Существует немалое количество учебных программ, созданных на основе идей интеграции предметов. И проблема реализации межпредметных связей на уроках с каждым годом волнует педагогов все больше и больше. Предлагаем вашему вниманию очередную разработку в этом направлении, основанную на еще более тесном взаимодействии наук, изучаемых в школе.
В нашей школьной традиции еще с советских времен сохраняется в рамках дисциплины “Словесность” объединение таких, в сущности, неоднородных предметов, как русский язык и литература, и нет такой межпредметной дисциплины, которая объединяла бы историю и литературу, хотя основания для этого есть.
Во-первых, в этой связи можно вспомнить, что образцовое во многих отношениях гуманитарное образование в дореволюционной России базировалось на историко-филологических отделениях Московского и Петербургского университетов. Недаром же объединялись здесь в одну специализацию именно история и филология. Во-вторых, преподавание литературы в старших классах (начиная с 9-го) до сих пор основывается на историко-хронологическом принципе. При этом любой учитель истории, конечно же, не раз с неудовольствием отмечал, что знание русской истории ХIХ в., необходимое для понимания литературного процесса, у подавляющего большинства 9-10-классников отсутствует. В 8-м классе же, когда изучается эта история, школьник не имеет полноценного представления о русской литературе и культуре в целом. То же можно сказать и в отношении истории и литературы ХХ в., которые изучаются соответственно в 9-м и 11-м классах.
Общественный конфликт в пьесах Островского невозможно сформулировать адекватно, имея даже приблизительные представления о социальной структуре России во второй половине ХIХ в., которая изучается на уроках истории. Чрезвычайно продуктивны для анализа этих пьес исторические понятия традиционного и индустриального общества. Тонкая связь творчества Чехова с эпохой Александра III (как и вообще эта эпоха в истинном свете) еще недостаточно исследована. Такая тема, как журнальная борьба 50-60-х гг., вообще больше историческая, чем литературная. Без хорошего знания истории будут непонятны многие стихи Жуковского, Батюшкова, Тютчева, поэзия Ломоносова, Державина, Некрасова, публицистика Гоголя.
Но и советская литература, и литература зарубежья неотрывны от истории. Насквозь историчны Есенин и Маяковский, Шолохов, Бабель, Булгаков, Пастернак – и говорить нечего: здесь история уже является предметом изображения. Уже стали историей (несмотря на множество еще живых авторов тех лет) 60-е, 70-е, 80-е годы. Одним словом, параллельное изучение истории и литературы просто напрашивается.
По сегодняшним программам знакомство с русской историей ХIХ в. у школьников происходит в 8-м классе, т.е. в возрасте 13-14 лет. Ясно, что к усвоению сложного культурного контекста этой эпохи они еще не готовы.
В результате литература понимается неисторично, а история – слишком отвлеченно. Т.е. на уроке истории больше приходится заниматься разными социальными и экономическими “процессами”, которые редко соотносятся с непосредственным человеческим бытием, историчным в первую очередь. А урок литературы неизбежно становится или анализом формы, понимаемой чисто теоретически, или разговором о “вечных ценностях”, взятых, как правило, тоже вне конкретных условий места и времени.
Преподавая в разное время историю и литературу, я пришел к настоятельной необходимости синхронизации двух (а по возможности – трех) курсов с постоянной возможностью проведения интегрированных уроков. Я убежден, что за таким подходом будущее, если мы начнем наконец дорожить целостным и органичным восприятием нашего классического наследия.
У программы есть свои сложности. Курс отечественной истории растягивается. В частности, к 9-му классу от учеников требуется знание русской истории до царствования Петра I (включительно). Согласно современным программам это материал 7-го класса. Но эффективность усвоения той же екатерининской эпохи в 9-м классе по сравнению с седьмым очевидна любому учителю истории. ХIХ век изучается подробнее и дольше, чем обычно. Но, согласитесь, если и есть эпоха нашей истории, о которой мы должны и можем знать все, то это прежде всего ХIХ век. Советская история изучается только в 11-м классе. Но я полагаю, что сложность материала здесь такова, что раньше заниматься этим довольно бесполезно. (Таблица 1).
Уроки 1-3
Есть логика в том, чтобы начинать новый курс с чего-то принципиально нового. До ХVIII в. светской литературы в России, строго говоря, нет. Есть некоторые образцы, но их можно не принимать в расчет, они представляют собой скорее переходную форму от древнерусской средневековой к европейской по типу литературе нового времени. Фигура Петра привлекательна как самая значительная в русской истории, как самая отчетливая граница между “древней” и “новой” Россией, наконец, как будущая линия размежевания западников и славянофилов.
