search
main
0

Любить – значит заботиться

​В педагогическом наследии Надежды Крупской я нашла ценные мысли о воспитании детей в младшем школьном возрасте. Мне, как будущему педагогу начальных классов, было очень интересно почитать ее статьи о проблемах развития школы.

Из воспоминаний коллег, исследователей педагогического наследия Крупской можно понять, что ее любили дети, до сих пор помнят и берут на вооружение ее рекомендации педагоги, особенно старшего поколения. Почему? Потому что в первую очередь она была учителем, напоминала коллегам – педагогам, родителям – о том, что детей надо любить, понимать и прощать. А что значит любить ребенка?  Прежде всего, как мне кажется, любить – значит заботиться. Забота – душевная активность, отклик на нужды и потребности ребенка – эти нужды могут быть физическими, интеллектуальными, эмоциональными. Забота – это основополагающая часть любви не только к ребенку, но и к каждому человеку.Второй компонент понятия «любовь к ребенку» – ответственность. Ответственность за развитие ребенка, за проживание им своего уникального детства, за формирование и развитие его физических, психологических и нравственных качеств. Ребенок должен чувствовать, что он любим и защищен, что ему всегда придут на помощь. Учитель живет интересами детей и в то же время сам заинтересовывает, увлекает их в мир знаний, чтобы учение не было в тягость.Для учителя не должно быть нелюбимых учеников, ведь каждый ребенок по-своему особен и неповторим, в результате надо понимать простую истину, что если ребенок сделал ошибку – это ошибка учителя: если ребенок радуется – нужно радоваться вместе с ним.В первую очередь меня заинтересовали размышления Надежды Константиновны о самоуправлении школьников. В наше время я очень редко слышу слово «самоуправление», но Крупская уделяла этому очень большое внимание, рассматривала детское самоуправление как одно из наиболее действенных средств системы воспитательной работы. Школьное самоуправление учащихся, как говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь. Коллектив делает детей более общительными, самостоятельными, помогает развивать толерантные качества, дает возможность каждому ребенку побыть немного взрослым, прочувствовать ответственность за общее дело, ведь именно в обществе человек раскрывает свои качества личности, становится полноценной частью социума.  В современных образовательных учреждениях самоуправление – второстепенная часть жизни школьного коллектива, его роль почти не используется в процессе обучения и развития обучающихся, а восемьдесят лет назад его практиковали в деятельности пионерской организации, когда дети сами полностью реализовывали свои идеи, принимая участие во внеклассной работе: сбор макулатуры и металлолома, тимуровское движение, помощь одноклассникам, которые плохо учились по какому-либо предмету.Я считаю, что и в современные школы нужно активнее вводить практику самоуправления школьников, чтобы воспитать в детях чувство ответственности и организованности. Пионерские организации сегодня, наверно, вернуть невозможно, хотя кое-где пионерские отряды существуют, например, при Московском городском Дворце творчества детей и молодежи на Воробьевых горах. Думаю, можно вернуть дух тех времен: дух сплоченности, коллективизма, взаимовыручки, ответственности, товарищества.В нашем колледже действует «Мобильная группа», которая отвечает за проведение всевозможных мероприятий. В нее входят студенты 2, 3 и 4-х курсов. Ребята занимаются планированием концертов, конкурсов и тематических вечеров. Каждый раз они придумывают что-то новое, интересное и всегда решают вопросы коллективно. Этот пример показывает, что самоуправление существует, а главное – действует. Надежда Крупская учила быть преданным своему делу, коллективу, стране, отдавала всю себя этой нелегкой работе. Ее жизненная стойкость, целеустремленность, работоспособность заслуживают уважения: именем Надежды Константиновны Крупской названы улицы, школы, институты по всей России и в Москве. Алевтина ГУСАРОВА, студентка 3-го курса педагогического колледжа №9 «Арбат»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте