Проблема педагогических кадров стоит очень остро. Например, петербургские школы отчаянно нуждаются в учителях иностранного и русского языков, литературы. Выпускники профильных вузов не желают прозябать на смехотворную зарплату, а ищут местечки потеплее и поденежнее. Казалось бы, положение, близкое к катастрофе. Но школы функционируют, а в некоторых (о, несбыточная директорская мечта!) штат даже полностью укомплектован. Кто же подпирает своими плечами готовую в любой момент рухнуть общеобразовательную стену? Кто выполняет неприметную, но чрезвычайно важную роль “палочки-выручалочки”? Те, кому приходится расхлебывать и падение престижа профессии, и демографический кризис, – выпускники педагогических училищ.
Петербурге таких учебных заведений – семь (включая музыкально-педагогический колледж N3). Все они весьма уважаемы, с багажом собственных сложившихся традиций. Вопросы, на которые мы пытались сообща ответить, были для них самыми насущными. Каков интеллектуальный уровень сегодняшнего абитуриента, его мотивация при поступлении? Куда он направляется после окончания колледжа, и что ему предлагает государство, если выпускник все еще собирается стать школьным учителем?
Итак, средняя цифра пришедших работать с детьми – 75% от всего выпуска. В нескольких педучилищах она существенно ниже. Объясняется это прежде всего низкой зарплатой. Та часть ребят, что успела к окончанию учебы обзавестись семьей, не представляет, как можно прокормить ее на тысячу рублей в месяц. Особенно отчаянным положение становится на третьем курсе, после педпрактики. Будущие педагоги видят реальные зарплаты, и эта реальность не вдохновляет. Обиднее всего, по словам преподавателей, что порывают со школьным будущим, как правило, самые талантливые выпускники, учителя от Бога.
Примерно 40% из нереализовавших себя в школе поступают в вузы. Здесь статистика тоже неутешительна, так как вузы эти в большинстве своем отнюдь не педагогические. (Вот цифры, приведенные педколледжем N 2: из 200 человек на педагогический вуз настроились только 44). Последние почему-то не заинтересованы в приеме выпускников педучилищ сразу на повышенный уровень, то есть на 3-й курс, а ребята не хотят начинать все сначала.
Что касается мотивации, то у 80% молодых людей выбор учебного заведения осознанный. Многие из них – продолжатели учительских династий, многим встречался в жизни замечательный, мудрый, добрый Учитель, и под впечатлением этого образа они сделали свой выбор.
Почти половина студентов первого курса состоит из ребят, не добравших баллов в педагогический вуз. Все они поначалу клятвенно заверяют, что “пересидят” в колледже этот год, но почти все учатся в нем до последнего курса.
Мальчиков, желающих стать педагогами, не так много. Больше всего в высшем педучилище N 1 им. Н.А.Некрасова – 70 человек. В основном они предпочитают факультеты иностранного языка, русского языка и литературы и такую специальность, как “организация воспитательной работы”.
Что собой представляет интеллектуальный уровень абитуриентов? Педучилища констатируют неприятный факт: интеллектуальный уровень выпускников школ ниже среднего. Особенно страдает математика. Хуже некуда обстоят дела с русским языком: безграмотность вопиющая. Некоторые умудряются на вступительном экзамене в одном слове сделать три-четыре ошибки. Не говоря уже о том, что мало кто дружен с литературой. Кругозор неширокий, и преподаватели горько шутят: “Нам достается лучшее из худшего”. Главной причиной такого грустного феномена они считают низкую требовательность к знаниям со стороны школ, а также тот факт, что город, несмотря на статус второй столицы, может “гордиться” нехваткой педагогических кадров. Если предмет из-за отсутствия преподавателя какое-то время не велся, то откуда у ребенка возникнут знания по нему? Из-за того, что ребята поступают не развитыми интеллектуально, первый курс педучилищам стоит немалых усилий. Одно из них – ориентация на учебу. Общекультурный уровень повышается за счет огромной внеклассной работы: от чтения до экскурсий. В педучилище N 8, к примеру, на благо общекультурного развития студента работает 21 факультатив. Благодаря этому к концу учебы у человека заметно меняется мировоззрение. Так, в один голос утверждают преподаватели педучилищ, он стремится к самосовершенствованию, он увлечен и начитан, полон идей и энергии. И так жаль, что, вкусив прелесть полунищенского существования российского учителя, он переносит свой энтузиазм в деятельность, совершенно далекую от школьной. Лишая тем самым радости общения с собой ребенка.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии