search
main
0

Любовь как главный принцип воспитания: в День воспитателя вспоминаем известных педагогов

Сегодня в России отмечают День воспитателя и всех работников дошкольного образования. 27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге открыли первый в стране детский сад. Рассказываем об известных воспитателях, без чьей работы нельзя представить современное дошкольное образование.

Фото: Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области

С Днем воспитателя всех работников дошкольного образования поздравил сегодня министр просвещения России Сергей Кравцов. Он отметил, что в стране в системе дошкольного образования работают тысячи россиян. От их деятельности в значительной степени зависит, какими вырастут дети. Профессиональный уровень воспитателя определяет будущие морально-нравственные ориентиры и отношение к миру сегодняшних ребят.

История знает немало тех, кто вложил часть своей души в воспитание детей. Рассказываем о наиболее известных воспитателях.

Фото: Wikimedia Commons

Роберт Оуэн

Впервые в мире «школу для малышей» открыл в 1802 году фабрикант Роберт Оуэн. Она работала в шотландском городе Нью-Ланарк. Сам предприниматель был сыном мелкого лавочника, который окончил лишь два класса школы небольшого города Ньютаун в Уэльсе. Это не мешало Оуэну увлекаться наукой и при этом заниматься тяжелым физическим трудом – так он довольно скоро стал управлять мануфактурой. Позднее он превратился во владельца текстильной фабрики в Нью-Ланарке.

Роберт Оуэн был уверен, что человеческий характер формируется под влиянием обстоятельств и окружающей его среды. Поэтому воспитание и обучение стоит начинать как можно раньше – так больше шансов для становления самостоятельной и рационально мыслящей личности. Немаловажно также трудовое воспитание. Такие предположения он решил проверить практически, организовав «школу для маленьких детей» на собственном предприятии, куда приходили малыши от 1 года до 5 лет. С ними занимались чтением, танцами, играли на свежем воздухе.

С 5 до 10 лет их обучали в школе при фабрике. Дети занимались языком, арифметикой, географией, естествознанием, историей. Ребята работали в мастерских, в поле, в саду. Подростки, как и взрослые, которые трудились на фабрике, учились вечерами.

Нью-ланаркскую фабрику современники знали и за пределами Шотландии. Она славилась и своими производственными достижениями, и коммерческой эффективностью, и благосостоянием рабочих.

Фото: Wikimedia Commons

Фридрих Фребель

Несмотря на то, что первое дошкольное учреждение создал Роберт Оуэн, основоположником дошкольного воспитания и самого понятия «детский сад» считают немецкого педагога Фридриха Фребеля. Его первый детсад открылся в 1840 году в Бланкенбурге.

Педагог считал, что природа закладывает в ребенка четыре инстинкта: религиозный, склонность к деятельности, познанию и к художественным занятиям. Поэтому правильное воспитание призвано раскрыть и развить эти природные особенности. Именно этому должен способствовать детский сад.

Значимым в воспитании Фридрих Фребель считал физическое развитие. Важнейшим моментом его метода воспитания детей в детсаду стала игра. Он создал практические пособия для развития малышей, их называют «дары Фребеля». Так, в них рекомендовалось использовать вязаные из разноцветной шерсти мячи с ниточками – они помогали малышам знакомиться с цветами, осознавать пространство. Деревянные геометрические фигуры – шар, цилиндр, куб – позволяли ребятам получать представление о форме различных предметов.

В садике Фребеля дети занимались с «дарами», они лепили, рисовали, плели, вырезали, вышивали. Значительная часть времени отводилась подвижным играм. К слову, часть упражнений была усовершенствована и переработана – и теперь используется в современных садиках.

Фото: Wikimedia Commons

Аделаида Симонович

Аделаида Симонович стала первым в России теоретиком и практиком дошкольного воспитания в обществе. Она планировала навсегда уехать в Швейцарию. Но когда там ознакомилась с лекциями по системе дошкольного воспитания Фридриха Фребеля и увидела работу детсадов в Женеве, решила вернуться в Россию. В 1863 году в Петербурге она открыла первый детсад.

Немало о воспитании она писала в собственном журнале «Детский сад». В частности, Симонович была уверена, что детей до 7 лет не стоит отдавать в школу. При этом только дома ребенка воспитывать тоже не следует. Малышу нужны сверстники и друзья. Чтобы школа оказалась полезной, к ней важно быть подготовленными. Такую подготовку можно обеспечить в детском саду.

В работе с малышами Симонович обнаружила недостаток системы Фребеля: все развивающие занятия нельзя сводить к работе с обучающим материалом – рисунками, мячиками, кубиками. Так ребенок просто выучит названия и свойства предметов. При этом он не понимает смысла игр с ними. Это может привести к тому, что в дальнейшем ребенок не будет способен самостоятельно трудиться, его фантазия не будет развита должным образом.

Фото: Wikimedia Commons

Мария Монтессори

Методы воспитания, которые предложила Мария Монтессори, широко используют сегодня в детских садах и развивающих центрах разных стран. Она начинала свою работу с детьми, у которых отмечались отклонения в развитии. Ее воспитанники не просто не уступали, но иногда и превосходили своих здоровых сверстников в навыках счета, письма, чтения. Тогда Мария стала искать причины столь низкого уровня развития детей в обычных школах.

Благодаря Марии в Риме в 1907 году открыли «Дом ребенка» для детей рабочих, где практически проверялись широко известные сегодня принципы воспитания Монтессори. Дети развиваются сами, в собственном темпе, в группе других дошколят – без взрослого вмешательства. О младших проявляли заботу старшие дети. Малыши у них учились.

Воспитатели в «Доме ребенка» выполняли функции помощников, они не указывали воспитанникам, чем именно и как долго заниматься, дожидались, когда ребенок сам попросит совета. Занятия проходили в комнатах, где все было организовано так, чтобы ребята могли играть самостоятельно. Каждый предмет имеет свое собственное место, куда его возвращали после игры. Воспитанники убирали пространство после занятий.

Фото: Wikimedia Commons

Януш Корчак

Любовь в основе воспитания, пожалуй, является важнейшим педагогическим правилом. Именно так считал польский врач и педагог Януш Корчак. Он следовал ему всю свою жизнь. В 1911 году он стал руководить «Домом сирот» для еврейских детей. В период войны добровольно отправился в концлагерь со своими учениками. Он погиб вместе с ними, до конца оставшись воспитателем.

«Дом сирот» представлял собой государство в государстве, которым управляют дети. У них существовала своя «конституция», выбирался парламент, работал товарищеский суд, все решения которого были обязательны в том числе и для взрослых, которые работали с детьми.

Корчак и педагоги «Дома сирот» готовили ребят к реальной действительности в обществе. Педагог был уверен, что в теории часто забывается необходимость учить детей не только ценить правду, но и распознавать ложь. Важно научить не только любить, но и ненавидеть, «не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать».

Основополагающий принцип его методики – любить ребенка, наблюдать за тем, как он себя ведет, не использовать насилие, быть честным с ним и требовать от него лишь то, что ребенок способен выполнить. Все это лишь с первого взгляда кажется несложным. Однако от большинства взрослых эти принципы требуют серьезных усилий, не всем просто признать, что все дети разные.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте