На ступеньках у входа в это современное здание, поражающее своей изысканной архитектурой, всех встречает ученый муж со стопкой книг. Студентам – намек: мол, помните, что учитесь в Международном инновационном университете. Высокий статус этого учебного заведения ко многому обязывает. А для гостей – легкий, изящный поклон: рады вам, проходите, дорогие. А гости в университете не редкость.
Всероссийская неделя вузовской науки, проходившая в олимпийском Сочи в сентябре, стала еще одной доброй традицией уникального вуза. По сути, это событие – крупнейший международный научный форум в области образования. Проводится он с 2001 года и собирает ведущих ученых в области педагогики и психологии, ректоров и преподавателей вузов, ученых РАО, зарубежных ученых, представителей обеих палат Федерального Собрания РФ, членов Общественной палаты РФ.В актовом зале университета царит радостная атмосфера. У гостей и хозяев праздника приподнятое настроение. Забегая вперед, скажу, что эта неделя вместила в себя так много ярких событий, что впечатлений хватит не на один год. Пожалуй, самым волнующим моментом стало подведение итогов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу. Уникальность его в том, что он дает возможность прорасти всему инновационному в сфере высшего профессионального образования. Научные школы и талантливые перспективные ученые получают путевку в жизнь. Конкурс способствует объединению ученых разных регионов России, обмену опытом, укреплению научных связей, которые в последнее время были утеряны.География участников форума впечатляет: Приднестровье, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, широко представлен юг России… Восхищает также и число зарубежных ученых, которые рады сотрудничеству с университетом, ведущим глубокую, интересную и масштабную работу по многим направлениям. К примеру, в конкурсе на лучшую научную книгу участвуют более 4,5 тысячи педагогов, которые создают замечательные учебники, пишут глубокие монографии. Примечательно, что конкурс проводится все эти годы в Сочи на базе Международного инновационного университета, который берет на себя все затраты. Такое меценатство, поднимающее отечественную гуманитарную науку, заслуживает уважения. Радует, что есть такие вузы, которые понимают, что надо вкладывать деньги во всю отечественную науку, а не только в свою. Ведь в системе высшего образования в стране очень много инновационного, и его нужно замечать, поощрять, выводить, как говорят, на широкую столбовую дорогу.Руководители Международного инновационного университета вполне заслуженно за последние годы дважды стали лауреатами Премии Правительства РФ. Достижения вуза – достойный итог работы, которая тем более важна, что идет в соответствии с общемировыми тенденциями. Президент университета, академик, доктор педагогических наук Михаил Николаевич Берулава своими научными трудами по гуманизации образования внес весомый вклад в науку. Ученый и общественный деятель, он стал инициатором и учредителем Международной академии гуманизации образования, ее почетным президентом. В состав академии входят ученые США, Канады, Японии, Германии и других стран.Идея гуманизации образования будет жить всегда, убежден ученый Берулава. Эффективное развитие отечественного образования невозможно без смещения акцентов в его структуре с естественно-научной и технологической составляющей на гуманитарную.Конечно, элитарный сочинский вуз занимает лидирующее место в стране в подготовке юристов, экономистов, психологов, ландшафтных дизайнеров и других высококлассных специалистов. То, с какой любовью относятся к своей альма-матер студенты, говорит о многом. Достаточно увидеть уникальный экологический уголок около здания Международного инновационного университета с красивыми цветниками, оригинальными фонтанами, изящными мостиками, чтобы понять – здесь умеют творить красоту, приносить радость всем окружающим. Дорого это стоит сегодня, когда между тем, что дают школа, вуз, и тем, что проповедуют СМИ, существует огромная пропасть. С одной стороны – воспитание патриота, любящего свою Родину, готового защищать ее. А с другой стороны – советы, как откосить от армии. Об этих и других парадоксах жизни, осложняющих процесс воспитания молодежи, говорил на Международной научно-практической конференции президент РАО Николай Дмитриевич Никандров. Конференция проходила в первый день Недели вузовской науки и, по сути, задала тон серьезному дискуссионному разговору. Тема ее весьма актуальна: «Методология и технологии высшего образования в информационном обществе». Как соответствовать его вызовам? Какой должна быть новая методологическая платформа развития отечественного образования?Один из основных докладов на конференции сделала директор Института образовательных технологий РАО, ректор Международного инновационного университета Галина Алексеевна Берулава. Сегодня нельзя не учитывать влияние Интернета на молодежь. Заострив внимание собравшихся на этом обстоятельстве, академик РАО, профессор, доктор педагогических наук Берулава рассказала об инновационных технологиях обучения, впервые предложенных возглавляемым ею коллективом.Почему усвоение учебного материала сегодня дается студентам так трудно? Стиль мышления молодых людей в результате постоянного общения с массмедиа стал образно-эмоциональным (на этом построена вся информация, подаваемая с помощью СМИ). Использование вербально-логических технологий обучения приходит в противоречие с эмоционально-образным, клиповым мышлением молодых людей.Ректор Международного инновационного университета рассказала, в частности, об одной из инновационных технологий обучения. Это электронные профессиональные клубы, работающие в режиме форумов, размещенных на сайте университета (форумы созданы по всем специальностям). Важно, что работа в клубах – это дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых как преподавателями или профильными специалистами, так и самими студентами. Данная технология позволяет в максимальной степени использовать все преимущества электронного информационного пространства, превратив его в образовательное. О преимуществе новой методологической платформы можно рассказывать долго. Она создана на базе Научно-исследовательского института образовательных технологий РАО, который работает с Международным инновационным университетом как единый научно-образовательный комплекс.На «круглых столах» продолжился интересный и глубокий разговор о путях развития высшего образования с учетом специфики информационного общества.Не менее важным стал в череде ярких событий сочинской Недели и Международный симпозиум «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире». Порадовало, что ученые из США, Канады, Германии, Италии и других стран с большим интересом и пиететом отнеслись к нашей вузовской инноватике.Высшее образование ХХI века предполагает опору на новые методологические основания и инновационные образовательные технологии, соответствующие реалиям информационного общества. Необходимо осознавать, что происходит смещение сферы образовательного взаимодействия в сферу электронного информационного пространства. В данном случае оно выступает как вторая реальность. Ее значимость в перспективе будет лишь увеличиваться.Произошедшие под влиянием электронных средств информации изменения в развитии современной молодежи требуют принципиально другого подхода к разработке содержания и технологий обучения. Соответственно нужны новые критерии оценки качества обучения как в школах, так и в вузах. И эти инновационные теоретические подходы были предложены на прошедшем педагогическом форуме.Неделя вузовской науки примечательна тем, что в ее рамках происходило живое общение. Ученые встречались со студентами, обменивались мнениями друг с другом по различным проблемам современного образования.Интересные сообщения сделали президент Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Геннадий Алексеевич Бордовский, зав. лабораторией Психологического института РАО Ирина Владимировна Дубровина, председатель Совета ректоров вузов Красноярского края Николай Иванович Дроздов, декан школы образования Тихоокеанского университета Рик Айгенбруд (США), директор Международного центра по изучению образовательных программ Тихоокеанского университета Артур Эллис, профессор института образования Магдебургского университета Рейнхард Гольц (Германия), профессор, атташе по науке Пьер Руффини (Италия) и многие другие участники педагогического форума.На форуме выступил заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Виктор Евграфович Шудегов. Доктору физико-математических наук, профессору тематика вопросов, поднимаемых в ходе дискуссий, была близка. Каким быть образованию ХХI века? Об этом заинтересованно говорили политики, ученые, педагоги, студенты.В политике должно быть больше людей, которые своим трудом доказали, как много можно сделать прорывного в сфере образования. К таким людям и относится профессор, доктор педагогических наук Михаил Николаевич Берулава. Его научные труды, такие как «Теория и практика гуманизации образования», «Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования», «Менеджмент в образовании», – достойный вклад в развитие как отечественной, так и зарубежной науки. Многие работы переведены на иностранные языки, изданы в США и странах Европы. Президент Фонда развития отечественного образования, член Общественной палаты РФ Берулава деятельно влияет на решение самых острых и насущных проблем российского образования. На предстоящих выборах в Государственную Думу красноярскую региональную группу кандидатов в списке КПРФ возглавляет беспартийный Михаил Берулава.Будущее России Сибирью прирастать будет. Так считал самородок с Беломорья Михаил Ломоносов. Но, видимо, не случайно в живописном парке возле Международного инновационного университета в дни вузовской науки был открыт памятник великому ученому и деятелю Михаилу Васильевичу Ломоносову. Это знаменательное событие стало заключительным мажорным аккордом Недели вузовской науки в олимпийском Сочи.
Комментарии