search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Любой проект под силу малышу

В Москве стал традиционным конкурс «Детский сад будущего». В Центре развития ребенка №2336 ЦАО состоялась презентация первых результатов реализации проекта «Детский сад будущего» в номинации «Открытые возможности: поддержка детской инициативы», в которой приняли участие главный специалист Управления общего и дошкольного образования МДР Нина Симонова, руководители ДОУ – победителей конкурса «Детский сад будущего» во всех 10 номинациях, методисты окружных методических служб.

Свои презентации и рассказы о первых результатах реализации проектов представили Центр развития ребенка №2336, занявший первое место в конкурсе, а также ЦРР №621 ЮАО и ЦРР №183 ЮВАО, занявшие соответственно 2-е и 3-е место в этой номинации. Педагоги детского сада, принимавшего гостей, показали игровое экспериментирование с тестом для детей 2-3 лет (педагог дополнительного образования О.Колесникова), проектную деятельность с воспитанниками старшей группы «Помоги птицам зимой» (воспитатель А.Гребенникова) и экспериментально-исследовательское занятие в подготовительной группе «Старая сказка на новый лад» (воспитатель Н.Бочарова). О том, как работает Центр образования №2336 над своим проектом «Детского сада будущего», рассказывает его заведующая Ирина ПАВЛЕНКО.

Педагогический коллектив Центра развития ребенка в рамках нашего проекта, устремленного в будущее дошкольного образования, стремится создать такие образовательные технологии познавательной направленности, которые бы развивали детскую инициативу. Сегодня эта задача чрезвычайно актуальна. Программа «Столичное образование-5» ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачи максимального использования имеющихся в учреждении ресурсов для интеллектуального развития ребенка, внедрения новых эффективных технологий работы с детьми и технологий сотрудничества с родителями в практике психолого-педагогического партнерства. Действительно, современному обществу сегодня нужна личность, способная взять на себя инициативу, умеющая творчески подходить к решению любой проблемы, ставить цели и стремиться к их достижению.

Проанализировав образовательную ситуацию в столичном дошкольном образовании и накопленный опыт своего учреждения в области детского экспериментирования и реализации совместных детско-родительских проектов познавательного и творческого характера, мы поставили перед собой такую цель: создание двухуровневой модели образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности для детей от 2 до 7 лет. Первый уровень – детское игровое экспериментирование в младшем дошкольном возрасте; второй уровень – собственно проектная деятельность со старшими дошкольниками. Мы выдвинули гипотезу, что реализация такой модели даст мощный стимул для запуска механизма детского саморазвития, активизирует детскую инициативу и самостоятельность.

Как это произойдет? Еще в младшем дошкольном возрасте, экспериментируя с разными предметами и объектами окружающего мира, ребенок получает реальные эмоционально окрашенные представления о свойствах и взаимоотношениях в окружающей действительности, приобретает чувственный опыт. Первые самостоятельные опыты приводят малыша к открытиям, которые необычайно важны для развития его любознательности и активности.

Когда ребенок становится старше, ему уже предоставляется возможность ответить на проблемный вопрос или решить проблемную ситуацию, опробовав различные варианты решения и выбрав и обосновав наилучший. Это возможно при использовании метода проекта.

Здесь появляются два принципиально важных момента.

Первый заключается в том, что такой подход меняет форму и содержание взаимодействия между ребенком и педагогом. От педагога требуются хорошая подготовленность, эрудированность, знание не только основ педагогики и методик, но и психологии дошкольника, владение навыками диагностического мышления.

Второй момент – это обязательное (сначала вынужденное, затем мотивированное) включение родителей в образовательный процесс. Ребенок, будучи участником проекта, предъявляет себя родителю как партнер или ведущий в поиске выхода из проблемной ситуации, требует от родителя помощи и всяческого участия. Это приводит к тому, что меняется внутренняя позиция родителя: от потребителя образовательной услуги к равноправному участнику образовательного процесса.

Наконец, так как обязательное условие любого проекта – получение продукта и презентация его в социально значимой для ребенка среде (перед сверстниками группы, перед родителями или перед детьми из другой группы), то проявленная инициатива и активность ребенка имеют социальную окраску и побуждают действовать в соответствии с этой инициативой. То есть здесь решаются многие вопросы нравственного воспитания.

Координирует работу по использованию метода проекта Совет по экспериментально-инновационной деятельности ЦРР.

Главным итогом реализации нашего проекта к концу 2011 года будет создание и опубликование сборника методических материалов, который поможет любому заинтересованному дошкольному учреждению овладеть технологией организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками.

Сегодня мы уже:

– разработали систему занятий по детскому игровому экспериментированию по четырем блокам: «Песок, глина, камни, почва», «Вода, воздух, физические явления», «Растения, животные, среда их обитания», «Человек и природа»;

– для повышения мотивации родителей ввели в работу игровое экспериментирование в домашних условиях; для организации этого аспекта деятельности для родителей разрабатываются подробные рекомендации в качестве домашних заданий, отчет о выполнении домашних заданий родители представляют в виде фотопрезентаций;

– ведем работу по организации и комплектованию детской экспериментальной лаборатории;

– в этом учебном году реализовали детско-родительские проекты познавательной, творческой и социальной направленности: «Давайте познакомимся»; «В гостях у сказки»; «Семейные традиции»; «Я познаю мир» (по странам и континентам); «Дорогая моя столица, золотая моя Москва»; «Времена года»; «Мой мир» («Моя семья», «Мой город», «Моя страна»); «Природные талисманы».

Мы постоянно ведем с педагогами консультативную работу:

по оформлению паспорта проекта;

по определению содержания на всех этапах реализации проекта;

по организации родительского участия в реализации и презентации детско-родительских проектов;

по выбору наиболее оптимальных форм и способов презентации результатов проектной деятельности, охватывающей всех участников (детей, родителей, педагогов);

по определению перспектив использования продуктов проектной деятельности в образовательном процессе.

Наиболее приемлемыми формами презентации мы считаем:

интегрированные занятия;

проведение экскурсий;

творческие акции (театральные постановки, изобразительные работы, выставки творческих работ и др.);

экологические природоохранные акции;

мультимедийные презентации.

В этом учебном году со старшими дошкольниками по инициативе детей мы стали практиковать проекты краткосрочные, которые дети готовят с родителями и потом представляют на занятиях. Среди таких проектов:

«Ехидна», «Океан» (семья Дениса Сытова);

«Пословицы» (семья Коли Шабалина);

«Откуда берутся вулканы», «Парк птиц «Воробьи» (семья Васи Ключникова).

Это можно считать подтверждением того, что мы находимся на правильном пути, что наша модель работает. В этих краткосрочных проектах прослеживается повышение уровня познавательной, социальной и творческой активности и инициативности наших старших дошкольников. Стало просто неприличным не поделиться с друзьями тем новым, что увидел и узнал сам. Также дети получают опыт публичных выступлений, что пригодится им при обучении в школе.

В этом году мы стали использовать социум с целью расширения мотивационно-развивающего пространства. Например, в сентябре 2008 года наши старшие дошкольники были участниками мастер-класса «Песчаная скульптура» в рамках Международного фестиваля «Чудеса природы-2008», который проводился в ботаническом саду «Аптекарский огород».

Дети с удовольствием использовали в творчестве полученные в процессе экспериментирования знания о свойствах песка, легко и непринужденно общались с мастерами песчаной скульптуры из разных стран, радовались тому, что совместно создавали сказочный образ Русалки. Кроме этого, наши дети получили знания об инструментах, о технологии создания скульптур из песка.

Нас порадовало трепетное, бережное отношение наших детей к скульптурам, созданным другими авторами. Когда им было предложено их разрушить, они действовали осторожно, разбирая скульптуру, модифицируя один образ в другой, пока не разобрали до конца. При этом они испытывали неподдельное удовольствие от совместной деятельности.

В настоящее время мы разрабатываем диагностический материал по определению мотивационной готовности детей, родителей и педагогов к участию в проектно-исследовательской деятельности, так как мотивационная готовность – основной показатель возможности саморазвития детей и взрослых, проводим целевые наблюдения за детьми и анкетирование взрослых, на основе анализа которых стало возможным проследить динамику мотивационной готовности к участию в проектно-исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте