search
main
0

Литература помогает

Право расти вместе

Седьмой год в школе работает учителем Юрий КОЗИЙ, международный мастер спорта по шахматам, член Союза писателей России. За это время воспитаны более двух десятков рейтинговых спортсменов, завоеваны медали и кубки. Появились победители и призеры различных соревнований – от районного и городского до республиканского уровня. Разработана адаптивная учебная программа для преподавания шахмат в общеобразовательной школе.

– Юрий Александрович, почему школа? В вашем послужном списке есть и руководящие должности, и достижения в литературе?

– Сам не ожидал. Но и совсем неожиданным не могу это назвать. Свою трудовую деятельность я начал еще в 1981 году в системе образования города Славянска-на-Кубани. Были и государственные должности, и руководящие. Когда меня пригласили поработать в школе, то я скептически отнесся к подобному предложению. Но втянулся, понравилось. Увидел пользу, которую могу принести ребятам. Я организованный человек и привык любую работу на любой должности выполнять качественно и добросовестно.

– Писательский опыт помогает?

– Даже буду утверждать, что работа в школе напрямую связана с писательской деятельностью. Только аудитория расширилась. Раньше были читатели и объект моего писательского исследования – старшее поколение, а сегодня подростки, школьники. Любопытный и полезный опыт для писателя. Интересно наблюдать, как ребята подрастают и вдруг вытаскивают из памяти ту информацию, которую ты в них заложил в первом, втором, третьем классе. Ничто не проходит бесследно. Особенно у ребят. Эти формирующиеся личности как губки впитывают все. Главное – закладывать в их голову больше полезного.

– Вы воспитанник детского дома. Детдомовский опыт учитываете или он мешает?

– Напоминает. Многое, что я вижу в поведении ребят, в их шалостях, было и в моем школьном детстве. В некоторых ситуациях у нас было жестче, злее, категоричнее, но в основном ребята проходят такой же путь познания жизни, формирования личности, как и мы.

Отличий, безусловно, много. У нас было много физического труда. В первой половине дня мы учились, затем обед, а потом весь детский дом отправлялся работать в подсобное хозяйство. У нашего детского дома было собственное подсобное хозяйство. Надо было ухаживать за свиньями, пропалывать кукурузу и свеклу, убирать картофель, собирать в саду яблоки, сливы, груши. Весь урожай привозился в детский дом, передавался на кухню, и мы использовали его. Школьный и два спальных корпуса мы, детдомовцы, обслуживали сами – убирали, мыли, натирали паркет мастикой, а перед этим надо было выскоблить каждую паркетину. С первого класса ты должен был заправить кровать, дежурить, а это значило убрать класс, спальню, везде вымыть полы. Никаких послаблений. Сегодня ребята не способны даже что-то убрать за собой лично. Мне кажется, это беда!

– Шахматами увлеклись в детском доме?

– Нет. К Олимпиаде-80 у нас в городе построили Дворец шахмат. Привлекали ребят из всех школ. У нас в детском доме проходил отбор достойных. Решили провести чемпионат. Я тогда впервые узнал о шахматах. Научил меня мой друг Юрка Серебрянский. Он готовился к чемпионату, ему надо было с кем-то тренироваться, вот он меня и научил на свою голову.

– Почему?

– Я выиграл у него и стал первым чемпионом детского дома. Он второй, Юрка Оконешников третий. Нам, троим победителям, разрешили посещать Дворец шахмат. Это была настоящая отдушина – вырваться из стен детского дома. Я сразу понял: только спортивный рост поможет мне уходить из детского дома хотя бы на время, и ухватился за эту возможность. Большим любителем и поклонником шахмат был наш физрук Виктор Александрович Махначев. Удивительный учитель! У нас не было проходных учителей. Непростая работа. Оставались только настоящие. Мы с Виктором Александровичем играли в шахматы на интерес: я выигрываю – он ставит мне автоматом пятерку, я могу пропустить урок, а если он выигрывает, то я отрабатываю двойную норму по физкультуре.

– И как?

– Я у него столько уроков выиграл на будущее, что, когда выпускался, Виктор Александрович предложил: «Можешь остаться на второй год, и я верну тебе долг». До сих пор общаемся. Желаю ему здоровья и долгих лет жизни!

– Сильно отличается руководство трудовым коллективом и классом учеников?

– Отличается. В школе ученики, которым надо дать знания, привить культуру и воспитание. Здесь включается строгость. В коллективе взрослых строгость неуместна, даже оскорбительна, а работает только требовательность. Если в учеников надо вложить что-то, то взрослыми надо руководить так, чтобы вытащить из них профессиональные навыки. Общее в том, что надо ответственно относиться к своим обязанностям. На предприятии ты начальник, а все твои подчиненные. В школе учитель не подчиненный. Он самостоятельная единица, как организация в организации. Не на кого рассчитывать, только на свои силы. Когда руководишь предприятием, то надо организовать весь коллектив, всех специалистов по местам. Став учителем, я должен сам организоваться, как предприятие: все должно во мне работать по всем отраслям – литература, шахматы, русский язык, обществознание, бытовая культура, этикет, культура общения в обществе и т. д. На предприятии я дал поручение и потом знаю, с кого спросить за его выполнение. В школе, кроме самого себя, не с кого спросить. Сам себе даешь поручение и сам с себя спрашиваешь.

– Пишете? Литература помогает?

– Конечно. Она дополняет урок, делает его красочнее, разно­образнее. Поговорки, пословицы, присказки, сюжеты из литературы, в том числе из собственных произведений, – все это дается ребятам, все закладывается им в головы. Пусть сейчас им кажется, что они забыли, но вложенная информация обязательно всплывет в самый нужный момент. Обратно получаешь отличные жизненные сюжеты. Ведь ребята искренние и забавные. Уже на целый приличный том накопил сюжетов. Ведь удивительно вот что: они гениальны в своем незнании! Когда я сделал для себя это открытие, то занялся тем, чтобы донести им это. Перед вами весь мир, учитесь, наполняйтесь знаниями и дерзайте!

– Школа сильно изменилась? Учительствовать легко?

– Все меняется, школа в том числе. С каждым годом я все больше прихожу к выводу, что школа должна оставаться аскетичной и консервативной. Нужна гармония новых технологий с консервативным укладом. Переступил ученик порог школы – все делает своими руками, никаких компьютеров, гаджетов. Ученик должен в школе приобретать человеческий облик. Какие бы ни были технологии, развитие интеллектуальных способностей так и останется в кончиках пальцев. Моторика пальцев – перебирание бисера, изготовление поделок, соединение мелких деталей – так и останется единственным методом развития интеллектуальных способностей.

– Есть мнение, что шахматы не для всех, а только для избранных. За короткое время вам удалось подготовить методическую программу преподавания шахмат, осваивая которую все ребята учатся играть в шахматы. У вас есть личные секреты?

– Первый год было сложнее. Я использовал имеющиеся программы и личный опыт. Наблюдения показали, что существующие методики не годятся для общеобразовательной школы. Для спортивных они хороши, а как научить тех ребят, которые сразу приходят с отношением «а мне это не надо»? Или еще хуже, когда ученик заявляет: «Мне мама сказала: «Тебе шахматы нигде не пригодятся, поэтому можешь получать двойки». В итоге получилась программа, переплетенная с литературой. И самое главное – много импровизации, а в этом помогают мой писательский опыт и багаж знаний.

– Кто такой наставник, по-вашему?

– Наставник – это учитель или воспитатель, признающий за учеником право расти. Я не отношусь к ученикам как к детям. Дети в детском саду. Когда ребенок переступает порог школы, то он становится школьником, а переступив порог класса, становится учеником.

– Не жалеете, что судьба привела вас в школу?

– Работа учителя скромная, незаметная, но государственно наиважнейшая. Хорошо помню своих директоров. Когда Валентина Васильевна Денисенко, директор нашего детского дома, заходила в исполком или горком партии, то все чиновники выстраивались во фрунт. Авторитет директора школы был на высочайшем уровне.

Я могу ошибаться, но, мне кажется, карьера учителя растет с карьерой его учеников. Как поднимаются по карьерной лестнице его ученики, так поднимается и учитель. Он спешит в школу, чтобы давать знания следующему поколению ученых, инженеров, депутатов, градоначальников, и надеется, что, может быть, доживет до их благодарности…

– Поделитесь своими планами.

– Планы самые простые – передать ребятам максимум знаний, для старшеклассников быть полезным и поддерживать все их начинания и творческие проекты, подготовить сборник рассказов о школе к выпуску, закончить молодежный роман.

Совет старшеклассников школы №1560 «Лидер»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте