Александр ГЛОЗМАН, директор центра образования №293, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года России-1997»: – У нас массовая школа, мы не производим отбора детей при приеме в первый класс. Но у нас есть определенное условие – мы стараемся развивать детей. Когда говорят, что наша российская школа выстроена по модели «Школа для всех, школа для каждого», то, как правило, всегда забывают о том, что школа для каждого – это еще и школа для учителей, которые приходят туда ежедневно и отдают очень много времени для реализации тех задач, которые намечены.
Если говорить об образовательном пространстве нашего центра, то это очень сложная структура. У нас идут занятия и для ребят начиная с шести лет, и для взрослых (самым взрослым слушателем курсов повышения квалификации, которые открыты на базе ЦО и занятия на которых ведут наши педагоги, стал 75-летний педагог). Мы стараемся создать условия для того, чтобы ребята смогли себя реализовать на пути становления как школьников. В определении школьного пространства как развивающего очень важно, чтобы в процессе обучения было не только приращение знаний и навыков, но и формирование различных граней культуры, чтобы ребята могли двигаться в сторону самоопределения относительно своей будущей профессиональной деятельности.
Школа не может существовать в пустом пространстве, и не исключено, что в новых учебных лабораториях, кабинетах, мастерских (в их создании приняли участие и наши ученики) будут реализованы многие новые программы развития наших учащихся. Дело в том, что существуют довольно жесткие рамки классно-урочной системы обучения, поэтому один из путей реализации программы развития – развитие дополнительного образования. На протяжении всех 11 лет ребята все время попадают в ситуацию выбора, для них мы предлагаем довольно сложные проблемные ситуации, когда они должны избрать то направление, по которому пойдет дальнейший маршрут, на котором они могли бы себя реализовать.
Для школы формы и программы дополнительного образования различны. У нас в центре возникло новое объединение, которое очень интересно по форме и позволяет привлекать для работы не только учителей и учеников, но и выпускников и родителей. Для того чтобы школа развивалась, мы попробовали поставить учителя и ученика в иные рамки, создать воспитательную систему центра образования, основываясь на проектной деятельности. Проекты бывают совершенно разные, но самое главное заключается в том, что и учитель, и ученик работают в рамках творческих мастерских. Это совершенно другие отношения, основанные в большей степени на отношениях сотрудничества, соучастия и сотворчества. В этом случае развиваются и учитель, и учащийся.
Для нас очень важно, чтобы все программы имели и общественно значимый, и личностно-ориентированный характер. В прошлом году у нас была программа оформления второго этажа центра, в реализации которой принимали участие ребята из дизайн-студии и профильного дизайна. Все оформление было сделано по их проекту и их руками. Приносит свои плоды творческое сотрудничество учащихся, студентов педагогического вуза, а самый глобальный проект, который нам удалось реализовать в 2004 году, по созданию музея истории школы стал возможен при участии выпускников, родителей, учителей, учеников. Этот проект был очень сложен в реализации, но тем не менее нам удалось его сделать.
Наши ученики принимают участие в различных этнографических экспедициях по различным регионам России. В таких экспедициях создается актив, который потом очень помогает нам в дальнейшем реализовывать те задачи, которые мы перед собой ставим.
Очень важно, чтобы учитель не довлел над учеником, поэтому мы стараемся за счет внеклассной проектной деятельности поставить учителя в совершенно другую позицию, позицию мастера. Тогда ученик воспринимает учителя с совершенно другой стороны. Тезис «Успешный учитель – успешные ученики» нам особенно близок. Дело в том, что на протяжении многих лет в школе сформировалась так называемая ресурсная группа: те учителя, которые готовы не только вести уроки или реализовывать какие-то внутришкольные проекты, но и работать по созданию различных новых школьных программ, проектов. Для меня очень важно раскрыть таких учителей. Границы школы дают им возможность работать не только внутри школы, но и реализовывать различные проекты на межшкольном и межрегиональном уровне. Мы стали учредителями конкурса «Я – исследователь», в котором приняли участие свыше 150 школьников в возрасте до 12 лет со своими очень интересными проектами. Одним из проектов, которые были представлены, был проект одиннадцатилетней девочки «Влияние детства русских царей на историю России». Сам конкурс стал довольно глубоким и интересным проектом, который позволил учителям проявить свои организаторские способности, разработать методическую основу проведения этого конкурса.
Довольно давно мы начали работать над проблемой привлечения к педагогической работе молодежи. Треть преподавателей нашего центра – выпускники школы, которые стали выпускниками педагогических вузов. Сегодня они руководители педагогических практик. Студентов педвузов мы всегда привлекаем к работе в нашем центре сначала на должности лаборантов, а потом они потихонечку вырастают до учителей и замечательно работают, ведя многие направления деятельности.
Очень важно помогать учителям повышать квалификацию. Настает время, когда учителя готовы проводить свои курсы, и мы вместе с ведущими вузами Москвы и системой повышения квалификации Северо-Восточного округа, Москвы и Московской области пытаемся организовать такие курсы, которые разрабатывают наши учителя, проводятся они на базе нашего центра, окружного методического центра, Академии повышения квалификации Московской области. Это очень интересное направление работы.
Еще один из способов профессионального сотрудничества учителей, который стал определенным стимулом для развития и роста профессиональной компетентности учителя, – сетевое взаимодействие педагогов. Сегодня четыре учителя нашего центра стали ведущими сетевыми методистами интернет-портала по технологии, информатике, по начальной школе и по истории. Это дает возможность, не выходя за пределы школы, пользуясь интернет-технологиями, общаться с учителями практически в любой точке Москвы, России, за рубежом. Можно по-разному относиться к такого рода совместительству, но, несмотря на то, что такая деятельность отнимает достаточно большое время учителя на подготовку, тем не менее его вклад в развитие образовательного учреждения весом. Такие учителя готовы к разработке новых образовательных продуктов, к созданию своих программ, учебно-методических пособий и реализации их на практике. В нашем центре три городские экспериментальные площадки, и мы стараемся подтягивать к этой работе как можно больше педагогов. Конкурс исследовательских работ, который прошел в марте, закончился представлением очень серьезных разработок. Учебник «Технология для 6-7 классов» стал своеобразным отчетом о работе городской экспериментальной площадки, в работе над ним принимали участие ученики и четыре учителя нашего центра, учебник проиллюстрирован теми работами, которые создавались ребятами на уроках.
Только в сотрудничестве, сотрудничестве и сотворчестве ученика и учителя можно развивать и школу, и ресурсная группа, которая создается в школе, становится локомотивом, ведущим школу вперед.
Комментарии