. Имела 13‑й разряд и звание ветерана труда.

Моя мама – почетный работник общего образования РФ, награждена медалью «В память 850‑летия Москвы» и юбилейной медалью Федерации независимых профсоюзов России. Весь Гагаринский район знал мою маму. Это был круглосуточный детский сад, в группах минимум 30 детей. Я и моя сестра тоже прошли школу этого ясли-сада, начинали в 1990‑х годах в должности младшего воспитателя.

Моя старшая сестра Светлана Николаевна Муранова окончила педагогический колледж №16, Московский педагогический институт имени В.И.Ленина в 1996 году по специальности «учитель-дефектолог» и Московский университет МВД РФ имени В.Я.Кикотя по специальности «практическая психология». С 1990 года работала в детском саду №14 при Академии наук, с 1991 года – в детсаду №6 у нашей мамы, с 1996 года – в логопедическом детском саду №1866. С 2003 года – в школе №26 (ныне образовательный комплекс №286). Она победитель конкурса «Грант Москвы»-2011, известный логопед Юго-Западного района. Сейчас продолжает работать дефектологом.

У Татьяны Константиновны Кукушкиной первая дочь Лариса Вячеславовна Кравченко преподавала право в колледже Санкт-Петербурга. А вторая дочь Мария Вячеславовна работает воспитателем в детском саду Ленинградской области. На всю нашу семью наберется несколько сотен лет педагогического стажа!

Во Дворец пионеров я попала в 5 лет, в 1984 году. Родители были постоянно на работе: мама работала воспитателем в детском саду на Университетском проспекте, 9, папа – участковым в Гагаринском районе. Моя старшая сестра занималась во дворце в студии декоративно-прикладного творчества, и, чтобы я не была дома одна, она привела меня с собой.

Я начала ходить на вышивку в студию к Ольге Степановне Молотобаровой. Вышила кораблик на салфетке уже в пять лет. Позже пробовала и другие кружки: плавания, вождения, кулинарии, рисования, записалась в хор. В знаменитом кабинете «Теремок» когда-то стояло фортепиано. Мы не только пели, но и делали небольшие концерты: постановки в народной стилистике, с которыми ездили к ветеранам и в дома престарелых.

Была мечта научиться вязать. В 13 лет я познакомилась с новым педагогом кулинарии и вязания Ириной Николаевной Скворцовой. С ней мы много ездили в экспедиции, участвовали в многочисленных мероприятиях, занимались волонтерством. Это был не просто кружок вязания. Например, в начале 1990‑х мы шили на Новый год костюмы знаменитым ныне артистам – Марии Порошиной («Елки», «Улицы разбитых фонарей», «Каменская», «Бригада», «Ночной дозор»), Эдуарду Радзюкевичу (режиссер «Моей прекрасной няни» и «Папиных дочек»), Александру Жигалкину (режиссер «Папиных дочек» и «Ворониных»). А тогда у них был свой маленький театр «Ученая обезьяна», и они участвовали в школьных спектаклях и капустниках дворца, их приглашали Театр юных москвичей и Александр Тюкавкин. Помню, я связала Радзюкевичу костюм кота в полный рост с ушами и хвостом. Это было нечто.

Так я привязалась к вязанию на всю жизнь. Позже узнала, что есть профессиональный Лицей трикотажного дизайна. Там обучали на модельера, конструктора и технолога. После 11‑го класса я пошла туда учиться. А потом поступила сразу в два института: Московский государственный текстильный университет имени А.Н.Косыгина и Московский государственный институт сервиса в Тарасовке. Все мои друзья из лицея пошли в Тарасовку, и я вместе с ними. Нас было человек 13, но в итоге я одна из немногих стала работать по специальности и следующие 12 лет трудилась на различных текстильных производствах.

Трикотаж в широком смысле слова – это любая вязаная вещь, не только, например, свитера или шапки, но и менее очевидные вещи – футболки или носки. И в каждом из направлений используются свое оборудование и программное обеспечение. Тонкости работы с программным обеспечением я постигла на разных производствах. И вот, знаете, бывает состояние, когда расти дальше некуда? В такие моменты я уходила с высоких должностей, шла в новый вид текстильной промышленности и начинала работать с самых базовых позиций, чтобы разобраться в новой сфере. И снова поднималась по всем ступенькам производства. И так было не один раз.

В какой-то момент меня отправили обу­чаться носочному производству на три месяца во Флоренцию. Три программиста в течение трех месяцев учили работать на разных станках и разных программах. Объясняли, как можно что-то исправить, починить станок, поменять иголки, пластины. По итогам мы с коллегами запустили новое производство в России, а я стала одним из ведущих специалистов-технологов по Москве и Московской области. Участвовала в разработке образцов изделий для «Адидаса», «Баона», «Спортмастера», запускала их в производство. Также помогала запускать различные производства в Серпухове, Тутаеве и еще ряде городов. У меня написана диссертация на тему «Разработка технологии вязания бесшовных изделий». Я зарегистрировала два патента на изобретения в сфере вязания.

На фоне всех профессиональных достижений я никогда не уходила из дворца. После окончания занятий в 18 лет я была помощницей Скворцовой, занималась с маленькими детьми. Постепенно взяла несколько групп машинного вязания с детьми постарше по субботам. И с 2003 года работала субботним педагогом-совместителем. В 2013 году перешла уже на полную ставку – сначала администратором, потом заведующей лабораторией вышивки. В 2017 году стала руководителем отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства. С 2022 года я и. о. руководителя, а потом и руководитель Центра художественного образования.

Дети приходят к нам учиться вязать в восемь лет. Сначала они знакомятся с крючком (первый год), со второго года мы переходим на спицы, а дальше начинаются многочисленные виды смешанного вязания, например, тунисское вязание длинным крючком, филейное вязание, гипюрное вязание. Кто-то учится не только вязанию, но и ходит ко мне на второе направление – «Игрушка».

Я всем объясняю, что вязание – это математика. Нужно просчитать и рассчитать. Есть элементы 3D-мышления: мы рисуем эскиз, и я учу детей, чтобы они представляли его в объеме. На машинном вязании необходимы основы программирования. Плюс нужно знание азов истории и культуры страны, ведь орнаменты глубоко укоренены в культурной памяти.

Часто получалось, что мои ученики из дворца попадали к моему научному руководителю в институт или проходили практику у меня на производстве. А иногда после окончания колледжа или института приходили ко мне работать. То есть со многими моими учениками я работаю на протяжении двадцати лет. Например, иногда смотрю на их работу и точно знаю, что они делают неправильно. Но также знаю, что у них есть свои видение и понимание. Я сразу преду­преждаю о каких-то рисках, но говорю: «Вы имеете свою точку зрения, и давайте по этой точке зрения мы дойдем до конца». И когда они доходят до конца и понимают, что я была права, то не только более внимательно прислушиваются к моим (и не только моим) советам, но и имеют свой собственный опыт.

Раньше более половины наших выпускников шли работать в текстильную промышленность. Сейчас из-за того, что многие уходят из кружков в 13-14 лет, и из-за общих сложностей и специфики работы в текстильной промышленности таких ребят меньше. Но те, кто остается, становятся востребованными специалистами.

Кто-то после кружков связывает свою жизнь с искусством и гуманитарной сферой: фотографы, журналисты, художники. Например, были дети, которые занимались вязанием кукол, а сейчас они гримеры в театре. Многие, основываясь на моем примере и примере других учителей, идут в педагогику.

Московский Дворец пионеров помогает детям полюбить профессию педагога, дает не только знания, но и любовь, тепло, заботу. Это то место, где тебя выслушают, что-то подскажут. Я чувствую себя ответственной за передачу той энергии, которую в меня вложили когда-то мои педагоги во дворце. Поэтому стремлюсь передать ее своим ученикам, а они по эстафете передадут ее другим детям.

Наталья МУРАНОВА, руководитель Центра художественного образования Московского Дворца пионеров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте