Мы счастливы дома, когда в нем есть доверие, любовь, понимание и уважение. А когда в доме появляется ребенок, то вместе с огромной радостью появляется большая ответственность. Чтобы ребенок вырос счастливым и успешным, родителям понадобится приложить много усилий в его воспитании. Для того чтобы понять, как построить счастливые взаимоотношения с нашими детьми в своем доме, к тому же благотворно влияющие на развитие детских способностей, можно выделить основные, определяющие факторы. Об этом размышляет психолог школы №669 Н. ШАПОВАЛ.
Все мы понимаем, что построение семейных взаимоотношений – длительный, сложный процесс. Нам предстоит выработать собственную сильную родительскую позицию с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».
Существуют базисные, то есть определяющие, основы межчеловеческих отношений. Больше всего нас волнует внешняя сторона поведения – гнев, раздражительность, агрессия или страх, обида и плач, а также связанные с этими переживаниями поступки детей, которые вызывают тревогу и беспокойство взрослых, не будучи ведущими, основными и определяющими. Истинная причина таких эмоций и поведения лежит, как правило, глубже. За любым негативным переживанием, разрушительным действием или протестным поведением мы всегда найдем нереализованную потребность. Каждый человек независимо от возраста нуждается в безопасном окружении, пище, сне, предметах первой необходимости, это его органические, жизненно важные потребности. Иногда родители считают, что если эти потребности хорошо и полно удовлетворяются, то ребенок должен быть спокоен и счастлив. Но ребенку гораздо важнее чувствовать любовь и понимание; то, что он нужен и близок, чтобы у него было переживание успеха и в малых, и в больших делах; чтобы он мог реализовать и развивать свои способности, любить себя. Любить себя – это значит иметь развитое чувство определенного отношения к самому себе, чувство самоценности со знаком «плюс», которое необходимо человеку, чтоб успешно реализовывать свою социальную роль.
Чувство самоценности, одно из базовых, начинает формироваться рано. Но особенно интенсивно его развитие происходит с того момента, когда ребенок начинает употреблять личное местоимение «Я», «Я сам», что становится проявлением первых зачатков исследовательской деятельности. Чувство «Я есть» и «Я сам» составляет первоначальное и самое важное ощущение себя, своего внутреннего благополучия или неблагополучия. Малыш узнает о себе только из отношения к нему со стороны окружающих, близких ему людей. У него закрепляется видение и ощущение себя таким, каким его видят окружающие. Он постоянно ждет от родителей положительного отношения к себе, подтверждения, что он «хороший», что он «любимый», что он «сильный» и может справиться с любыми трудностями. Это не значит, что ребенку надо разрешать все, выполнять все его капризы по первому требованию и только хвалить его, не замечая ошибок. Ему надо объяснять, почему «нельзя», просить набраться терпения и немного подождать; научить, как сделать правильно. Ребенку необходимо внимание к его успехам и признание их. Из нашей любви, поддержки и веры в ребенка складывается его положительная самооценка.
Дети с низкой самооценкой, даже имея хорошие способности, ведут себя неуверенно или заносчиво, оппозиционно. Они могут попадать в состояние психической зависимости или конфликтуют с родными, сверстниками, учителями; становятся склонны к алкоголю или наркотикам, к аутоагрессивным (самоповреждающим) или противоправным действиям. Такой ребенок постоянно внутри себя боится быть отвергнутым или привыкает к тому, что отвергаем. В его жестах, интонации, высказываемых оценках символически звучит: «Плохой, ну и пусть! Буду таким!», и это в определенный момент начинает определять отношение к нему окружающих.
Таким образом, если недовольство или страдание ребенка повторяются, если он постоянно просит не оставлять его одного, почитать ему, говорить ему, что «он хороший», что он любим», или он постоянно не слушается, дерется, грубит, значит, в основе его поведения лежит неудовлетворение какой-то важной для него потребности. Если эмоциональное ощущение себя складывается преимущественно из отрицательных переживаний и низкой самооценки, то рассматриваются и другие основные сферы жизни ребенка в семье, школе, в его общении со сверстниками и окружающими. Естественным образом низкая самооценка влияет на развитие у ребенка боязни сделать что-то самому, а в целом на отсутствие мотивации к исследовательской деятельности.
Родителям не следует судить себя слишком строго за незнание каких-либо областей в психологии развития и воспитания ребенка, за срывы и допущенные ошибки в воспитании детей. Совершенным родителем стать невозможно, так как невозможно определить степень этого совершенства. Самым важным для родителей должно быть основанное на любви к ребенку стремление быть «хорошим родителем». Отцы, как правило, сами выбирают то, что им делать, и берут на себя те обязательства, которые они хотят и способны выполнить, матерям остается все остальное, и в этом они опираются на свою материнскую любовь и интуицию.
Взаимоотношения в семье имеют огромное влияние на развитие личностных качеств ребенка, его интеллектуальное развитие, в том числе и на развитие способностей к исследовательской деятельности.
Комментарии