Известно, что в пограничных ситуациях происходит переосмысление ценностей. Для прикованного к койке больного заветной мечтой может оказаться глоток свежего воздуха, в то время как у вполне здорового человека мечты может вовсе не быть, а порой и желание жить отсутствует. В ежедневном режиме экзистенциальные вопросы о жизненных целях встают перед педагогами и учениками госпитальных школ. Их опыт позволяет не просто ознакомиться с эффективной методикой, но и обратить внимание на ценностный аспект, смыслообразующую практику, актуальную для современной системы образования и воспитания в целом.
Проект госпитальных школ в современной России родился на рубеже 2012-13 годов, начал реализовываться в 2014 году. Для этого свой профессиональный опыт объединили три специалиста: академик РАО, директор московской 109-й школы Евгений Ямбург, академик РАН, главный детский гематолог и онколог Александр Румянцев, ставший основателем Центра имени Димы Рогачева, и руководитель проектного офиса «УчимЗнаем» Сергей Шариков. Сергей Витальевич напомнил нам о создании проекта и рассказал о его идеологии.
По его словам, задача охватить работой госпитальных школ всю страну первоначально не ставилась. Судьбоносной стала встреча болевшего онкологией мальчика Димы Рогачева с главой государства, который попросил врачей рассказать о ситуации с детской онкологией. Она на тот момент была тяжелой: если за границей выживаемость отмечалась на уровне 60–70%, то в нашей стране этот показатель составлял лишь 8–10%. Чтобы исправить положение, требовались новые технологии и исключительно новые условия для их применения. Речь, в частности, шла от трансплантации костного мозга – нужны были и руки, которые умеют это делать, и специфические условия для такой процедуры. Было принято решение возвести новый центр по западным технологиям, отечественные врачи адаптировали для России немецкий протокол лечения «Москва – Берлин». Дима Рогачев до открытия новой клиники не дожил – Центр назвали его именем.
Остались Димины рисунки: на одном из них изображено раскрашенное цветными кубиками здание, в уголке надпись: «Школа». Когда ребенок давно не общается с одноклассниками, он начинает скучать по школе, по общению со сверстниками. Этот рисунок навел инициаторов проекта на мысль о необходимости организовать полноценную жизнь для детей, которые находятся на длительном лечении. Тезис о полноценности стал ключевым. «Мы задумались над простой с виду задачей: как сделать так, чтобы жизнь в стационаре была полноценной, и что вообще делает жизнь проходящего лечение ребенка и его семьи полноценной», – рассказывает Сергей Витальевич. Постановка такого вопроса открыла важнейшую тему, которая сегодня стала отдельным направлением в общей педагогике – госпитальной педагогикой. Школы, которые начали работать в новой идеологии, были названы госпитальными.
О госпитальной педагогике
Развивать тематику госпитальных школ можно лишь на междисциплинарной основе, на стыке педагогики, педиатрии, психологии, нейропсихологии и других направлений, объединив которые, получится достичь высоких результатов. Помимо педагогических компетенций, учителю, работающему с детьми в больнице, необходимы и другие знания. Например, важно понимать, что такое картина болезни: о ней, как правило, раньше давали знания только педиатрам – и то не в полном объеме. Видеть внутреннюю картину болезни – значит, понимать как ребенок воспринимает свое заболевание. В разных возрастных группах это происходит по-разному. Если дошкольниками болезнь воспринимается, как правило, просто набором процедур и вызываемых ими физических состояний, то для подростка ее восприятие строится на информации из интернета – о симптоматике, перспективах лечения и дальнейшей жизни.
«До того, как мы задумались о развитии госпитальной педагогики, задачей учителя было сделать так, чтобы ребенок не отстал от школьной программы. С введением в практику этого направления и понятия «полноценности жизни» такая задача оказалась всего лишь малой частью работы учителя», – рассказывает Сергей Витальевич. Помимо обеспечения комфортного возвращения ученика после лечения в учебный коллектив, госпитальная педагогика решает целый комплекс других задач. Главные из них связаны с ценностными смыслами, с понятием ценности жизни.
Ребята, находящиеся на длительном лечении, отличаются от сверстников: у них есть социальный опыт, связанный с борьбой за жизнь, с потерей близких друзей. Образование в госпитальной педагогике нацелено не просто на достижение академических результатов, а на осознание ценности жизни – именно оно помогает преодолеть трудности и выстоять в сложных обстоятельствах. На это требуется не один день, и даже не месяц, а весь период лечения. Решению такой задачи прежний подход, когда к ребенку приходил учитель из ближайшей школы, чтобы помочь не отстать от программы, уже не отвечает.
Об истории госпитального обучения
В начале XX века на Первом съезде педиатров была сформулирована цель педиатрии как лечение ребенка для раскрытия его жизненного потенциала. Уже тогда было понимание, что ребенок в больнице остается ребенком и продолжает развиваться. В первых детских больницах появились школы. И они стремились именно развивать детей – по сути, нынешний проект госпитальных школ возрождает существовавшую ранее традицию, которая затем была утеряна.
Например, в старейшей детской больнице в Санкт-Петербурге – ныне НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера – сохранились школьные «годовики» 30-х годов прошлого века. В этих альбомах, которые составлялись в конце учебного года, размещены фотографии, рассказывающие о проходивших в течение года событиях. На фото видно, что тогда существовала полноценная образовательная среда, были выделены целые помещения под школу, обустроены клуб, учебный класс, уголок живой природы, кружки и секции. С ребятами работали педагоги, которые вели образовательный процесс с учетом специфики детских болезней. После Великой Отечественной войны, когда больницы переоборудовали в госпитали для военных, к этому «средовому» школьному пространству уже не вернулись.
Возрождение тематики обучения детей на длительном лечении было связано позднее с лечением растущего числа туберкулезных больных. Школы стали создавать при детских туберкулезных больницах. На их основе появлялись «лесные школы» – для оздоровления ребят, подобно санаторию. Несмотря на то, что в СССР законодательство об образовании не оказывало заметного влияния на жизнь педагогов (вариативности не существовало), оно все же предполагало обязательное получение образования детьми, которые находятся на лечении.
В рамках современного проекта госпитальных школ в 2015 году было решено распространять их практику на всей территории России, чтобы дети, которые прошли обучение в федеральных центрах, возвращаясь домой, не оказывались «в вакууме». Специалисты проекта стали помогать в регионах открывать такие школы – в идеологии госпитальной педагогики. Одним из главных принципов в ней является понимание, что ребенок в больнице никому ничего не должен, нельзя ему говорить, что он «должен учиться». В первую очередь ему нужно собрать силы для лечения. Проект госпитальной школы «УчимЗнаем» предложил концепцию «Заботливая школа», которая потребовала специальной подготовки учителей и финансирования, изучения международного опыта.
О развитии современного проекта госпитальных школ и его идеологии
Сейчас в проекте работают специально подготовленные педагоги – сначала было организовано корпоративное обучение, в настоящее время уже 12 педагогов защитили кандидатские диссертации. Здесь совмещается элемент научно-методического развития с практической деятельностью. За время реализации проекта были открыты магистратуры целевого направления госпитальной педагогики в МПГУ, в МГППУ, в РГПУ им. А.И. Герцена, отдельные модули появились в программах бакалавриата, по ним студентов обучают, как работать с детьми, попавшими в ситуацию длительного лечения.
«Не секрет, что то, что в педагогике делалось для особых детей, потом отлично работало и на всех остальных детях – поскольку в таких практиках заложено настоящее понимание ребенка. А в понимании нуждается каждый», – отмечает наш собеседник.
Поскольку госпитальная педагогика является ценностной, она затрагивает широкую целевую аудиторию. Невозможно больного ребенка просто попросить позаниматься математикой – необходимо найти его личностный смысл, его заинтересованность в предмете. По этой причине специфика работы учителя, работающего с детьми в больнице, схожа с особенностями работы педагога дополнительного образования, где все основано на интересе ребенка. Интерес ищется через личностные смыслы. Здесь важны и осознание ценности каждого дня жизни, и событийная педагогика – через вовлечение в событийность ребенок обучается. Любой учитель в госпитальной школе работает на должности тьютора, поскольку тьюторское сопровождение ребенка здесь доминирует.
Педагог сопровождает ученика в образовательном процессе, его не «загоняют в действующую программу, а, наоборот, под запросы ребенка формируют программу пассивного обучения. Ключевым блоком в ней являются рекомендации врачей, учитываются ресурсы пациента для освоения программы. Терапия может влиять на когнитивные способности, на память, зрение – в процессе обучения с этим необходимо считаться. «Ребенку интересно учиться, когда у него получается, поэтому важно создавать ситуацию успеха. Несмотря на тяжелое состояние от лечения и лекарств, дети учатся, и их никто не заставляет», – обращает внимание Сергей Витальевич.
Иногда школьные учителя считают некоторых детей необучаемыми. Система госпитального образования такому педагогу дает понимание, что он сам делает что-то неправильно, если все в его работе не получается. Сергей Шариков отмечает: дети, действительно, очень разные. Но, работая с ними, следует придерживаться общих принципов. Они изложены в основных нормативных документах, которые инициаторы проекта госпитальных школ создали для использования на территории всей страны. В частности, они разработали утвержденные Минздравом и Минпросвещения России разъяснения, как обучать детей, нуждающихся в длительном лечении. Этот материал дает ключевые методологические рекомендации, которые стоит использовать при создании системы обучения таких ребят. Документ представляет не просто эффективную практику, а систему – несмотря на то, что госпитальные школы разные.
«Они работают по-разному, но в единой ценностной идеологии – идеологии понимания ребенка. Когда есть понимание – есть доверие, и образование становится иным, позволяющим личности раскрыться. Для детей в стационарах оно становится не просто ежедневной деятельностью, характерной для их возраста, а средой жизни, которая помогает находить точки опоры, чтобы справляться с теми испытаниями, которые они проходят».
О новых вызовах и точке входа педагога к ребенку
Перед госпитальной педагогикой встают новые вызовы. Так, в последние три года стало больше категорий детей, находящихся на длительном лечении. Теперь это не только пациенты с онкологией или после трансплантации, например. Сегодня в отдельную группу объединяют ранее единичные случаи с детьми, ставшими жертвами военных действий или терактов. Это тоже особенная история: они до этого могли ничем не болеть, но получили такое ранение, которое требует длительного лечения и реабилитации. Здесь важно видеть правильную точку входа педагога к ребенку. Как учителю начать работать с таким учеником?
Раньше педагог старался выяснить, где обрываются знания школьной программы и продолжить обучение именно с этого момента. Однако пострадавший от ранения ребенок может не помнить, что он изучал и на чем остановился. Он мог вообще не ходить в школу, не учиться очно в последнее время. Поэтому сначала необходимо составить комплексную характеристику ученика – для этого в госпитальных школах работает целая служба (психологи, врачи, родители), собирается вся информация о ребенке, и под него формируется первичная программа обучения.
Несмотря на то, что специалисты условно разделили детей на типовые группы, для каждого ученика госпитальной школы выстраивается персонализированный подход. Для педагога – это каждый раз вызов, на который необходимо найти ответ. Формальной, единой для всех, схемы не существует. В такой работе с детьми есть пространство для профессионального роста. Научный и методический интерес к госпитальной педагогике привлекает молодежь. Например, из 200 педагогов московской модели госпитальных школ проекта «УчимЗнаем», примерно 60% сотрудников — в возрасте от 23 до 33 лет. Они набирают здесь столько компетенций, что, по словам руководителя проектного офиса, в любой другой школе могут стать лучшими учителями.
Образовательный «остров» или система
В госпитальной педагогике актуальна тема реинтеграции. После выписки из стационара ребенок возвращается домой, приходит в родную школу. Иногда история возвращения оказывается печальной – из-за отсутствия профессионального призвания педагогов либо из-за элементарной, по выражению Сергея Витальевича, «человеческой дисквалификации», отсутствия сочувствия. По этой причине нередко дети просятся назад – в госпитальную школу. Выход – в обучении педагогов. Некоторые из них хотят работать высокопрофессионально, но не знают, как. Ребенок после тяжелой болезни становится очень чувствительным, окружающие часто не понимают, как правильно подобрать слова, и в этом нет их вины.
Поэтому при возвращении ребенка в школу специалисты проекта разъясняют педагогам, какие особенности следует учитывать, как его правильно ввести в коллектив и в процесс обучения, обращают внимание на систему оценивания и результаты обучения. Это колоссальный рутинный труд – однако на практике предлагаемые учителям материалы используются лишь в 10 – 15% случаев. Многие считают, что ребенок должен самостоятельно встраиваться в систему.
Это не значит, что от школьных учителей совсем нет поддержки. Бывают случаи, от трогательности которых встает ком в горле. Иногда директора или педагоги из регионов проездом в Москве дозваниваются Сергею Витальевичу, чтобы передать ученику, находящемуся на лечении, сделанный руками одноклассников проект или какие-то сувениры от школы, которые напоминают ребенку, что его ждут. Такой подход учителя чрезвычайно важен как для лечащегося ребенка, так и для всего класса, он воспитывает человечность. Это, по словам Сергея Шарикова, и есть реальная педагогика – просто человеческое отношение. Для этого не нужны материальные средства и нормативные акты, достаточно элементарного сочувствия и любви к ребенку. Это тонкая материя, здесь, к сожалению, бессильны методики, нормативы и рекомендации. «Мы учим детей и знаем, что дети очень многому учат нас», – говорит Сергей Витальевич. Социально-образовательный проект госпитальных школ так и называется: «Учим.Знаем».
Распространение опыта госпитальной школы
За годы реализации проекта московской госпитальной школы «УчимЗнаем» накопился контент из отдельных случаев, которые педагоги разбирают на регулярном внутрикорпоративном обучении. Например, как отвечать на вопросы ребенка о смерти таким образом, чтобы в конце разговора был свет, и появлялись силы жить дальше. Или как реагировать, когда родитель на занятии при ребенке спрашивает, зачем вообще нужен урок, если ребенок все равно умрет. Некоторые ситуации могут не повториться никогда, но аналогичность контекста всегда сохраняется.
Довольно скоро после открытия проекта госпитальной школы его инициаторы поняли, что опыт нужно передавать по всей территории страны. Первая региональная площадка «УчимЗнаем» была открыта в Хабаровском крае 1 сентября 2015 года. Это стало началом тиражирования опыта. Сегодня в России действуют уже более 60 региональных площадок, где ежедневно с детьми, находящимися на длительном лечении, работают подготовленные учителя-тьюторы, педагоги-психологи и другие специалисты.
Зачем опыт госпитальной педагогики нужен обычным школам
Для распространения опыта госпитальной педагогики проводятся различные просветительские мероприятия, конференции, снимаются фильмы и репортажи. В обычных образовательных организациях за академическими результатами сегодня часто забывается, что школа – это, прежде всего, школа жизни. Здесь важны общение, поддержка, взаимоуважение, воспитание. Как отмечает Сергей Витальевич, проблемы в математике можно наверстать, но пробелы в человеческом миропонимании на этапе взросления наверстать потом очень трудно.
Нередко даже от статусных людей можно услышать вопрос: зачем тратить деньги на лечение тяжелобольных детей, если они все равно умрут. На это есть довольно универсальный ответ: чтобы оставаться человеком. Сергей Витальевич, признавая, что любой вопрос имеет право на существование, дал ответ в более конкретном, практическом ключе. Он напомнил, что госпитальные школы работают не только с больными детьми, но и с их родителями, братьями и сестрами. Потеря близкого, особенно ребенка, – тяжелый опыт, трагедию помогают пережить воспоминания. И, как правило, когда дети уходят, папы и мамы вспоминают не болезнь и лечение, а обычную жизнь ребенка, его интересы, учебу, творчество, моменты радости и счастья. Работа госпитальной школы помогает сохранять именно такие воспоминания.
Помимо вопроса о том, зачем лечить тяжелобольных детей, о дефиците человечности сегодня свидетельствуют также сужение круга общения ребенка по мере развития болезни и факты буллинга по возвращении в класс из больницы. После лечения меняется внешность, дети могут подвергаться травле – не секрет, что не только со стороны сверстников, но и недостаточно образованных и мнительных взрослых. Госпитальные педагоги по возможности готовят ребят к таким ситуациям: учат держать удар, поясняя, что жизнь очень пестрая, и не везде атмосфера может быть такой же дружелюбной, как здесь. Однако никогда нельзя быть полностью готовым к человеческой подлости или жестокости – даже вербальной, которая сегодня, к сожалению, не редкость. В связи с этим возникают вопросы, которые стоит адресовать системе образования: почему так происходит, почему возможна травля, и что важное упускают педагоги в воспитании, давая предметные знания.
Эти вопросы чрезвычайно значимы. Неслучайно сообщество московских директоров в начале развития проекта «УчимЗнаем» инициировало посещение госпитальной школы с учителями, чтобы увидеть, как она работает на практике, почувствовать атмосферу. Такое знакомство давало педагогам импульс для совершенствования в профессии. В госпитальной школе выстроена система с пониманием желаемого результата. Здесь дети готовятся к экзаменам и сдают их, получают медали, участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников. Помимо этих академических достижений, в госпитальной школе ярко выражен ценностный аспект, здесь «оголены провода» нравственности – поэтому безнравственные люди в такой системе работать не могут.
Кроме того, не каждый вообще способен работать среди тех, кто ежедневно находится в пограничной ситуации. Нельзя постоянно быть абстрагированным от болеющих детей (ведь каждый ребенок – это отдельная судьба), но в то же время невозможно все время быть полностью вовлеченным в сострадание. Поэтому стоит следовать принципу, который помогает избегать эмоционального и профессионального выгорания: это четкое понимание, зачем человек пришел на такую работу. Сергей Витальевич отмечает, что не нужно проживать жизнь каждой семьи болеющего ребенка как свою собственную.
Следовать этому принципу помогают психологические тренинги и отношение к работе как профессиональному виду деятельности, в котором можно совершенствоваться, развивать свои компетенции. Полезны учительские беседы, общение с коллегами, а также жизнь вне работы: семья, увлечения, спорт, театр. Нельзя зацикливаться на профессии: зацикленность грозит выгоранием. Важна профессиональная дистанция. В образовательных программах госпитального педагога как раз заложены все необходимые для такой деятельности компетенции: стратегии коммуникации с детьми, находящимися на лечении, с их родителями, врачами (стратегия общения с профессиональной группой), а также кейсовое обучение (поведение в конкретных ситуациях), которое дает понимание профессии.
У госпитального педагога, наряду с переживаниями, очень много радости. Дети, несмотря на болезни, остаются детьми: они шутят, влюбляются. В госпитальных школах немало позитива. «Мы всегда находимся в эмоциональной связи с ребенком. В этом – суть нашей педагогической профессии. У нас нет учительских столов и больших классов, мы всегда рядом с учеником. И когда он уходит из жизни – это тяжело. Но в этот же день подходит другой ребенок и делится радостью, это помогает оставаться в ресурсе. За годы работы в госпитальной педагогике я многое для себя открыл и переосмыслил в профессии. Я благодарю Бога за то, что он мне дал такую возможность», – рассказал Сергей Шариков.
Пожалуй, врачам, как никому другому, хорошо известно, что успех любого лечения во многом зависит от настроя пациента, от его целей и желания жить. Так, академик РАН, профессор, известный детский гематолог и онколог Александр Румянцев отметил: «Мы, врачи, делаем все для излечения ребенка. А кто ставит перед ним самую главную цель в жизни? Учитель и его родители!» Руководство проекта госпитальных школ уверено, что, наряду с лечением, выздоравливать ребенку помогает именно постановка жизненных целей – то, для чего стоит проходить сложный путь выздоровления. Пациенту необходимо думать о будущем. Реабилитации детей способствуют дополнительные занятия, увлечения – например, в школе Центра имени Димы Рогачева работает радиорубка, дети здесь развивают речь в ходе восстановления после химиотерапии. Мечты ребят иногда исполняются благодаря известным музыкантам, спортсменам, космонавтам.
«На матче Братского кубка ПФК ЦСКА-ОФК Белград первый удар выполнял наш подопечный Матвей Коробцев. Матвею 13 лет, он родом из Улан-Удэ. Закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Увлекается прототипированием 3D-моделей, робототехникой, журналистикой. Сейчас мальчик проходит лечение в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева и учится в госпитальной школе. Сопровождал нашего героя на поле легенда ПФК ЦСКА Милош Красич». – Из поста Сергея Шарикова в социальной сети.
«Сегодня наука действительно сделала шаг вперед, но вот выживаемость – это либо 62%, либо 92%; 62 – это тоже много, было 13. Но откуда эта дельта в 30%? Вот кто верит и борется – плюс 30%. Это тоже нам всем урок: никогда нельзя сдаваться. Это также урок мужества. И врачу ведь тоже нужно помочь. Нам всем, в наше очень жесткое, прагматическое, будем прямо говорить, циничное время требуется очеловечивание. Быстро это не происходит», – заметил Евгений Ямбург в документальной ленте «Протокол понимания».
В современном обществе вопрос очеловечивания и жизненных целей является актуальным не только для заболевших детей, но и для других категорий людей разного возраста: среди них, в частности, – и страдающие зависимостями подростки и взрослые, и находящиеся на лечении после военных действий, нуждающиеся в социальной реабилитации, и обычные школьники, которых трудно оторвать от гаджетов и научить радоваться каждому дню. Так что ценностный аспект остается важнейшим, если не сказать смыслообразующим, в работе любого педагога. В учителе по призванию, понимающем и чувствующем ученика, нуждается каждый ребенок. Без осознания жизни как ценности его невозможно заинтересовать в получении каких-либо предметных знаний, вдохновить к развитию.
За время работы руководству проекта «УчимЗнаем» удалось привлечь внимание общества к профессии педагога госпитальной школы. С 2017 года благодаря «Учительской газете» как организатору конкурса «Учитель года России» и Ольге Васильевой, которая в то время была министром просвещения, учрежден спецприз на конкурсе «Учитель года России» за творческую работу с детьми, находящихся на длительном лечении. Этот приз вручают ежегодно пяти лучшим педагогам, и он, по словам Сергея Витальевича, очень важен: награда показывает, что есть такая грань работы в педагогической профессии, как работа с детьми, которые проходят длительное лечение. Автором эскиза статуэтки для этого приза стал известный художник-мультипликатор Юрий Норштейн. «Мы могли бы внутри своего сообщества отмечать лучшую работу, награждать, но нам важно, чтобы ее видели и другие педагоги», – отмечает Сергей Шариков.
Значимость опыта госпитальной педагогики для образовательной системы мотивирует нашу редакцию открыть рубрику, которая будет знакомить аудиторию сетевого издания «Учительская газета» и спецвыпусков «Учительской газеты» с рисунками и творческими работами, рассказами и мыслями ребят, находящихся на длительном лечении, их педагогов и родителей, а также с эффективными методическими приемами и разработками. Будем учиться вместе!
Комментарии