История
Повторение, с которого начинаются первые уроки по истории и литературе в 9-м классе, заостряет внимание учеников на следующих общеизвестных моментах:
1) Петр решительно переориентировал основной геополитический вектор России с юга и юго-запада на северо-запад, что привело к длительной войне, но в конечном счете – к победе над сильнейшей континентальной державой Европы на тот момент, а также обусловило сближение России с Европой, в особенности с ее северной, преимущественно протестантской частью.
2) Вследствие войны у России впервые появилась регулярная армия, основанная на рекрутской повинности. В результате победы Россия изменила свой политический статус: вошла в число великих держав Европы и стала империей, а русские цари, начиная с Петра, – императорами.
3) Воля к преобразованиям и ориентация в этих преобразованиях на протестантскую Европу привели к радикальным изменениям в религиозной, социальной, экономической и культурной жизни России:
Петр отменил патриаршество и фактически подчинил церковь государству, учредив Святейший Синод и поставив во главе него государственного чиновника, обер-прокурора. Начался крайне болезненный для России процесс “огосударствления” церкви. Указом о переплавке церковных колоколов на пушки Петр первым в России начал процесс секуляризации церкви.
Петр разрушил традиционную для России социальную иерархию и учредил новую – по шведско-немецкому образцу (табель о рангах). Сословные границы стали более зыбкими, социальная мобильность возросла. Открылась возможность сделать карьеру иностранцам и людям невысокого происхождения. Петр создал, также по шведско-немецкому образцу, новую систему управления (Сенат, коллегии, прокуратура), привив России “регулярное” бюрократическое государство.
Петр дал толчок развитию русской промышленности, угледобыче, металлургии и т.д., при нем государственный бюджет России увеличился в несколько раз.
Наконец, Петр решительно преобразовал культуру и быт русского дворянина – начиная с обязательства брить бороду и заканчивая поощрением научной и всякой вообще полезной мирской деятельности. При Петре обретает полные права светская секулярная (отделенная от религии) культура.
Все это вызывало серьезное сопротивление общества вплоть до вооруженных восстаний, особенно среди старообрядцев, видевших в Петре антихриста. Деятельностью Петра усиливался раскол церкви, пропасть между “старым” и “новым” становилась непроходимой.
Главные вопросы
Как изменился в Петровскую эпоху взгляд общества на фигуру царя и взгляд царя на своих подданных? Кем хотел видеть своих подданных царь (примеры) и какой теперь виделась роль монарха (по Феофану Прокоповичу)?
Сравнить образ жизни отца и сына (Алексей Михайлович и Петр Алексеевич в возрасте, скажем, 30 лет – соответственно в 1659 и 1702 гг.).
Литература
Теперь посмотрим, что эта историческая выкладка даст нам на уроках литературы.
Первый урок – обзорная лекция. В России на всем протяжении ХVIII в. главным двигателем литературы оставался пафос государственного строительства и общественных преобразований. Гражданственность – одна из главных черт русской литературы ХVIII в., проникающая во все жанры. Отсюда две линии – высокая гражданственная ода и сатира, басня, комедия нравов. Сама Петровская эпоха в силу своего переломного характера не создала высоких образцов литературы, сопоставимых с “Житием протопопа Аввакума” или “Повестью о Горе-Злосчастии”. Необходимость адекватного литературного, но при этом светского языка остается главной проблемой всего ХVIII века.
На втором уроке литературы, опираясь на наличие некоторых представлений о древнерусской литературе и русской литературе ХVII века, изучаемых в 5-8-х классах, пробуем определить черты, присущие древнерусской, средневековой по типу литературе и светской литературе нового времени, известной с ХVII в.
Выделены, например, могут быть следующие черты (таблица 2).
Вывод
Какая связь между изменениями в характере литературы и общественными преобразованиями?
Чем обусловлены изменения?
Почему гражданская тема и гражданский пафос заменили религиозные начала литературы? Какие черты, присущие религиозному взгляду, были перенесены на гражданственность?
Примечание. Можно и не проводить специального интегрированного урока, поскольку темы 3-го урока по истории и литературе параллельны. Программа позволяет делать краткие экскурсы в историю на уроке литературы, и наоборот.
Комментарий к таблице 1
В настоящей таблице полностью синхронизированы курсы отечественной истории и литературы, начиная с 9-го класса. Приводятся первые 3 урока. В третьем столбце – рекомендуемая тема по всеобщей истории.
Илья БРАЖНИКОВ,
учитель истории
Москва
Продолжение следует
Комментарии