search
main
Топ 10
Что значит быть первым: о РДДМ «Движение первых» расскажут школьникам на «Разговорах о важном» На открытии Года педагога и наставника в Калининграде наградили лучших учителей Сертификаты на приобретение квартиры и машины вручили лучшим педагогу и воспитателю Иркутска В России прошел Всероссийский урок «Без срока давности. Ленинград – непокоренный город» Десять школ Чеченской Республики борются за звание лучшей «Перегибы на местах»: проверки строительства новых школ выявляют вопиющие нарушения Роль пословиц и поговорок в воспитании детей «Движению первых» посвятят Открытое родительское собрание Родители бьют тревогу: среднюю школу упраздняют, оставляют только начальную Каждый третий родитель воспитывает детей криком, каждый второй кричит время от времени «Ухожу красиво»: глава омского Минобразования сообщила об отставке «Поступление в вуз онлайн»: часть сведений теперь будет подгружаться автоматически Есть вакантные места: в Ленобласти не хватает математиков и биологов В Российском институте сценических искусств можно будет получить бесплатно второе высшее В Северной Осетии планируют построить IT-деревню со школой и детсадом Стартовал отборочный этап олимпиады «Курчатов» для школьников Тепляковы рассказали, как 10-летняя Алиса и ее 8-летний брат Хеймдалль сдали экзамены в вузе В столице Кубани подвели итоги конкурса «Учитель года города Краснодара–2023» и вручили награду Томские студенты испытывают новую образовательную программу физподготовки В Минобрнауки дали пояснения по изменениям в правила определения общего объема бюджетных мест
0

Любовь к стране законами не пробудить

Евгений Ямбург, директор Центра образования №109: – Нужен ли нам закон «О патриотическом воспитании»? Я очень осторожно отношусь к таким мерам, так как не убежден, что бюрократическими инструментами можно воспитать любовь к Родине.

Серьезной воспитательной работы на законах не построишь. Государственная система воспитания патриотов едва ли будет эффективной, она может привести к официозу, казенщине. Представляю себе, как после принятия закона сразу пойдут циркуляры (найдется немало людей в министерствах и ведомствах, которые здравую идею блистательно выхолостят, а доброе, полезное дело превратят в бюрократическую кампанейщину), как мы, добросовестные учителя, станем вести уроки патриотического воспитания. Я не думаю, что из этого что-то хорошее выйдет. Казенными декларациями патриота не воспитаешь. Нужно деятельное участие молодежи в чем-то очень конкретном. У нас в школе есть парикмахерская, где мы бесплатно стрижем ветеранов войны и труда. В этом больше любви, чем в митингах и лозунгах. В моей школе есть музей, наши ученики встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с Героями России встречались. Когда мы воспитываем на примерах реальной жизни, когда высокие слова согреты живым чувством, дети сами проникаются и гордостью, и болью за свое Отечество.

Если патриотизм включат в учебную программу, то это будет очень опасный подход. Учебный план и так перегружен, так за счет чего введут уроки патриотизма? За счет литературы и истории, которые как раз дают широкое поле для патриотического воспитания? Я против введения специальных предметов как реакции на ту или иную возникающую проблему. Плохо с семьей – дадим курс «Этика и психология семейной жизни». Плохо с правосознанием – «Основы государства и права». При грамотном подходе можно дать все, что нужно, не прибегая к специальным урокам.

Я считаю, что любовь и вера должны быть зрячими. На мой взгляд, Россия развивалась наиболее успешно тогда, когда она училась. Когда Россия училась у Византии, она достигла большего, чем Византия. Когда Россия училась на образцах западной литературы, у нее были Достоевский и Толстой. Но как только она замыкалась, надувала щеки, начинались катастрофы типа Крымской войны. Деление мира на «своих» и «чужих», идеализация первых и демонизация вторых, сплочение по принципу «Против кого мы дружим» не может быть позитивным.

Я глубоко убежден, что нет более важного предмета в школе, чем литература. Вся нравственная проблематика, вся история страны в эмоциональном воплощении, вся великая русская культура – это прежде всего литература. Но если пятнадцать лет назад у нас на русскую литературу в старших классах было отведено 400 часов, то сейчас 200. Кстати, на Великую Отечественную войну в плане по истории – три часа. Сегодня торжествует технократический подход, мы постоянно слышим, что надо больше учебных часов тратить на информатику, математику, экономику, право. Все это вводится за счет сокращения гуманитарного поля. Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие нанотехнологии нас на передовые позиции в мире не выведут.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте