search
main
0

Лучше экспериментировать, чем ничего не делать. Сергей ШИШКИН, заместитель директора Независимого института социальной политики

Я позитивно оцениваю эксперимент по введению НСОТ. Лучше экспериментировать, чем постоянно говорить о недостатках системы оплаты труда и ничего не делать. Но есть вопросы и опасности, на которые нужно обратить внимание. Конечно, прежде всего нужен анализ той мотивирующей силы, которую создают стимулирующие надбавки. Похоже, две трети зарплаты мотивируют на то, чтобы увеличивать объемы деятельности, и теперь это не только урочная деятельность, но и расширение обязанностей, более плотное заполнение рабочего дня. Но это и увеличение видов педагогической деятельности. Как мотивируется результат? Это вопрос пока спорный.

Общее повышение уровня оплаты труда все же произошло. Оно всеми, кому ее повысили, признано удовлетворительным. Если разница в размерах средней зарплаты в сфере образования и промышленности не снята, то получается, что мы действительно вводим надбавки (стимулирующие и компенсирующие), которые индивидуально повышают зарплату тому или иному педагогу. Если это так, то это будет влиять скорее не на качество, а на что-то другое.

Меня беспокоит очень маленькая постоянная оплаты, которая зависит от постоянного уровня квалификации работников. В прошлом году мы провели исследование в сфере здравоохранения о влиянии мотивации и отношении врачей к возможным принципам организации оплаты. Там позиция большинства состоит в том, что врачи хотят, чтобы им дифференцировали зарплату по квалификационным категориям. Пусть будут стимулирующие доплаты, но основной посыл – дифференциация не за объем работы, а за квалификацию, то есть пусть квалификаций будет больше и они будут более дифференцированными. Не готов переносить это на сферу образования, но все же думаю, что если всего 10 процентов оплаты труда зависят от квалификации, то это не самое лучшее решение. В будущем стоило бы подумать о том, чтобы увеличить долю оплаты труда, которая не зависит от объема, от результатов, измеряемых количественными параметрами, а зависит от квалификации. Мы ведь должны еще думать о том, какого качества знания даются учителем во время его основной деятельности. ЕГЭ, наверное, это измеряет, но понятно, что не полностью. Мне кажется, если мы не будем стимулировать рост квалификации учителей, их профессиональный рост (а мне непонятно, какие стимулы создает НСОТ, как она мотивирует профессиональный рост педагога), то, боюсь, результаты, которые мы получим, нас удивят.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте