Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Любовь КОВЕШНИКОВА, директор Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа: Мы в ответе за тех, кого обучаем

Учительская газета, №34 от 25 августа 2015. Читать номер
Автор:

​- Любовь Николаевна, как часто школам приходится давать объявление «Требуется квалифицированный преподаватель по…»? Каких учителей в регионе не хватает и как вы решаете этот вопрос?

– Перед началом нового учебного года в муниципальных образовательных организациях открыты 303 вакансии. Наиболее востребованы учителя математики – 55, не хватает 40 учителей иностранного языка и 37 – русского, требуются 20 учителей физики. Несмотря на то что в нашем регионе большая доля мигрантов, мы стремимся к тому, чтобы профессиональные педагогические кадры были свои. Это очень важно для формирования микроклимата в педагогических коллективах и, конечно, отражается на качестве учебного процесса. И у нас это получается. Вакансии в первую очередь закрываются за счет молодых специалистов: только в 2014-2015 учебном году 247 дипломированных выпускников пришли в югорские школы. Нас радует и возросший интерес молодежи к профессии учителя, и качество подготовки педагогов. В этом году высшее и среднее педагогическое образование в автономном округе получили 505 человек, и это вполне соответствует потребностям региона.- Многие дальновидные компании сегодня начинают ковать для себя кадры со школьной скамьи. Практикуется ли такой подход к профориентации в вашем регионе? – Подготовкой специалистов рабочих профессий для экономики Югры мы занимаемся давно и целенаправленно. Профориентацией югорских учащихся занимаются не только специализированные центры, но и Департамент экономического развития, органы местного самоуправления, объединения работодателей, ведущие предприятия региона. Нам удалость выстроить систему профориентационной работы от детского сада до студенческой скамьи, причем в нее все активнее включаются работодатели. Например, в интерактивных музеях крупнейших компаний региона ОАО «Сургутнефтегаз» и ООО «Газпром трансгаз Югорск» для учащихся начальных классов проводятся интересные занятия, в ходе которых дети знакомятся с геохронологией, учатся определять возраст пород, а для старшеклассников и студентов проходят тематические лекции. В сотрудничестве с ОАО «Роснефть РН-Юганскнефтегаз» на базе школ Сургута, Нефтеюганска и Нефтеюганского района реализуется проект «Роснефть-классы». Специалисты компании проводят со школьниками экскурсии на нефтепромыслы, профориентационные встречи, ведут учебные курсы, тренинги. Совместно с ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор» для старшеклассников внедрена образовательная программа по основам предпринимательской деятельности «Азбука бизнеса». Оправдывает себя и практика профильных классов, в общеобразовательных учреждениях региона их открыто 890. Так, например, в школах Ханты-Мансийска и Урая совместно с Ханты-Мансийской государственной медицинской академией успешно реализуется проект «Медицинские классы». В течение двух лет ученики 10-11-х классов знакомятся с медицинскими профессиями и целенаправленно готовятся к поступлению в медвузы. По итогам обучения ребята сдают экзамен и получают свидетельство. Совместная работа школ Сургута и Сургутского педагогического университета по организации профильных филологических классов в результате дала прирост абитуриентов с увеличением конкурса до 6,5 человека на место по профилям «Образование в области русского языка» и «Литературное образование».- Очень интересный и полезный опыт. А как школьники и родители узнают о таких возможностях?- Информация о профессиональных образовательных организациях предоставляется через интернет-портал АУ «Институт развития образования». В разделе «Профориентация» можно узнать о востребованных профессиях регионального рынка труда, профессиональных и высших образовательных организациях Югры. Для посетителей сайта подготовлено еще одно уникальное предложение, которое вызывает большой интерес у школьников и их родителей: это возможность совершить виртуальные экскурсии по колледжам автономного округа.- При выборе профессии важно опираться не только на свои желания, но и объективно оценивать свой потенциал…- Безусловно! В большинстве муниципальных образований созданы центры профориентации, где школьники могут пройти профориентационную диагностику, определить свои интересы и склонности, получить консультации психологов. Кроме того, консультационные пункты открытых во всех 19 колледжах. Школьники не только получают там подробную информацию о профессиях, перспективах трудоустройства и построения карьеры, но и проходят профессиональные пробы.- Коренные малочисленные народы Севера – это особая культура, особый образ жизни. Как, не нарушая уклада жизни этих народов, приобщать детей к современным условиям жизни, организовать их учебу, прием экзаменов?- В Югре из 31,5 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера – это ханты, манси, ненцы – более 4 тысяч человек ведут традиционный кочевой образ жизни, занимаясь охотой, рыболовством, оленеводством. Детей школьного возраста родители, как правило, перевозят из стойбищ в поселки. В нашем округе работают 60 малокомплектных сельских школ, 18 из них имеют пришкольные интернаты, где проживают 578 учеников. – Вы проводите окружной конкурс среди лучших педагогов и образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа. Кто в нем соревнуется и какие награды получают победители?- Да, это очень хорошая традиция, и педагоги очень серьезно готовятся к тому, чтобы показать свое мастерство, поделиться опытом и научиться новому. В окружном конкурсе четыре номинации, в которых за звание лучшего состязаются педагоги общеобразовательной организации, воспитатели дошкольной образовательной организации, преподаватели дополнительного образования. Еще одна номинация – конкурсный отбор лучших образовательных организаций. В 2015 году в конкурсе приняли участие 186 конкурсных работ из 22 территорий автономного округа. Каждый из 10 победителей получил поощрение в размере 35 тыс. рублей, 4 лучшие организации – по 200 тыс. рублей. – Расскажите о конкурсе «Педагог года Югры». – Этот конкурс проводится по 5 номинациям и собирает лучших из лучших, чтобы дать возможность всему новому, интересному, актуальному, что было накоплено в педагогической среде, стать достоянием общественности.Самое большое число участников собирает профессиональная номинация «Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». В номинации «Сердце отдаю детям» ярко выступают педагоги дополнительного образования. Всегда есть чем удивить жюри конкурсантам в номинациях «Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения», «Учитель родного языка и литературы» и «Педагог-психолог Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».Мы гордимся, что мастерство наших педагогов было высоко оценено и на всероссийских соревнованиях профессионального мастерства. У нас есть финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России» – это Софья Галян. А в конкурсе «Воспитатель года России-2011» победителем стала Наталья Помпеева из Новоаганска.- Инклюзивное образование: что делается в регионе для обеспечения социализации детей-инвалидов и создания безбарьерной среды? – Обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – одно из приоритетных направлений нашей стратегии. В 2013 году Ханты-Мансийский автономный округ стал победителем конкурсного отбора региональных программ развития образования по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». На сегодняшний день в Югре обучаются 6060 детей с различными нарушениями развития. Для интеграции детей-инвалидов в общеобразовательных организациях созданы классы, реализующие адаптированные образовательные программы, в которых обучаются 163 ребенка-инвалида и 1182 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В обычных классах 365 общеобразовательных учреждений округа обучаются 1251 ребенок-инвалид и 1227 детей с ограниченными возможностями здоровья. В 40 общеобразовательных школах создана универсальная безбарьерная среда, а в этом году к программе будут подключены еще 26 школ. За этими цифрами и профессиональными терминами – большая работа педагогов, воспитателей, родителей и самих детей. Испытываешь огромное удовлетворение, когда видишь ее неформальные результаты. Занятия в таких школах и классах – это еще и уроки человечности, гуманности, нравственной зрелости.- Судя по статистике, вы успешно преодолеваете решение задачи по обеспечению мест в детских садах, задействуя все ресурсы, в том числе частные дошкольные организации. – Мы поставили перед собой задачу до конца 2015 года обеспечить доступность дошкольного образования всем детям Югры в возрасте от 3 до 7 лет. Для ее успешного решения используются различные механизмы. Прежде всего это строительство новых детских садов. В прошлом году было открыто 22, а в нынешнем планируется к вводу еще 31 дошкольное учреждение. Таким образом, только за 2014-й и 8 месяцев 2015 года очередь сократилась на 5380 детей, а до конца года будут введены объекты дошкольного образования еще на 3000 мест.Высокую отдачу мы получаем благодаря вариативным формам предоставления образовательных услуг. За счет этого ресурса в 2014 году создано 6391 место, а в 2015-м планируется создать еще 2000 мест. Значительную роль играют и негосударственные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. После получения лицензий обеспечиваются современной и качественной материально-технической базой: игровым оборудованием, развивающими комплексами, мебелью, посудой и т. д. Сегодня в Югре 815 детей посещают 7 лицензированных частных детских садов, а до конца года к ним прибавятся еще 7 на 398 мест. – Расскажите о вашем интересном опыте, который вы назвали «Билдинг-сад». – Да, наш автономный округ стал площадкой для реализации пилотного проекта в сфере дошкольного образования «Билдинг-сад». Это направление развития дошкольного образования актуально для региона и будет эффективным механизмом ускоренного решения проблемы с нехваткой мест в детских садах. Проект реализуется при участии Агентства стратегических инициатив и направлен на создание сети дошкольных образовательных учреждений на базе встроенных или пристроенных помещений в домах-новостройках. Эти сады будут передаваться социальным предпринимателям на льготных условиях. Такая схема позволит привлечь в сектор внебюджетные инвестиции, снизив нагрузку на бюджет, и будет обходиться значительно дешевле по сравнению со строительством отдельных зданий для образовательных учреждений. В этом оригинальном решении были учтены высокие темпы строительства и рождаемости в Югре. Будем ждать первых результатов.- Любовь Николаевна, вы работали учителем, директором школы. Что вы считаете самым главным в этой профессии? – Самое главное в профессии не ждать манны небесной, а уметь находить удовольствие от результатов детей и коллег. Уметь выстраивать диалог со всеми партнерами, слушать и слышать, не стыдиться признавать ошибки. Главное – уметь видеть перспективы.- Кого вы можете назвать хорошим директором?- На мой взгляд, хороший директор – это не только менеджер, знающий законодательство и основные приоритеты образования. Директор – это лидер, который ведет за собой всех и каждого, помогая развиваться, реализовываться и раскрываться в профессии. Он вовремя подаст руку помощи тому, кому она нужна.- Ваше напутствие молодым педагогам?- Любить детей, но не слепо, а деятельно. Ценить дружбу и поддержку коллег. Быть готовым всегда учиться. – Часто ли вам приходится принимать волевые решения?- Волевые решения – это решения без учета позиции коллег, команды. Мне такие решения не нравятся, потому что у них нет перспективы честного исполнения. Можно настоять на своем, обидев профессионалов, при этом есть угроза потерять партнера. Предпочитаю убедить в своей правоте или согласиться с коллегами. При этом за любые принятые решения несет ответственность руководитель, и я к этому всегда готова.- Не мешает ли ваш напряженный рабочий ритм жизни семейному счастью?- Нет, не мешает, мой рабочий ритм совпадает с ритмом членов моей семьи. Муж и взрослый сын тоже пропадают на работе. Нам меньше интересно, что сегодня на ужин – всегда что-то найдется, – зато нам интересно, что происходит у каждого в профессиональном плане. При этом, несмотря на загруженность, мы все находим время на общение и поддержку моих родителей, и это приносит ни с чем не сравнимую радость.Анна ЕЛАНСКАЯ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту