Советский философ, психолог и педагог Алексей Леонтьев говорил, что игра – это сфера социального творчества, общественного и творческого самовыражения детей. Играя, ребенок охватывает более широкий круг деятельности, который в обычной жизни ему недоступен, находит свое место среди сверстников в коллективе, получает социальный опыт, выход к культуре прошлого, настоящего и будущего.
Я работаю в группе для детей с ОВЗ компенсирующей направленности. Группа смешанная, в ней пятнадцать детей разного возраста (пяти, шести и семи лет). Девять из них посещают группу первый год, три – второй и три ребенка – третий.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, поэтому все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены развивающими игровыми упражнениями. Я использую полюбившиеся детям авторские дидактические игры и пособия, сделанные своими руками, входящие в методическую разработку «От звука к букве с забавными лягушатами», которая стала победителем конкурса образовательных проектов «Мир дошкольника – первый опыт»-2021.
Дифференцировать звук «л» в словах и делить слова на слоги помогают дидактические игры «Царевна-лягушка», «Лягушата и их мамы лягушки». Забавные герои позволяют окунуться в атмосферу волшебства и сказки. Когда дети их видят, у них повышается настроение. Они с удовольствием спешат помочь лягушатам и выполнить любое задание. Появляется интерес к занятию, повышается мотивация к обучению, дети быстрее усваивают новый материал и закрепляют пройденный.
Увлекательный мир игры помогает детям ознакомиться со звуками и буквами, узнать, что из букв можно сложить слово, что слово состоит из слогов, а предложение – из слов, что слова в предложении «дружат» между собой, их можно сосчитать, составить схему предложения, и оказывается, вовсе не сложно выучить правила: первое слово в предложении пишется с большой (заглавной) буквы, а в конце ставится точка, или вопросительный, или восклицательный знак, или многоточие, а слова всегда пишутся раздельно. Дети осознают, что читать и рассказывать о прочитанном здорово, а составлять рассказы интересно, помогать приятно, а выполнять задания с друзьями весело.
А дидактические игры «На болоте чудо кочки», «Снова к лягушатам на болото» помогают находить букву «л» среди других букв и способствуют формированию навыка слитного чтения прямых и обратных слогов, слов.
Авторские дидактические игры и пособия, входящие в методическую разработку «От звука к букве с забавными лягушатами»: «Забавный лягушонок», «Царевна-лягушка», «Лягушата и цветки лотоса», «Лягушата и их мамы лягушки», «Поставь лягушонка – напечатай букву «л», «На болоте чудо-кочки», «Снова к лягушатам на болото», «Волшебная картинка», «Предложение», «Помоги лягушатам спрятаться от цапли», «Составь рассказ о лягушке», «Читаем вместе с лягушонком». Игра помогает детям развивать коммуникативные навыки и подготовиться к обучению в школе. Дидактические игры разработаны для детей 5‑7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Их могут использовать учителя-логопеды, учителя-дефектологи и воспитатели.
Игра позволяет создать мир сказки, в котором каждый сюжет имеет значение для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ольга КУЩЕНКО, учитель-логопед школы №1552
Комментарии